Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Элит-дизайн" (ИНН: 8001006602, ОГРН: 1028002325669) - Макарова А.Г. - представитель по доверенности N 3 от 20 мая 2013 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Химки Московской области - Гребенщиков Э.В. - представитель по доверенности б/н от 17 сентября 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22526/13, принятое судьей Шайдулиной А.С., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элит-дизайн" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки, обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элит-дизайн" (далее по тексту - ООО "Элит-дизайн") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области, в котором просило:
- признать бездействие Администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению заявления ООО "Элит-дизайн" от 18 февраля 2013 года за исх. N 52 о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35 незаконным.
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Элит-дизайн" разрешение на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года заявленные ООО "Элит-дизайн" требования удовлетворены.
Суд признал бездействие Администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению заявления ООО "Элит-дизайн" от 18 февраля 2013 года за исх. N 52 о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35 незаконным.
Суд обязал Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Элит-дизайн" разрешение на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35.
Суд взыскал с Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "Элит-дизайн" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей (л.д. 165 - 173 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 2 - 3 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО "Элит-дизайн" - отказать, представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Элит-дизайн" возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1771 от 24 декабря 2010 г. утвержден Проект планировки территории в г. Химки Московской области в границах: ул. Опанасенко - Ленинский пр. - восточная граница земельного участка ФГУП "Канал им. Москвы - река Химка - восточная граница земельного участка ОАО "Маяк" - ул. Кудрявцева - ул. Юннатов - Ленинский пр. - линия застройки квартала II-Б - ул. Мичурина, мкр. Лобаново - ул. Опанасенко.
Указанное постановление опубликовано в газете Химкинские новости от 30 декабря 2010 года.
Строительство осуществляется на основании положительного заключения государственной экспертизы Государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза" N 50-1-2-0109-13 от 04 февраля 2013 г.
Право на землю закреплено за ООО "Элит-Дизайн" на основании следующих документов:
- - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17 февраля 2011 года серия 53-НГ N 477354 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:51 площадью 10 000 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 (л.д. 89 т. 1);
- - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16 мая 2011 года серия 50-АБ N 875668 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:58, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства, общей площадью 12 259 кв. м, адрес объекта Московская область, г. Химки, проспект Ленинский, владение 33, владение 35, корпус 1, корпус 2, корпус 3, корпус 4, корпус 5, уч. 6 по генплану, уч. 7 по генплану, уч. 8 по генплану (л.д. 57 - 58 т. 1).
- - договор аренды от 19 июня 2001 года N 107 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:17, заключенный между Администрацией Химкинского района Московской области (Арендодатель) и ООО "Олимп" (Арендатор), договор о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09 октября, заключенный между ООО "Олимп" и ООО "Элит-дизайн, согласно которым ООО "Элит-дизайн" является Арендатором земельного участка площадью 0,71 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, владение, 35 (л.д. 64 - 69 т. 1);
- - договор аренды от 05 июня 2009 года N 61 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:52, заключенный между Администрацией городского округа Химки Московской области (Арендодатель) и ООО "Элит-дизайн" (Арендатор), согласно которому Арендатору предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 4 390 кв. м, по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, вблизи д. 5 для строительства набережной, объектов отдыха и спорта, а также малых архитектурных форм и других элементов благоустройства (л.д. 105 - 112 т. 1).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:51 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148642 земельный участок имеет площадь 10000 кв. м, местоположение: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:58 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148637 земельный участок имеет площадь 12259 кв. м, местоположение: Московская область, пр. Ленинский, вл. 33, вл. 35, к. 1, к. 2., к. 3, к. 4, к. 5. уч. 6 по генплану, уч. 7 по генплану, уч. 8 по генплану, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
19 июня 2001 г. между Администрацией Химкинского района Московской области (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Олимп" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 107, предметом которого является земельный участок площадью 0,71 га, состоящий из земель населенных пунктов, для эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и здания проходной.
Согласно п. 1.2 Договор заключен сроком на 49 (сорок девять) лет.
Договор зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 27 июня 2001 г. за номером 50-01.10-10.2001-400.1.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:01:01 03 08:0017 от 26 сентября 2003 г. N 1065, имеет площадь - 0,71 га., местоположение: Московская область, Химкинский р-н, г. Химки, Ленинский проспект, вл. 35, категории земель: земли поселений; разрешенное использование: для эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и здания проходной.
