Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-6742/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N А33-6742/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Шошина П.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от администрации Емельяновского района (ответчика) - Болсуновского Н.М. - представителя по доверенности от 15.04.2013,
от закрытого акционерного общества Племенной завод "Соболевский" (заявителя) - Насырова М.Д. - представителя по доверенности от 04.07.2013, Курбатова А.В. - представителя по доверенности от 04.07.2013
прокурора Кулябовой Ю.А.
от Агентства лесной отрасли Красноярского края (третьего лица) - Трухиной В.П. - представителя по доверенности от 11.12.2012, Громовенко Ж.В. - представитель по доверенности от 17.08.2012,
от администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края - Дергачевой В.И. - главы Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявление закрытого акционерного общества Племенной завод "Соболевский" к администрации Емельяновского района о признании бездействия незаконным и обязании предоставить земельные участки в собственность.

установил:

закрытое акционерное общество Племенной завод "Соболевский" (ИНН 2411003682, ОГРН 1022400665297) (далее - ЗАО ПЗ "Соболевский", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Емельяновского района с требованиями:
- - признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непредставлении в собственность закрытому акционерному обществу Племенной завод "Соболевский" земельных участков, с кадастровыми номерами: 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера ККР 1100 N 17474, 24:11:0000000:245), принадлежащих закрытому акционерному обществу Племенной завод "Соболевский" на праве бессрочного (постоянного) пользования по заявлению исх. N 65 от 26.12.2011 (вх. N 8631 от 29.12.2011), по заявлению исх. N 67 от 26.12.2011 (вх. N 8630 от 29.12.2011);
- - обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить в собственность ЗАО ПЗ "Соболевский" по Договору купли-продажи земельный участок площадью 219294 кв. м с кадастровым номером 24:1 1:0040101:174 (предыдущий номер 24:11:0000000:245), по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, земельный участок площадью 18750714 кв. м с кадастровым номером 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера 24:11:0040103:221, 24:11:0240001:261), местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, с.Еловое.
Определением суда от 25.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2012 года, бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непредставлении в собственность ЗАО ПЗ "Соболевский" земельных участков, с кадастровыми номерами: 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера ККР 1100 N 17474, 24:11:0000000:245), принадлежащих ЗАО ПЗ "Соболевский" на праве бессрочного (постоянного) пользования по заявлению исх. N 65 от 26.12.2011 (вх. N 8631 от 29.12.2011), по заявлению исх. N 67 от 26.12.2011 (вх. N 8630 от 29.12.2011) признано незаконным. Суд обязал администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение о предоставлении ЗАО ПЗ "Соболевский" земельного участка площадью 219 294 кв. м с кадастровым номером 24:11:0040101:174 (предыдущий номер 24:11:0000000:245), по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, земельного участка площадью 18 750 714 кв. м с кадастровым номером 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера 24:11:0040103:221, 24:11:0240001:261), местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, на праве собственности, подготовить и направить ЗАО ПЗ "Соболевский" проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Считая, что указанный судебный акт принят о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе, ссылается на то, что участки с кадастровыми номерами: 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312, 24:11:0240001:261, на которые заключены договоры купли-продажи между администрацией Емельяновского района и ЗАО ПЗ "Соболевский", частично расположены на землях лесного фонда Российской Федерации, а именно на территории Емельяновского и Мининского лесничества. В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, предоставление лесных участков юридическим лицам в собственность статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не предусмотрено. Заявитель указывает, что к участию в настоящем деле привлечен не был. По мнению заявителя, обжалуемое решение затрагивает его права и обязанности, поскольку на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства края от 01.08.2008 N 18-п, является уполномоченным органом в области лесных отношений.
