Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2013 N 18АП-7620/2013 ПО ДЕЛУ N А07-23340/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. N 18АП-7620/2013

Дело N А07-23340/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Суспициной Л.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2013 по делу N А07-23340/2012 (судья Юсеева И.Р.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Лукоморье" - Жуков А.В. (доверенность от 29.04.2013 N 29);
- федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан - Кокшарова А.Ф. (доверенность от 05.09.2012 N 02/2012-85).
Общество с ограниченной ответственностью "Лукоморье" (далее - заявитель, ООО "Лукоморье") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра") по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361, а также снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 483000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с.Михайловка, ул. Садовая, д. 35; обязании восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 площадью 483000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с.Михайловка, ул. Садовая, д. 35 (требования изложены с учетом изменения предмета требований, а также прекращения производства по делу в части требований о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:257-02:47:110701:264 и включению их в состав единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:427, на основании статей 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2013, л.д. 57-59, т. 7).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, муниципальное образование Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский района, Уфимский районный комитет по управлению собственностью, открытое акционерное общество акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ОАО АНК "Башнефть").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан 05.06.2013 от (резолютивная часть объявлена 29.05.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361, обязав исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361; признал незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 482 860 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. Садовая, д. 35, обязав восстановить на государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 482 860 кв. м.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение норм материального права. По мнению апеллянта, суд не принял во внимание осуществление органом кадастрового учета учетных действий, совершенных на основании кадастровых работ, заказчиком которых является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. При этом действий по преобразованию земельных участков и формированию из них новых объектов недвижимости не оспорены. Ссылается на осуществление преобразования земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 наряду с другими, в связи с чем, восстановление кадастрового учета названного участка потребует совершения всего комплекса действий по аннулированию прав Республики Башкортостан и исключению из государственного кадастра недвижимости всех образованных земельных участков. Со ссылкой на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.08.2011 N Д23-3480 указывает на необходимость определения в судебном акте порядка действий органа кадастрового учета по исполнению судебного акта.
Указывает на достаточность предоставления для осуществления кадастрового учета документов, отсутствия необходимости представления согласия арендатора и решения органа местного самоуправления, в силу чего судом неправильно применены положения пункта 1 статьи 11.3 и пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, а также право на обращение с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков любого заинтересованного лица в силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Также апеллянт ссылается на пропуск заявителем срока установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для оспаривания действий кадастрового органа, наличие согласования на преобразование арендуемого земельного участка.
ООО "Лукоморье" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве заявитель указывает на незаконность действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, поскольку преобразование указанного земельного участка произведено по заявлению неуполномоченного лица без ведома собственника земельного участка и в нарушение прав арендатора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
С учетом мнения представителей подателя жалобы, заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители подателя жалобы и заявителя поддержали доводы, изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Михайловский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 23.09.2004 N 199 ООО "Лукоморье" был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в границах землепользования совхоза "Уфимский" Уфимского района Республики Башкортостан, для сельскохозяйственного производства на 25 лет (л. д. 46, т. 1).
На основании указанного постановления 29.10.2004 между Уфимским районным комитетом по управлению собственностью и ООО "Лукоморье" заключен договор аренды N 116-мих находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, расположенного по адресу: Уфимский район, Михайловский сельсовет, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 483000 кв. м, в том числе пашня 8,5 га, пастбища 13,9 га, сенокосы 16,5 га, кустарники - 0,2 га, болота - 1.8 га, лесов - 7,4 га (л. д. 47-49, т. 1).
Срок действия договора установлен с 23 сентября 2004 года по 22 сентября 2029 года (пункт 2.1 договора).
Договор зарегистрирован в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 29.10.2004, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 (л. д. 155, т. 4).
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 поставлен на государственный кадастровый учет 15.12.2004. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства (л. д. 62, т. 1).
Из сведений единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 и сообщения Министерства земельных и имущественных отношений от 13.03.2012 N РЯ-14/4749 усматривается, что государственная регистрация права собственности, в том числе субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан, на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 не производилась (л. д. 155, 157, т. 4).
Вместе с тем, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2005 N 833-р (л. д. 58, т. 5), принятом в целях обеспечения обследования находящихся во владении сельскохозяйственных организаций земель, покрытых лесами и последующего проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, на основании заявления Мелешенко И.А., действовавшего по доверенности Министерства земельных и имущественных отношений 03.03.2009 земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118, в числе других (с кадастровыми номерами 02:47:000000:397, 02:47:000000:403, 02:47:110701:139, 02:47:110701:203-02:47:110701:205, 02:47:110701:220, 02:47:110701:222, 02:47:110701:223, 02:47:110701:225, 02:47:110801:162) был преобразован путем раздела с образованием, ряда земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 (пояснения Министерства земельных и имущественных отношений и ФГБУ "ФКП Росреестра" на л.д. 64-65, т. 5, л.д. 79 т. 1, л.д. 158-164, т. 4).