09 октября 2003 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Олимп" (Сторона-1) и обществом с ограниченной ответственностью "Элит-Дизайн" (Сторона-2) заключен договор о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 107 от 19 июня 2001 г., в соответствии с которым Сторона-1 передает Стороне-2 в соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, права и обязанности в полном объеме по договору аренды земельного участка N 107 от 19 июня 2001 г..
Договор об уступке прав и обязанностей зарегистрирован 27 октября 2003 г. в УФРС по МО, регистрационная запись N 50-01/10-19/2003-321.1.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:17 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148646 земельный участок имеет площадь 7100 кв. м, местоположение: Московская область, г. Химки, Ленинский пр., вл. 35, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
05 июня 2009 г. между Администрацией г. Химки Московской области (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Элит-Дизайн" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N ЮА-61, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадь. 4390 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым N 50:10:010308:52.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:52 от 25 февраля 2009 г. N 10.1/09-0633 земельный участок имеет площадь 4390 кв. м, местоположение - Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, вблизи д. 5, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство набережной, объектов отдыха и спорта, а также малых архитектурных форм и других элементов благоустройства.
Договор аренды зарегистрирован УФРС по МО 01 июля 2009 г., регистрационная запись N 50-50-100-03/2009-445.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:52 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148639 земельный участок имеет площадь 4390 кв. м, местоположение- Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, вблизи д. 5, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
На указанных земельных участках осуществляется строительство 9-ти многоквартирных жилых домов в соответствии с градостроительной документацией, разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектной документацией, на основании выданных Администрацией городского округа Химки Московской области разрешений на строительство NRU 50301000-207 (жилой дом N 1), NRU 50301000-206 (жилой дом N 2), NRU 50301000-208 (жилой дом N 3), NRU 50301000-277 (жилой дом N 4), NRU 50301000-282 (жилой дом N 5), NRU 50301000-280 (жилой дом N 6), NRU 50301000-278 (жилой дом N 7), NRU 50301000-279 (жилой дом N 8), NRU 50301000-201 (жилой дом N 9).
В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-2-0109-13, выданное Государственным автономным учреждением Московской области "Московская областная государственная экспертиза" под домами N 7 - 9 по адресу: г. Химки. ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33 - 35, - предусмотрено строительство двухэтажной подземной автостоянки.
Руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО "Элит-дизайн" обратилось в Администрацию городского округа Химки с заявлением исх. N 52 от 18 февраля 2013 года о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7 - 9 по адресу: г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5, Ленинский проспект, вл. 33 - 35.
18 февраля 2013 года Администрацией городского округа Химки было принято заявление и ему присвоен входящий номер 951-вх, о чем свидетельствует штамп на копии заявления ООО "Элит-Дизайн".
Письмом исх. N 52.1 от 18 февраля 2013 года (входящий номер 951-вх от 18.02.2013) вместе с заявлением были переданы все необходимые документы, указанные в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако ответа на вышеуказанное заявление со стороны Администрации не последовало.
Посчитав бездействие Администрации городского округа Химки незаконным, ООО "Элит -Дизайн" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Из содержания части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В ходе судебного разбирательства установлено, что строительство спорного объекта: двухэтажной подземной автостоянки под домами 7, 8, 9 по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33 - 35 осуществляется на основании положительного заключения государственной экспертизы N 50-1-2-0109-13 от 04 февраля 2013 года, составленного Государственным автономным учреждением Московской области "Московская областная государственная экспертиза" (л.д. 126 - 141 т. 1).
18 февраля 2013 г. года ООО "Элит-Дизайн" обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
К заявлению были приложены документы в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В течение десяти дней с момента получения указанного заявления, Администрацией городского округа Химки Московской области не было выдано заявителю разрешения на строительство. Кроме того, отказа в выдаче разрешения на строительство так же не последовало.
Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка и принять законное решение.
Исходя из смысла действующего законодательства, первый заместитель Главы Администрации городского округа Химки, на имя которого подано заявление, обязан был рассмотреть заявление и дать по нему мотивированный ответ, а в случае необходимости запросить дополнительные документы (ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что по истечении 30 дней со дня получения органом местного самоуправления заявления общества с приложением всех документов, ответ в установленный законом срок обществу не направлен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что формальные требования закона о рассмотрении и даче письменного ответа Администрацией не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО "Элит-дизайн", соответственно, не принятии решения о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Данное бездействие противоречит нормам статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 5, 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает правовую неопределенность в реализации права заявителя.
