Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N 2-4983/13-33-2069

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N 2-4983/13-33-2069


Судья - Галкина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.
судей - Васильевой И.Ю. и Комаровской Е.И.
при секретаре Д.Ю.Н.
с участием заявителя В.С.Н., представителей заявителя по доверенности К.Д.А и В.Н.С., представителей заинтересованного лица Департамента культуры и туризма Новгородской области по доверенности К.А.Ю., С.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря 2013 года по докладу судьи Комаровской Е.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя К.Д.А на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления В.С.Н. о признании незаконными распоряжения Администрации Новгородского муниципального района N 2709-рз от 27.05.2013 г. об утверждении градостроительных планов земельных участков, решений Администрации Новгородского муниципального района от 26.07.2013 г. N 6581, 6582, 6583, 6584, 6585, 6586, 6587, 6588, 6589, 6590, 6591, 6592, 6593, 6594, 6595, 6596, 6597, 6598, 6599, 6600, 6601 об отказе в выдаче разрешений на строительство,

установила:

В.С.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Администрации Новгородского муниципального района об отказе в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, распоряжений об утверждении градостроительных планов земельных участков, указав в обоснование, что является собственником двадцати одного земельного участка, расположенных по адресу: <...>, с кадастровыми номерами "21 номер", разрешенный вид использования: индивидуальное жилищное строительство (далее - земельные участки). В целях освоения земельных участков обратился в Администрацию Новгородского муниципального района (далее - Администрация) за получением градостроительных планов и разрешения на индивидуальное жилищное строительство, однако письмом от 26.07.2013 г. в выдаче разрешений на строительство жилых домов было отказано со ссылкой на то, что земельные участки находятся в зоне охраняемого природного ландшафта, схемы планировочной организации земельных участков не соответствуют требованиям градостроительных планов. Также Администрацией заявителю были выданы градостроительные планы обозначенных земельных участков, не содержащие указание на места допустимого размещения объектов капитального строительства.
Ссылаясь на допущенное нарушение его прав, В.С.Н. просил признать незаконными распоряжение Администрации Новгородского муниципального района N 2709-рз от 27.05.2013 г. об утверждении градостроительных планов земельных участков, решения Администрации от 26.07.2013 г. N 6581, 6582, 6583, 6584, 6585, 6586, 6587, 6588, 6589, 6590, 6591, 6592, 6593, 6594, 6595, 6596, 6597, 6598, 6599, 6600, 6601 об отказе в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов и обязать Администрацию выдать градостроительные планы земельных участков, содержащие сведения о местах допустимого размещения объектов капитального строительства, а также разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.
Определениями суда от 06.08.2013 г., 14.08.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Волотовского сельского поселения, Департамент культуры и туризма Новгородской области.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель В.С.Н., действующий по доверенности К.Д.А, ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указал, что суд не дал оценки представленным заявителем доказательствам в подтверждение своих доводов, ограничившись оценкой доказательств, представленных Департаментом культуры и туризма Новгородской области. Считает факт отсутствия на принадлежащих заявителю землях объектов культурного наследия установленным, а потому оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований В.С.Н. у суда не имелось.
В представленных на апелляционную жалобу возражениях Департамент культуры и туризма Новгородской области (далее - Департамент), ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, заслушав представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В.С.Н. является собственником двадцати одного земельного участка, расположенных по адресу: <...>, с кадастровыми номерами "21 номер", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.08.2012 г., выданными Управлением Росреестра по Новгородской области.
Распоряжением Администрации N 2709-рз от 27.05.2013 г. утверждены градостроительные планы земельных участков без обозначения на них места допустимого размещения объектов капитального строительства. Из градостроительных планов усматривается, что принадлежащие В.С.Н. земельные участки находятся в зоне охраняемого природного ландшафта.
Решениями Администрации от 26.07.2013 г. N 6581, 6582, 6583, 6584, 6585, 6586, 6587, 6588, 6589, 6590, 6591, 6592, 6593, 6594, 6595, 6596, 6597, 6598, 6599, 6600, 6601 заявителю отказано в выдаче разрешений на строительство со ссылкой на несоответствие схемы планировочной организации земельных участков требованиям градостроительных планов.
Отказывая в удовлетворении заявления В.С.Н., суд первой инстанции указал, что оспариваемые им решения и распоряжение Администрации соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушений прав заявителя в связи с вынесением данных решений допущено не было.
