Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-39195/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А41-39195/12


Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Воробьев И.В., доверенность N 16/12 от 01.10.2012, Никифоров В.В., доверенность N 03/12 от 10.09.2012,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского Муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2013 по делу N А41-39195/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению открытого акционерного общества "Кудиновский комбинат" к администрации Ногинского Муниципального района Московской области, третье лицо: Комитет по управлению имуществом Ногинского Муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, о признании пункта 2 постановления недействительным,
установил:

открытое акционерное общество "Кудиновский комбинат" (далее - заявитель, обществ, ОАО "Кудиновский комбинат") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ к администрации Ногинского Муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:16:0702001:105, площадью 31315 +/- 124 кв., местоположение: установлено относительно ориентира расположенного в границах участка (адрес ориентира: Московская область, Ногинский район, г.п. Электроугли, г. Электроугли, ул. Заводская, д. 6) по цене, равной 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, и обязании в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка по цене, равной 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Определением суда от 23.10.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Ногинского муниципального района Московской области.
Определением суда от 21.11.2012 дело N А41-48108/12 объединено с делом N А41-39195/12 с требованиями признать недействительным пункт 2 постановления администрации Ногинского муниципального района Московской области от 26.07.2012 N 1026 "О предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Кудиновский комбинат" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0702001:105, площадью 31315 +/- 124 кв., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (адрес ориентира: Московская область, Ногинский район, г.п. Электроугли, г. Электроугли, ул. Заводская, д. 6) в части указания цены выкупа земельного участка в размере 15% кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители администрации Ногинского Муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Ногинского Муниципального района Московской области, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Ногинского Муниципального района Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0702001:105 площадью 31315 +/- 124 кв. м: здание: кислотоупорный цех, пл. 815 кв. м, кадастровый (условный) номер: 50:16:01:00040:011, подземный газопровод, протяженность 2976,0 м, кадастровый (условный) номер: 50-50-16/007/2005-257; сооружение: железнодорожная ветка, протяженность 380 метров, кадастровый (условный) номер: 50:16:01:00040:075; сооружение: трубопровод канализации, протяженность 3569 п. м, кадастровый (условный) номер: 50:16:01:00040:062.
Право собственности на указанные объекты подтверждены свидетельствами: N 50АГ N 817465, N 50 НБ N 577411, N 50АЖ N 613674, N 50 НБ N 519986.
ОАО "Кудиновский комбинат" обратилось с заявлением в администрацию Ногинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:16:0702001:105, площадью 31315 +/- 124 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Электроугли, г. Электроугли, ул. Заводская, д. 6, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную зону
Постановлением от 26.07.2012 N 1026 администрацией Ногинского муниципального района Московской области предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:16:0702001:105, площадью 31315 +/- 124 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Электроугли, г. Электроугли, ул. Заводская, д. 6, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную зону, на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Кудиновский комбинат" на праве собственности.
Согласно пункту 2 постановления от 26.07.2012 N 1026 договор купли-продажи земельного участка предусматривает обязанность Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района заключить с ОАО "Кудиновский комбинат" по цене, равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 596 128 руб.
Заявитель полагая, что имеет право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с тем, что ранее объекты недвижимости были отчуждены из государственной собственности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что заявитель имеет право на приобретение в собственность земельных участков, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0702001:105 площадью 31315 +/- 124 кв. м, отчуждены из государственной собственности.
Наличие в отношении спорного земельного участка обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ заинтересованным не доказано.
Суд первой инстанции правомерно отклонен довод администрации о том, что заявитель с необходимым комплектом документов обратился за выкупом земельного участка с пропуском срока - 03.07.2012, в связи с чем постановление N 1026 о предоставлении земельного участка было вынесено 26.07.2012.
Вместе с тем, общество обращалось в адрес администрации с заявлениями от 28.05.2012 и от 26.06.2012 за исх. N 115 о предоставлении в собственность ОАО "Кудиновский комбинат" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0702001:105, площадью 31315 +/- 124 кв. м.
Подлинные экземпляры заявления от 26.06.2012 за исх. N 115, представленные администрацией и обществом обозревались судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если последние ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 17.02.2012, с изм. от 21.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92) до 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, требование заявителя о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:16:0702001:105, площадью 31315 +/- 124 кв. м, с установлением цены выкупа в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости участка является правомерным.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заинтересованного лица с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2013 по делу N А41-39195/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.КРУЧИНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)