Ссылка Администрации городского округа Химки на то, что проектная документация не соответствует требования градостроительного плана земельного участка, а также проекту планировки территории; на необходимость утверждения градостроительного плана в отношении каждого земельного участка отдельно; а также на отсутствие необходимости в выдаче разрешения на строительство в силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
По смыслу статей 44, 46 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка утверждается в отношении каждого земельного участка отдельно.
Однако указанное положение не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в рамках настоящего дела, так как Градостроительный план в отношении земельных участков утвержден постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1771 от 24 декабря 2010 г. Указанное постановление не оспорено и не отменено в предусмотренном действующим законодательством порядке.
Кроме того, на основании утвержденного Градостроительного плана, в соответствии с положениями ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, была разработана проектная документация двухэтажного подземного гаража под жилыми зданиями 7, 8, 9, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33 - 35, которая прошла государственную экспертизу в установленном законом порядке.
Что касается довода заинтересованного лица о том, что на возведение двухэтажного подземного гаража не требовалось специального разрешения в силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ввиду его вспомогательного назначения, то приведенное положение относится лишь к постройкам некапитального характера, которые не могут быть использованы в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Доводы Администрации городского округа Химки о том, что подземная автостоянка под домами N 7, 8, 9 подпадает в границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:17, в состав которого включен водный объект, который является собственностью Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанный земельный участок входит в Градостроительный план, который утвержден постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1771 от 24 декабря 2010 г.
Таким образом, бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, является незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Элит-Дизайн", как участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно счел обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании бездействия Администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство Обществу с ограниченной ответственностью "Элит-Дизайн" незаконным.
Принимая во внимание тот факт, что ООО "Элит-Дизайн" вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство предоставил весь комплект документов, предусмотренный ст. 51 Градостроительного кодекса и необходимый для выдачи разрешения на строительство, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Элит-Дизайн" разрешение на строительство двухэтажной подземной стоянки под домами N 7, 8, 9, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33, 35.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22526/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-22526/13
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N А41-22526/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Элит-дизайн" (ИНН: 8001006602, ОГРН: 1028002325669) - Макарова А.Г. - представитель по доверенности N 3 от 20 мая 2013 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Химки Московской области - Гребенщиков Э.В. - представитель по доверенности б/н от 17 сентября 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22526/13, принятое судьей Шайдулиной А.С., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элит-дизайн" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки, обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элит-дизайн" (далее по тексту - ООО "Элит-дизайн") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области, в котором просило:
- признать бездействие Администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению заявления ООО "Элит-дизайн" от 18 февраля 2013 года за исх. N 52 о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35 незаконным.
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Элит-дизайн" разрешение на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года заявленные ООО "Элит-дизайн" требования удовлетворены.
Суд признал бездействие Администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению заявления ООО "Элит-дизайн" от 18 февраля 2013 года за исх. N 52 о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35 незаконным.
Суд обязал Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Элит-дизайн" разрешение на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7, 8, 9 по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский пр., вл. 33 - 35.
Суд взыскал с Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "Элит-дизайн" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей (л.д. 165 - 173 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 2 - 3 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО "Элит-дизайн" - отказать, представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Элит-дизайн" возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1771 от 24 декабря 2010 г. утвержден Проект планировки территории в г. Химки Московской области в границах: ул. Опанасенко - Ленинский пр. - восточная граница земельного участка ФГУП "Канал им. Москвы - река Химка - восточная граница земельного участка ОАО "Маяк" - ул. Кудрявцева - ул. Юннатов - Ленинский пр. - линия застройки квартала II-Б - ул. Мичурина, мкр. Лобаново - ул. Опанасенко.
Указанное постановление опубликовано в газете Химкинские новости от 30 декабря 2010 года.
Строительство осуществляется на основании положительного заключения государственной экспертизы Государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза" N 50-1-2-0109-13 от 04 февраля 2013 г.
Право на землю закреплено за ООО "Элит-Дизайн" на основании следующих документов:
- - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17 февраля 2011 года серия 53-НГ N 477354 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:51 площадью 10 000 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 (л.д. 89 т. 1);
- - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16 мая 2011 года серия 50-АБ N 875668 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:58, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства, общей площадью 12 259 кв. м, адрес объекта Московская область, г. Химки, проспект Ленинский, владение 33, владение 35, корпус 1, корпус 2, корпус 3, корпус 4, корпус 5, уч. 6 по генплану, уч. 7 по генплану, уч. 8 по генплану (л.д. 57 - 58 т. 1).
