Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2013 ПО ДЕЛУ N А82-8310/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. по делу N А82-8310/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - департамента лесного хозяйства Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26 августа 2013 года по делу N А82-8310/2013, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Суркиной Т.В.
по иску департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944 ОГРН 1077603000254)
к закрытому акционерному обществу "Гостиница Успенская" (ИНН 7612036951 ОГРН 1067612021113)
о взыскании задолженности по арендной плате,

установил:

департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к закрытому акционерному обществу "Гостиница Успенская" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 54 951 руб. 90 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 13.12.2010 N 66 (далее - Договор) за 2011-2012 годы.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 309, 614, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 71, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26 августа 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что изменение размера арендной платы связано с неправомерным отнесением Договором спорных участков леса к только защитным, в то время как до заключения Договора и на момент его заключения, указанные участки относились к особо защитным участкам защитных лесов, что подтверждается проектом организации и ведения лесного хозяйства Угличского лесхоза Ярославской области, в силу чего размер арендной платы должен составлять 59 166 руб. 80 коп. в год. Не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов. При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате. Изменение размера арендной платы, подлежащего государственному регулированию, не является изменением условий договора о размере арендной платы, подлежащим оформлению дополнительным соглашением к Договору, поскольку в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируемые цены обязательны для сторон такого договора. Вследствие этого ограничение на изменение условий договора, заключенного по результатам аукциона, установленное в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в данной ситуации неприменимо. Принадлежность спорных участков к особо защитным участкам лесов в защитных лесах подтверждается материалами лесоустройства. Ответчиком возражений относительно данного факта не представлено.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что в деле отсутствуют доказательства формирования земельного участка и постановка его на кадастровый учет в качестве особо защитного участка защитных лесов. При не установлении границ земельного участка и не постановке его на кадастровый учет в качестве особо защищенного, при взимании арендной платы к участку не может быть применен повышающий коэффициент 2. Составление таксационного описания Угличского лесничества 2002-2003 годов не освобождает орган власти от необходимости кадастрового учета и учета в государственном лесном реестре спорного участка в качестве особо защищенного. Учет особо защищенных участков не выполнен в соответствии с требованиями закона. Таксационное описание не представлялось в суд первой инстанции. Кроме того, спорный участок относится к категории "зеленые зоны" в защитных лесах, что подтверждается соответствующими записями в характеристиках участка в приложениях N 2, 5, 6 к Договору. Цена аренды определена на аукционе. Размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Дополнительное соглашение об увеличении размера арендной платы не заключалось, с иском об изменении размера арендной платы по Договору истец не обращался. Также истец в жалобе ссылается на приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319, который вступил в силу после заключения Договора.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 26 августа 2013 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на основании протокола об итогах аукциона от 09.12.2010 N 4 между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен Договор, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, площадью 1,0 га, имеющий местоположение: Ярославская область, Угличский район, ГУ ЯО "Угличское лесничество", Угличское участковое лесничество (Угличский участок), квартал N 71 часть выделов 9, 11.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2. Участок передан для рекреационной деятельности.
Срок действия Договора установлен с 13.12.2010 по 12.12.2059.
В соответствии с разделом 2 Договора размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. Арендная плата по Договору составляет 31 062 руб. 57 коп. Арендатор вносит арендную плату согласно Приложению N 4 (по окончании квартала).
Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.01.2011, что подтверждается штампом УФРС по Ярославской области на Договоре.
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 13.12.2010.
По результатам проверки Рослесхозом выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2011, 2012 годы в сумме 54 951 руб. 90 коп. в связи с тем, что при проведении аукциона и заключении Договора был неверно определен начальный размер арендной платы (вместо коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов и равного "2", применен коэффициент "1").
Истец направил ответчику письмо от 19.04.2013 N 05-26/208, в котором предложил в срок до 15.05.2013 добровольно осуществить оплату выявленной задолженности и заключить дополнительное соглашение по внесению в Договор соответствующих изменений. Письмо получено ответчиком 23.04.2013.
Неудовлетворение требований Департамента послужило основанием для обращения истца в суд.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 610, частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случае, если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела следует, что Договор заключен в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам аукциона.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Из буквального толкования указанных выше норм следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В таблице N 11 указанного Постановления установлены ставки платы за единицу площади лесного участка при осуществлении рекреационной деятельности. Для Ярославской области ставка платы установлена в размере 7480 руб. в год за гектар используемого участка.
В примечании к таблице N 11 предусмотрено применение дополнительных коэффициентов, в том числе коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов (от 0,5 до 2).
Сведений о наличии на арендуемом лесном участке особо защитных участков лесов (ОЗУ) ни в Договоре, ни в приложениях к нему не содержится. Таким образом, истец не обосновал применение при расчете арендной платы повышающего коэффициента 2 для ОЗУ в защитных лесах.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что арендная плата за пользование лесным участком, переданным по Договору, заключенному по результатам аукциона, согласованная в протоколе и Договоре, изменению в одностороннем порядке не подлежит.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 26 августа 2013 года по делу N А82-8310/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Т.В.ЧЕРНИГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)