Не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия оснований не находит.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что природные ландшафты, связанные с историческими событиями, как достопримечательные места признаются объектами культурного наследования, подлежащими государственной охране.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и до утверждения градостроительных регламентов проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Пунктами 1, 3 статьи 36 того же Федерального закона установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в п. 3 настоящей статьи, требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия; в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
Как установлено судом и не оспаривалось заявителем, Хутынский монастырь (XII - XIX вв.) на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327, от 04.12.1975 г. N 624, Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176, за NN 277 - 287 является объектом культурного наследия федерального значения.
Согласно сведениям, содержащимся в историко-архитектурном опорном плане зоны охраны памятников истории и культуры "Новгородье", согласованным 05.10.1994 года с Министерством культуры РСФСР, населенный пункт Хутынь входит в зону охраны памятников истории и культуры комплекса "Хутынь-Слутка".
Из паспорта памятника "Хутынский монастырь" усматривается, что впервые охранная зона памятника истории и культуры "Хутынский монастырь XII - XIX вв." установлена решением Исполнительного комитета Новгородского районного совета трудящихся от 17.11.1959 г. N 467. Впоследствии охранная зона объекта дополнена решением Новгородского Областного исполнительного комитата от 29.04.1968 г. N 242.
Согласно генеральному плану городского округа Великий Новгород, размещенного на сайте Минрегионразвития <...>, прилегающая к объекту культурного наследия "Хутынский монастырь, XII - XIX вв." территория, обозначена как зона охраняемого природного ландшафта.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 N 794 "О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" до утверждения зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Положением, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, сохраняются зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.
Постановлением Администрации Новгородской области от 29.06.2012 г. N 370 "Об утверждении схемы территориального планирования Новгородской области" принято решение определить и утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории области, и режимы использования этих территорий, разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия, в числе которых проект зон охраны "Хутынский монастырь, XII - XIX вв.".
Из основного чертежа проекта зон охраны Хутынского монастыря, разработанных в соответствии с вышеуказанным постановлением Администрации области видно, что прилегающая к монастырю территория, за исключением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта.
Как установлено судом из объяснений представителя Департамента, а также следует из сообщения Департамента от 17.05.2013 г. N 586, земельные участки заявителя полностью расположены в зоне охраняемого природного ландшафта, обозначенной в основном чертеже вышеупомянутого проекта, который в настоящее время находится на согласовании в Министерстве культуры РФ. До проведения государственной историко-культурной экспертизы предоставление указанных земельных участков под строительство, проведение на них работ не согласовывается.
Расположение участков в названной зоне основного чертежа проекта заявителем и его представителями не оспаривалось.
Пунктом 4 статьи 99 Земельного Кодекса РФ установлено, что использование земельных участков, не отнесенных к землях историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяются правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
С учетом приведенной нормы права, то обстоятельство, что зона охраны указанного объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровых паспортах спорных земельных участков отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе не свидетельствует о расположении спорных земельных участков вне зоны, подлежащей охране с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключения условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что отказ Администрации в выдаче заявителю градостроительных планов с указанием на место допустимого размещения объекта капитального строительства и разрешений на строительство не противоречит закону и соответствует материалам дела, является правильным.
Ссылка в жалобе на градостроительный план Волотовского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Волотовского сельского поселения, предусматривающие возможность использования принадлежащих заявителю земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может быть принята во внимание ввиду несоответствия данных документов требованиям Градостроительного кодекса РФ и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и является основанным на законе. Не допущено судом при рассмотрении дела и нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Доводы, изложенные в жалобе, были известны суду при разрешении спора по существу, оценены судом и правомерно отклонены с подробным изложением мотивов такого решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В.С.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.ТАРАСОВА

Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Е.И.КОМАРОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)