ЗАО ПЗ "Соболевский" в отзыве на апелляционную жалобу указывает следующее:
- - оснований для восстановления сроков, предусмотренных частью 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, поскольку о возможном нарушении прав заявителю стало известно 21 декабря 2010 года из письма КГУ "Мининское опытно-механизированное лесничество" от 16.12.2010 N 288, а также из письма КГКУ "Мининское лесничество" от 06.02.2012 N 27;
- - в действиях заявителя по обжалованию решения по настоящему делу усматриваются признаки злоупотребления правом, поскольку у заявителя имелась реальная возможность своевременной защиты своих прав еще в 2010 году, обжалование решения по истечении предельных сроков подрывает стабильность правовых отношений, ведет к произвольному изменению установленного окончательным судебным актом правового статуса их участников, создает неопределенность в спорных материальных правоотношениях;
- - в рамках дел N А33-9418/2008 и N А33-12530 о признании за ЗАО ПЗ "Соболевский" права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 1897 га с кадастровым номером 24:11:000000:245 исследовался вопрос о составе земель ЗАО ПЗ "Соболевский", в том числе о наличии в составе спорного земельного 563 га лесных угодий. Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А33-9418/2008 и N А33-12530/2009 подтверждено и признано право собственности ЗАО ПЗ "Соболевский" на земельный участок площадью 1897 га с кадастровым номером 24:11:000000:245;
- - из статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, следовательно, расположение леса на землях ЗАО ПЗ "Соболевский", которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не свидетельствует о том, что данные земли являются землями лесного фонда;
- - администрацией Емельяновского района Красноярского края приняты постановления от 26.10.2012 N 2910 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО ПЗ "Соболевский", 26.10.2012 между администрацией Емельяновского района и ЗАО ПЗ "Соболевский" заключен договор купли-продажи спорных земельных участков, указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
От прокурора Красноярского края поступили отзыв на апелляционную жалобу и возражения на отзыв ЗАО ПЗ "Соболевский", в которых он поддержал позицию Агентства лесной отрасли Красноярского края.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 года апелляционная жалоба Агентства лесной отрасли Красноярского края принята к производству, назначено судебное заседание на 10.06.2013.
В судебном заседании 10.06.2013 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 17.06.2013. Об объявленном перерыве судом сделано публичное извещение путем размещения информации на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда. По окончании перерыва рассмотрение дела продолжено.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 24.06.2013.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, рассмотрение дела назначено на 12.07.2013.
Поскольку вопрос о том, относятся ли лесные угодья в составе испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда, судом первой инстанции не исследовался, Агентство лесной отрасли Красноярского края, как уполномоченный собственником орган по управлению и распоряжению государственной собственностью в области лесных отношений, к участию в деле не привлекалось, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение затрагивает права и законные интересы Российской Федерации как собственника имущества.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 27.07.2013.
Представитель ЗАО ПЗ "Соболевский" в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края, возражал против удовлетворения заявленных требований. Заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу. Считает, что для подтверждения факта наложения земельных участков необходимы специальные познания.
Представитель ЗАО ПЗ "Соболевский" возражал против удовлетворения ходатайства третьего лица о назначении экспертизы.
Согласно пункту 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Пунктом 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
Рассмотрев ходатайство о назначении экспертизы, суд апелляционной инстанции полагает, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку факт наложения спорных земельных участков с участками лесного фонда подтвержден по материалам дела. Кроме того, для решения вопроса о законности бездействия администрации Емельяновского района, выразившегося в непредставлении в собственность закрытому акционерному обществу Племенной завод "Соболевский" указанных земельных участков установление их поквартального наложения не требуется.
Представитель администрации Емельяновского района согласен с исковыми требованиями в части признания бездействия незаконным, считает, что в качестве восстановительной меры следует направить на повторное рассмотрение заявления общества о предоставлении спорных земельных участков в собственность.
Администрация Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и прокурор возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель администрация Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края заявил ходатайство об истребовании от ФГБУ "Кадастровая палата" межевого плана многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 24:11:004010:174 площадью 219 294 кв. м, мотивируя его тем, что указанным доказательством подтверждается факт наложения спорных земельных участков с участками лесного фонда.
Статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет процессуальный порядок, при котором возможно удовлетворение ходатайства об истребовании доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Согласно абзацу второму части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, обращающееся в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств, должно обозначить доказательства, указать, какие обстоятельства могут быть установлены этими доказательствами, назвать причины, препятствующие получению доказательств, и место его нахождения.
Поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для полного, объективного и всестороннего рассмотрения спора, необходимости в предоставлении дополнительных доказательств нет, апелляционный суд, в силу положений статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его не подлежащим удовлетворению.
Кроме того, заявитель не указал причины, препятствующие получению доказательств, не обосновал невозможность получения указанных доказательств, а также каким образом межевой план многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 24:11:004010:174 сможет подтвердить факта наложения спорных земельных участков с участками лесного фонда.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.07.2009 по делу N А33-9418/2008, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непредставлении в собственность закрытого акционерного общества "Племенной завод Соболевский" земельных участков, с кадастровыми номерами: N 24:11:00 00 00:0245 (предыдущий кадастровый номер ККР 1100 N 17474) по заявлению от 29.06.2005 вх. N 1761, N 24:11:240001:243 по заявлению от 10.06.2008 вх. N 2349, N 24:11:040101:151 по заявлению от 10.06.2008 вх. N 2347, N 24:11:040103:0181 по заявлению от 12.11.2007 вх. N 5477, используемые закрытым акционерным обществом "Племенной завод Соболевский" на основании права бессрочного (постоянного) пользования.
При рассмотрении указанного дела арбитражным судом установлено, что согласно экспликации земель, предоставленных зверосовхозу "Соболевский", общая площадь земель составила 1989 га, из них сельскохозяйственных угодий - 845 га (732 га пашни, 113 га пастбища), лесов/кустарников - 601 га, под водой - 6 га, других земель - 537 га.
По данным Росземкадастра на 01.01.2001 за ЗАО Племзавод "Соболевский" числится земельный участок на праве бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 2129 га (справка от 10.09.2002 N 858). По состоянию на 27.03.1999 за ТО "Соболевский" на праве постоянного (бессрочного) пользования числится 1897 га земель на основании свидетельства (справка Росземкадастр от 05.03.2004 N 160). Согласно экспликации земель ЗАО ПЗ "Соболевский", предоставленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю 28.03.2005 за N 497, по состоянию на 01.01.2006 общая площадь земель ЗАО ПЗ "Соболевский" составила 1340 га. Согласно экспликации земель ЗАО ПЗ "Соболевский" по состоянию на 01.01.2006 общая площадь земель составила 1340 га, из них сельхоз угодий - 675 га (605 га пашни, 2 га многолетние насаждения, 47 га сенокосы, 21 га пастбища), лесные земли - 563 га, древесно-кустарниковой растительности - 6 га, под водой - 1 га, земли застройки - 3 га, под дорогами - 23 га, прочие земли - 69 га.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.11.2009 по делу N А33-12530/2009 за закрытым акционерным обществом Племенной завод "Соболевский" признано право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 1897 га с кадастровым номером 24:11:000000:245.
Согласно кадастровым паспортам от 07.08.2009 N 24ЗУ/09-255953, 24ЗУ/09-256385, 24ЗУ/09-255946 (т. 1 л.д. 16-20) из земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:245 образованы следующие земельные участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования:
- - земельный участок с кадастровым номером 24:11:0040101:174 (предыдущий номер 24:11:0000000:245) по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, площадью 219294 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 24:11:0240001:261 (предыдущий номер 24:11:0000000:245), по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, площадью 18141863 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 24:11:0040103:221 (предыдущий номер 24:11:0000000:245), по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, площадью 608851 кв. м.
В соответствии со свидетельствами от 10.08.2009 24ЕИ 263554, 24ЕИ 263555, 24ЕИ263553 (т. 1 л.д. 25-27) обществу принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0040101:174, 24:11:0240001:261, 24:11:0040103:221, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое.