- - договор аренды от 19 июня 2001 года N 107 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:17, заключенный между Администрацией Химкинского района Московской области (Арендодатель) и ООО "Олимп" (Арендатор), договор о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09 октября, заключенный между ООО "Олимп" и ООО "Элит-дизайн, согласно которым ООО "Элит-дизайн" является Арендатором земельного участка площадью 0,71 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, владение, 35 (л.д. 64 - 69 т. 1);
- - договор аренды от 05 июня 2009 года N 61 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:010308:52, заключенный между Администрацией городского округа Химки Московской области (Арендодатель) и ООО "Элит-дизайн" (Арендатор), согласно которому Арендатору предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 4 390 кв. м, по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, вблизи д. 5 для строительства набережной, объектов отдыха и спорта, а также малых архитектурных форм и других элементов благоустройства (л.д. 105 - 112 т. 1).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:51 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148642 земельный участок имеет площадь 10000 кв. м, местоположение: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:58 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148637 земельный участок имеет площадь 12259 кв. м, местоположение: Московская область, пр. Ленинский, вл. 33, вл. 35, к. 1, к. 2., к. 3, к. 4, к. 5. уч. 6 по генплану, уч. 7 по генплану, уч. 8 по генплану, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
19 июня 2001 г. между Администрацией Химкинского района Московской области (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Олимп" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 107, предметом которого является земельный участок площадью 0,71 га, состоящий из земель населенных пунктов, для эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и здания проходной.
Согласно п. 1.2 Договор заключен сроком на 49 (сорок девять) лет.
Договор зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 27 июня 2001 г. за номером 50-01.10-10.2001-400.1.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:01:01 03 08:0017 от 26 сентября 2003 г. N 1065, имеет площадь - 0,71 га., местоположение: Московская область, Химкинский р-н, г. Химки, Ленинский проспект, вл. 35, категории земель: земли поселений; разрешенное использование: для эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и здания проходной.
09 октября 2003 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Олимп" (Сторона-1) и обществом с ограниченной ответственностью "Элит-Дизайн" (Сторона-2) заключен договор о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 107 от 19 июня 2001 г., в соответствии с которым Сторона-1 передает Стороне-2 в соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, права и обязанности в полном объеме по договору аренды земельного участка N 107 от 19 июня 2001 г..
Договор об уступке прав и обязанностей зарегистрирован 27 октября 2003 г. в УФРС по МО, регистрационная запись N 50-01/10-19/2003-321.1.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:17 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148646 земельный участок имеет площадь 7100 кв. м, местоположение: Московская область, г. Химки, Ленинский пр., вл. 35, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
05 июня 2009 г. между Администрацией г. Химки Московской области (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Элит-Дизайн" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N ЮА-61, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадь. 4390 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым N 50:10:010308:52.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:52 от 25 февраля 2009 г. N 10.1/09-0633 земельный участок имеет площадь 4390 кв. м, местоположение - Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, вблизи д. 5, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: строительство набережной, объектов отдыха и спорта, а также малых архитектурных форм и других элементов благоустройства.
Договор аренды зарегистрирован УФРС по МО 01 июля 2009 г., регистрационная запись N 50-50-100-03/2009-445.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:52 от 15 февраля 2013 г. N МО-13/ЗВ-148639 земельный участок имеет площадь 4390 кв. м, местоположение- Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, вблизи д. 5, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для жилищного строительства.
На указанных земельных участках осуществляется строительство 9-ти многоквартирных жилых домов в соответствии с градостроительной документацией, разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектной документацией, на основании выданных Администрацией городского округа Химки Московской области разрешений на строительство NRU 50301000-207 (жилой дом N 1), NRU 50301000-206 (жилой дом N 2), NRU 50301000-208 (жилой дом N 3), NRU 50301000-277 (жилой дом N 4), NRU 50301000-282 (жилой дом N 5), NRU 50301000-280 (жилой дом N 6), NRU 50301000-278 (жилой дом N 7), NRU 50301000-279 (жилой дом N 8), NRU 50301000-201 (жилой дом N 9).
В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-2-0109-13, выданное Государственным автономным учреждением Московской области "Московская областная государственная экспертиза" под домами N 7 - 9 по адресу: г. Химки. ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33 - 35, - предусмотрено строительство двухэтажной подземной автостоянки.
Руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО "Элит-дизайн" обратилось в Администрацию городского округа Химки с заявлением исх. N 52 от 18 февраля 2013 года о выдаче разрешения на строительство двухэтажной подземной автостоянки под домами N 7 - 9 по адресу: г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5, Ленинский проспект, вл. 33 - 35.
18 февраля 2013 года Администрацией городского округа Химки было принято заявление и ему присвоен входящий номер 951-вх, о чем свидетельствует штамп на копии заявления ООО "Элит-Дизайн".
Письмом исх. N 52.1 от 18 февраля 2013 года (входящий номер 951-вх от 18.02.2013) вместе с заявлением были переданы все необходимые документы, указанные в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако ответа на вышеуказанное заявление со стороны Администрации не последовало.
Посчитав бездействие Администрации городского округа Химки незаконным, ООО "Элит -Дизайн" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Из содержания части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В ходе судебного разбирательства установлено, что строительство спорного объекта: двухэтажной подземной автостоянки под домами 7, 8, 9 по адресу: Московская область, г.о. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33 - 35 осуществляется на основании положительного заключения государственной экспертизы N 50-1-2-0109-13 от 04 февраля 2013 года, составленного Государственным автономным учреждением Московской области "Московская областная государственная экспертиза" (л.д. 126 - 141 т. 1).
18 февраля 2013 г. года ООО "Элит-Дизайн" обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
К заявлению были приложены документы в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В течение десяти дней с момента получения указанного заявления, Администрацией городского округа Химки Московской области не было выдано заявителю разрешения на строительство. Кроме того, отказа в выдаче разрешения на строительство так же не последовало.
Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка и принять законное решение.
Исходя из смысла действующего законодательства, первый заместитель Главы Администрации городского округа Химки, на имя которого подано заявление, обязан был рассмотреть заявление и дать по нему мотивированный ответ, а в случае необходимости запросить дополнительные документы (ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что по истечении 30 дней со дня получения органом местного самоуправления заявления общества с приложением всех документов, ответ в установленный законом срок обществу не направлен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что формальные требования закона о рассмотрении и даче письменного ответа Администрацией не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО "Элит-дизайн", соответственно, не принятии решения о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Данное бездействие противоречит нормам статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 5, 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает правовую неопределенность в реализации права заявителя.
Ссылка Администрации городского округа Химки на то, что проектная документация не соответствует требования градостроительного плана земельного участка, а также проекту планировки территории; на необходимость утверждения градостроительного плана в отношении каждого земельного участка отдельно; а также на отсутствие необходимости в выдаче разрешения на строительство в силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
По смыслу статей 44, 46 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка утверждается в отношении каждого земельного участка отдельно.
Однако указанное положение не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в рамках настоящего дела, так как Градостроительный план в отношении земельных участков утвержден постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1771 от 24 декабря 2010 г. Указанное постановление не оспорено и не отменено в предусмотренном действующим законодательством порядке.
Кроме того, на основании утвержденного Градостроительного плана, в соответствии с положениями ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, была разработана проектная документация двухэтажного подземного гаража под жилыми зданиями 7, 8, 9, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33 - 35, которая прошла государственную экспертизу в установленном законом порядке.
Что касается довода заинтересованного лица о том, что на возведение двухэтажного подземного гаража не требовалось специального разрешения в силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ввиду его вспомогательного назначения, то приведенное положение относится лишь к постройкам некапитального характера, которые не могут быть использованы в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Доводы Администрации городского округа Химки о том, что подземная автостоянка под домами N 7, 8, 9 подпадает в границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:010308:17, в состав которого включен водный объект, который является собственностью Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанный земельный участок входит в Градостроительный план, который утвержден постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 1771 от 24 декабря 2010 г.
Таким образом, бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, является незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Элит-Дизайн", как участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно счел обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании бездействия Администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство Обществу с ограниченной ответственностью "Элит-Дизайн" незаконным.
Принимая во внимание тот факт, что ООО "Элит-Дизайн" вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство предоставил весь комплект документов, предусмотренный ст. 51 Градостроительного кодекса и необходимый для выдачи разрешения на строительство, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании Администрацию городского округа Химки Московской области выдать ООО "Элит-Дизайн" разрешение на строительство двухэтажной подземной стоянки под домами N 7, 8, 9, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5 - Ленинский проспект, вл. 33, 35.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22526/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)