Из общедоступных сведений, размещенных на сайте ФГБУ "ФКП Росреестра" усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 имеет статус "архивный" (л. д. 77, т. 1), что обусловлено осуществлением государственной регистрации права на один из образованных земельных участков с кадастровым номерам 02:47:110701:368.
Из общедоступных сведений, размещенных на сайте ФГБУ "ФКП Росреестра" относительно земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 усматривается, что их предыдущим номером является кадастровый номер 02:47:110701:118 (л. д. 96-103, т. 1).
Сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 отсутствуют, как это видно из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (л. д. 143-150, т. 1).
28 ноября 2011 года ООО "Лукоморье" обратилось в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 483000 кв. м в собственность за плату. В ходе рассмотрения спора о незаконности бездействия Администрации муниципального района Уфимский район, касающегося принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность ООО "Лукоморье", последнему стало известно о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Указав, что снятие и постановка на кадастровый учет по заявлению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан земельных участков, образованных путем раздела арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 произведена без его согласия, влечет прекращение существования предмета договора аренды и лишает общество права на выкуп арендуемого более трех лет земельного участка сельскохозяйственного назначения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что преобразование земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, который является муниципальной собственностью, было произведено по заявлению неуполномоченного лица. Установив отсутствие зарегистрированных прав на образованные после раздела спорные земельные участки и истечение двухгодичного срока их временной постановки на кадастровый учет, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом судом был восстановлен срок для обжалования действий органа кадастрового учета, поскольку о совершении таких действий заявителю стало известно при рассмотрении другого дела.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот. В соответствии с положениями пункта 13 статьи 27, пункта 10 ст. 26, пункта 10 статьи 14 Закона о кадастре действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу названной нормы условием удовлетворения требований является одновременное наличие обстоятельств несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) требованиям закона и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. При этом решения об образовании указанных земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
Согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 27 названного закона, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона или в случае когда объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Исходя из названного, установив отсутствие в числе документов предоставленных для совершения действий по преобразованию земельных участков согласия арендатора земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 ООО "Лукоморье" на его разделение и образование из него новых земельных участков, кадастровая палата не должна была принимать решение об осуществлении кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361.
Следует также отметить отсутствие оснований для осуществления оспариваемых действий по заявлению представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан.
Статьей 20 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно пункту 3 названной нормы с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, к которым относятся арендаторы земельного участка, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о том, что разграничение государственной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 не производилось. Названное исключает отнесение земельного участка как к собственности субъекта Федерации, так и собственности муниципального образования, о чем судом первой инстанции сделаны ошибочные выводы, не повлиявшие на законность принятого решения.
Таким образом, с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 и соответственно снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 имели право обратиться арендатор земельного участка ООО "Лукоморье" и Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, как орган местного самоуправления имеющий полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доводы апеллянта о праве любого лица обратиться с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости приведены без учета характера совершенных действий по разделению земельного участка.
По смыслу ст. 11.4 Земельного Кодекса Российской Федерации раздел земельного участка предполагает образование нескольких земельных участков и прекращение существования земельного участка, при разделе которого образуются земельные участки. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о разделении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, исходя из содержания представленных кадастровых и землеустроительных дел об образуемых частях А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 соответствующих образованным земельным участкам с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 (л. д. 134-143, т. 2). Сведения в государственный кадастр о названных земельных участках внесены одновременно со сведениями о снятии с кадастрового учета исходного земельного участка, а потому такие действия не являются постановкой на кадастровый учет, совершаемыми по заявлению любого лица.
Доводы апеллянта о том, что акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:117 с земельным участком с кадастровым номером 02:47:110701:118, подписанный директором ООО "Лукоморье" (л.д. 147 т. 3) свидетельствует о согласии общества на разделение земельных участков ошибочен. Содержание названного акта не имеет указания на образование новых земельных участков.
Поскольку обжалуемые действия органа кадастрового учета, принимаемые в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о кадастре в форме решения об осуществлении кадастрового учета, не соответствуют закону, доводы апеллянта о необходимости оспаривания действий по осуществлению кадастровых работ, заказчиком которых является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подлежат отклонению.
Оценивая наличие нарушений прав заявителя действиями по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, судебной коллегией установлено, что их результатом является утрата индивидуализирующих характеристик и прекращение существования земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 в качестве объекта права.