Согласно кадастровому паспорту от 12.12.2011 N 24ЗУ/11-207345 (т. 1 л.д. 22-25) в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0040103:221, 24:11:0240001:261 образован земельный участок площадью 18 750 714 кв. м с кадастровым номером 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера 24:11:0040103:221, 24:11:0240001:261), местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования.
На указанном земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО Племенной завод "Соболевский", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия 24 БЮ N 002469; серия 24 БЮ N 002448; серия 24 БЮ N 002451; серия 24 БЮ N 002464; серия 24 БЮ N 002465; серия 24 БЮ N 002459; серия 24 БЮ N 002449; серия 24 БЮ N 002456; серия 24 БЮ N 002457; серия 24 БЮ N 002462; серия 24 БЮ N 002453; серия 24 БЮ N 002455; серия 24 БЮ N 002463; серия 24 БЮ N 002450; серия 24 ВА N 002208; серия 24 ВЮ N 002458; серия 24 ВА N 002108; серия 24 БЮ N 002452; серия 24 Ва N 002209; серия 24 БЮ N 002454 (т. 1 л.д. 38-57).
ЗАО ПЗ "Соболевский" обратилось в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлениями от 26.12.2011 N 65 (вх. N 8631 от 29.12.2011), N 67 (вх. N 8630 от 29.12.2011) (т. 1 л.д. 58-59) о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0040101:174 и 24:11:0000000:12312 соответственно.
К заявлению от 26.12.2011 N 65 обществом приложены: копия паспорта, копии учредительных документов, копия свидетельства от 10.08.2009 серия 24 ЕИ 263554, копия кадастрового паспорта земельного участка от 07.08.2009 N 24ЗУ/09-255953.
К заявлению от 26.12.2011 N 67 обществом приложены: копия паспорта, перечень объектов недвижимости, копии учредительных документов, копия кадастрового паспорта от 12.12.2011 N 243У/11-207345, копия свидетельства от 10.08.2009 серия 24 ЕИ 263553, копия кадастрового паспорта земельного участка от 07.08.2009 N 243У/09-255946, копия свидетельства от 10.08.2009 серия 24 ЕИ 263555, копия кадастрового паспорта земельного участка от 07.08.2009 N 243У/09-256385, копии свидетельств серия 24 БЮ N 002451 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002448 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002469 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002449 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002459 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002465 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002464 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002453 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002462 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002457 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002456 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002450 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002463 от 07.05.2002, серия 24 БЮ N 002455 от 07.05.2002, серия 24 ВА N 002208 от 24.06.2002, серия 24 БЮ N 002458 от 07.05.2002, серия 24 ВА N 002108 от 24.06.2002, серия 24 БЮ N 002452 от 07.05.2002, серия 24 ВА N 002209 от 24.06.2002, серия 24 БЮ N 002454 от 07.05.2002.
Считая бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края по непредставлению в собственность ЗАО Племенной завод "Соболевский" земельных участков, с кадастровыми номерами 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера ККР 1100 N 17474, 24:11:0000000:245) по заявлению исх. N 65 от 26.12.2011 (вх. N 8631 от 29.12.2011) по заявлению исх. N 67 от 26.12.2011 (вх. N 8630 от 29.12.2011), препятствующим реализации исключительного права ЗАО Племенной завод "Соболевский" на приобретение в собственность и государственной регистрации права собственности заявителя на указанные земельные участки, а также осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании указанного бездействия незаконным и возложении на администрацию Емельяновского района Красноярского края обязанности предоставить указанные земельные участки в собственность заявителю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2012 года заявление ЗАО Племенной завод "Соболевский" удовлетворено.
Агентство лесной отрасли Красноярского края, считая, что указанный судебный акт принят о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
- 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- 2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что администрация Емельяновского района Красноярского края не доказала законность оспариваемого бездействия, а ЗАО Племенной завод "Соболевский" подтвердило факт нарушения прав и законных интересов при непредставлении спорных земельных участков в собственность.
Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет одну из разновидностей вещных прав - право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обеспечивающее его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установленного срока (бессрочно).
