Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 12.11.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пульнева Владимира Сергеевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.08.2013 по делу N А23-1828/2013 (судья Акимова М.М.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Пульнев Владимир Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации муниципального района "Жуковский район" (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 18.10.2012 N 1430.
Определением суда от 11.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области.
Определением от 17.07.2013 суд принял уточнение истцом предмета иска - признать незаконным решение ответчика, изложенное в письме от 12.07.2013 об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе с. Совхоз "Чаусово", площадью 48 200 кв. м, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сельского поселения село Совхоз "Чаусово", обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе с. Совхоз "Чаусово", площадью 48 200 кв. м, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сельского поселения село Совхоз "Чаусово".
Решением арбитражного суда от 15.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Пульнев Владимир Сергеевич обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить. Возражает против вывода суда о том, что имело место ограничение возможности доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды спорного земельного участка. Считает, что после отмены постановления от 09.10.2009 N 1097 в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона прекращенное обязательство по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежит восстановлению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района "Жуковский район" от 09.10.2009 N 1097 заявителю предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 48 200 кв. м, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе с. Совхоз "Чаусово", для сельскохозяйственного производства (л. д. 6).
Постановлением Администрации муниципального района "Жуковский район" от 18.10.2012 N 1430 вышеуказанное постановление от 09.10.2009 N 1097 отменено, так как на момент его вынесения земельный участок не был поставлен на кадастровый учет.
Предприниматель обратился к ответчику с заявлением от 11.06.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 48 200 кв. м, расположенного в районе с. Совхоз "Чаусово" Жуковского района Калужской области.
В ответ на заявление администрация в письме от 12.07.2013 разъяснила заявителю, что поскольку информация о наличии свободного земельного участка площадью 48 200 кв. м, расположенного в районе с. Совхоз "Чаусово" Жуковского района Калужской области, была опубликована более четырех лет назад и, учитывая, что заявитель в течение более чем трех лет имел возможность надлежащим образом оформить права на указанный земельный участок, ответчик считает необходимым вновь опубликовать информацию о наличии данного земельного участка как свободного, предлагаемого в аренду (л. д. 82).
Основываясь на том, что поданное заявителем после издания постановления от 09.10.2009 N 1097 заявление о предоставлении земельного участка является единственным поданным в течение месяца с момента опубликования сообщения и последним не отзывалось, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по предоставлению в аренду спорного земельного участка в аренду в порядке, предусматривающем утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, заявитель обратился с уточненными требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий
(бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, земельный участок с кадастровым номером 40:07:000000:613 первоначально был поставлен на кадастровый учет 07.05.2010, что подтверждается кадастровым паспортом (л. д. 83-84).
Отмененное постановление о предоставлении земельного участка в аренду было принято 09.10.2009, в связи с этим земельный участок на кадастровый учет поставлен не был.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как установлено п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 указанной статьи.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 указанной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено в п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04 отмена муниципального правового акта осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
На основании того, что постановление от 09.10.2009 N 1097 о предоставлении заявителю в аренду земельного участка было вынесено с нарушением норм действующего законодательства, администрация отменила указанное постановление постановлением от 18.10.2012 N 1430, действуя в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, поскольку постановление о предоставлении заявителю в аренду земельного участка отменено, а за период действия постановления от 09.10.2009 N 1097 договор аренды между заявителем и ответчиком заключен не был, у ответчика отсутствуют законные основания для выдачи схемы расположения земельного участка ввиду невозможности предоставления земельного участка избирательно без проведения публичных процедур, чем ограничивать возможность доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет как необоснованные доводы жалобы о том, что в случае удовлетворения его требований не произошло бы ограничения возможности доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды спорного земельного участка, что прекращенное обязательство по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежит восстановлению после отмены постановления от 09.10.2009 N 1097.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия правовых оснований для этого.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.08.2013 по делу N А23-1828/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А23-1828/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А23-1828/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 12.11.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пульнева Владимира Сергеевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.08.2013 по делу N А23-1828/2013 (судья Акимова М.М.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Пульнев Владимир Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации муниципального района "Жуковский район" (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 18.10.2012 N 1430.
Определением суда от 11.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области.
Определением от 17.07.2013 суд принял уточнение истцом предмета иска - признать незаконным решение ответчика, изложенное в письме от 12.07.2013 об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе с. Совхоз "Чаусово", площадью 48 200 кв. м, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сельского поселения село Совхоз "Чаусово", обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе с. Совхоз "Чаусово", площадью 48 200 кв. м, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сельского поселения село Совхоз "Чаусово".
Решением арбитражного суда от 15.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Пульнев Владимир Сергеевич обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить. Возражает против вывода суда о том, что имело место ограничение возможности доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды спорного земельного участка. Считает, что после отмены постановления от 09.10.2009 N 1097 в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона прекращенное обязательство по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежит восстановлению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района "Жуковский район" от 09.10.2009 N 1097 заявителю предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 48 200 кв. м, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе с. Совхоз "Чаусово", для сельскохозяйственного производства (л. д. 6).
Постановлением Администрации муниципального района "Жуковский район" от 18.10.2012 N 1430 вышеуказанное постановление от 09.10.2009 N 1097 отменено, так как на момент его вынесения земельный участок не был поставлен на кадастровый учет.
Предприниматель обратился к ответчику с заявлением от 11.06.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 48 200 кв. м, расположенного в районе с. Совхоз "Чаусово" Жуковского района Калужской области.
В ответ на заявление администрация в письме от 12.07.2013 разъяснила заявителю, что поскольку информация о наличии свободного земельного участка площадью 48 200 кв. м, расположенного в районе с. Совхоз "Чаусово" Жуковского района Калужской области, была опубликована более четырех лет назад и, учитывая, что заявитель в течение более чем трех лет имел возможность надлежащим образом оформить права на указанный земельный участок, ответчик считает необходимым вновь опубликовать информацию о наличии данного земельного участка как свободного, предлагаемого в аренду (л. д. 82).
Основываясь на том, что поданное заявителем после издания постановления от 09.10.2009 N 1097 заявление о предоставлении земельного участка является единственным поданным в течение месяца с момента опубликования сообщения и последним не отзывалось, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по предоставлению в аренду спорного земельного участка в аренду в порядке, предусматривающем утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, заявитель обратился с уточненными требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий
(бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, земельный участок с кадастровым номером 40:07:000000:613 первоначально был поставлен на кадастровый учет 07.05.2010, что подтверждается кадастровым паспортом (л. д. 83-84).
Отмененное постановление о предоставлении земельного участка в аренду было принято 09.10.2009, в связи с этим земельный участок на кадастровый учет поставлен не был.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как установлено п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 указанной статьи.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 указанной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено в п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04 отмена муниципального правового акта осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
На основании того, что постановление от 09.10.2009 N 1097 о предоставлении заявителю в аренду земельного участка было вынесено с нарушением норм действующего законодательства, администрация отменила указанное постановление постановлением от 18.10.2012 N 1430, действуя в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, поскольку постановление о предоставлении заявителю в аренду земельного участка отменено, а за период действия постановления от 09.10.2009 N 1097 договор аренды между заявителем и ответчиком заключен не был, у ответчика отсутствуют законные основания для выдачи схемы расположения земельного участка ввиду невозможности предоставления земельного участка избирательно без проведения публичных процедур, чем ограничивать возможность доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет как необоснованные доводы жалобы о том, что в случае удовлетворения его требований не произошло бы ограничения возможности доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды спорного земельного участка, что прекращенное обязательство по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежит восстановлению после отмены постановления от 09.10.2009 N 1097.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия правовых оснований для этого.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.08.2013 по делу N А23-1828/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)