Между тем, указанный земельный участок явился предметом договора аренды N 116-мих, заключенного 22.09.2011 между Уфимским районным комитетом по управлению собственностью и ООО "Лукоморье". Указанный договор послужил основанием для осуществления государственной регистрации обременения земельного участка правом аренды общества "Лукоморье" (л. д. 155, т. 4).
Учитывая, что в силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора аренды могут являться индивидуально-определенные земельные участки, принятие решения о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 в качестве в качестве объекта права ведет к прекращению зарегистрированного обременения земельного участка, а также лишает общество возможности приобретения земельного участка в собственность, как арендатора земель сельскохозяйственного назначения в порядке пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Установив несоответствие закону обжалуемых заявителем действий и нарушение ими прав и законных интересов ООО "Лукоморье", суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 с восстановлением на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 482 860 кв. м.
Делая названный вывод судебная коллегия учитывает, что фактически разделение земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 не связано с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:233, 02:47:110701:236, 02:47:110701:237, 02:47:110701:239-02:47:110701:262, 02:47:110701:283-02:47:110701:289, 02:47:000000:1159-02:47:000000:1161, входящими в состав единого землепользования 02:47:000000:427, обособленного участка 02:47:110701:290, входящий в состав единого землепользования 02:47:000000:434, обособленного участка 02:47:110701:427, входящего в состав единого землепользования 0247:000000:131, земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:234, 02:47:110701:238, 02:47:110701:294, 02:47:110502:276, 02:47:110701?307-02:47:110701:340, 02:47:110701:354-02:47:110701:402, 02:47:110701:404-02:47:110701:406, 02:47:110701:439, 02:47:110701:441-02:47:110701:444, 02:47:110701:648, 02:47:110701:649, 02:47:110701: 695, 02:47:110701: 697, 02:47:110701: 719, 02:47:110701: 753, 02:47:110701: 755, 02:47:110701: 771-02:47:110701: 776, 02:47:110701: 784, 02:47:1100801:192-02:47:1100801:199, 02:47:1100801:276-02:47:1100801:278, 02:47:1100801:282, 02:47:000000:1163, 02:47:000000:1165, поскольку разделение земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 было произведено наряду с земельными участками с кадастровыми номерами 02:47:000000:397, 02:47:000000:403, 02:47:110701:139, 02:47:110701:203-02:47:110701:205, 02:47:110701:220, 02:47:110701:222, 02:47:110701:223, 02:47:110701:225, 02:47:110801:162.
Названный вывод следует из сопоставление уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 и общей площади земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 (с учетом величины погрешности 6080 кв. м, л.д. 88 т. 3), сведений землеустроительного дела об образуемых частях А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118 соответствующих вышеназванным образованным земельным участкам (л. д. 134-143, т. 2), содержания решений о приостановлении осуществления и проведении кадастрового учета от 19.10.2011 и 10.11.2011 (л.д. 115,72 т. 3), а также предоставления иных земельных участков третьим лицам (отзыв ОАО АНК "Башнефть" на л.д. 78, т. 5).
С учетом уточнения заявленных требований, действия, не связанные с постановкой на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:110701:354-02:47:110701:361 заявителем не обжалуются.
Доводы апеллянта о необходимости указания в судебном акте порядка действий по его исполнению (в том числе в части присвоения кадастрового номера такому земельному участку, срока восстановления аннулированных и исключенных сведений, характера восстановленных сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке и т.д.), мотивированные соответствующими разъяснениями в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.08.2011 N Д23-3480, не являются основанием для отмены или изменения судебного акта.
Резолютивная часть обжалуемого решения соответствует статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и содержит необходимые указания в отношении восстановления исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:47:110701:118. Неясность решения может служить основанием для его разъяснения в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части доводов апеллянта о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд, коллегия считает возможным указать на следующее.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд первой инстанции оценил доводы заявителя, касающиеся его извещения о снятии с кадастрового учета земельного участка с момента предоставления отзыва по делуА07-15281/2012 в судебном заседании 21.12.2012 в качестве ходатайства о восстановлении срока и удовлетворил его.
Указанные выводы соответствуют положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выраженными в письме от 14.05.1995 N С1-7/ОП-328 о недопустимости ограничений права на судебную защиту, предусмотренного положениями статей 46 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации и закрепляющими положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежат отнесению на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы при обращении в суд с апелляционной жалобой по платежному поручению от 27.05.2013 N 4359242 уплатил государственную пошлину в размере 2 000 руб. (л. д. 92). Поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая палата, действующая в данном случае как государственный орган, освобождена от оплаты государственной пошлины, уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2013 по делу N А07-23340/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан из федерального бюджета 2000 руб. - сумму государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 27.05.2013 N 4359242.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)