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами установленными настоящим абзацем, до 01 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Приказом Минэкономразвития и торговли России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Устава Емельяновского района Красноярского края, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19.09.1997 N 4-14Р, администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
Пунктом 12 пункта 1 статьи 46 Устава Емельяновского района Красноярского края, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19.09.1997 N 4-14Р, предусмотрено, что администрация района планирует использование земель, находящихся в ведении района, организует ведение земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решает в соответствии с законодательством другие вопросы в области земельных отношений.
Факт приема 29.12.2011 заявлений общества от 26.12.2011 N 65 N 67 и прилагаемых к заявлениям документов подтверждается регистрационным штампом о приеме документов и администрацией не оспаривается.
Доказательств направления в адрес ЗАО Племенной завод "Соболевский" проекта договора купли-продажи спорных земельных участков ответчиком в материалы дела не представлено.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, ЗАО Племенной завод "Соболевский" является лицом, которое вправе в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе приобрести в собственность земельные участки, находящийся у него в постоянном (бессрочном) пользовании, им соблюден предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о приобретении (переоформлении) спорных земельных участков в собственность, поэтому администрация в срок, установленный частью 6 указанной статьи, должна была принять решение по результатам рассмотрения заявления ЗАО Племенной завод "Соболевский".
Бездействие администрации по нерассмотрению в установленный законом срок заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, заявление закрытого акционерного общества Племенной завод "Соболевский" о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявлений о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае удовлетворения заявления по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, в резолютивной части решения должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из заявленных требований, ЗАО Племенной завод "Соболевский", в том числе просить суд устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем возложения обязанности на администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить в собственность ЗАО ПЗ "Соболевский" по договору купли-продажи земельный участок площадью 219294 кв. м с кадастровым номером 24:1 1:0040101:174 (предыдущий номер 24:11:0000000:245), по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, земельный участок площадью 18750714 кв. м с кадастровым номером 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера 24:11:0040103:221, 24:11:0240001:261), местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, с.Еловое.
Данная просьба заявителя по своей правовой природе не является предметом самостоятельного требования, в связи с чем, суд вправе согласиться с заявителем о применении меры по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя, либо применить иные меры в соответствии с предметом спора, направленные на устранение нарушенных прав или законных интересов.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" письмом от 03.12.2012 N 03-70/2541 (т. 3 л.д. 33) уведомило Емельяновский районный Совет депутатов Красноярского края о том, что участки с кадастровыми номерами 24:11:0240001:261, 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312 частично расположены на землях лесного фонда Российской Федерации: а именно на территории Емельяновского и Мининского лесничества. К письму приложена схема расположения земель лесного фонда на спорных земельных участках.
Согласно письму прокуратуры Красноярского края от 23.01.2013 N 7/1-633-2012 (т. 3 л.д. 39-40) по факту многочисленных обращений жителей села Еловое Емельяновского района прокуратурой Красноярского края проведена проверка, в результате которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0240001:261 (в настоящее время 24:11:0000000:12312, 24:11:0040103:221, 24:11:024001:261) расположены земли государственного лесного фонда, общей площадью 384 га (Мининское лесничество) и около 450 га (Емельяновское лесничество).
Как следует из письменных пояснений Агентства лесной отрасли Красноярского края частичное наложение участки с кадастровыми номерами 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312, 24:11:0240001:261 с землями лесного фонда Российской Федерации выявлено в следующем:
участок с кадастровым номером 24:11:0040101:174:
- - частично расположен на квартале 33 (выдел 26) Мининского лесничества;
- участок с кадастровым номером 24:11:0000000:12312
- - частично расположен на квартале 43 (выдел 5, 6, 9, 12, 13, 16, 18, 20, 27, 28, 38, 44) квартал 48 (выдел 7) квартал 49 (выдел 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13,15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 26), квартал 50 (выдел 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11) Мининского лесничества Еловского участкового лесничества;
- - частично расположен на кварталах 11, 12, 14, 14-4, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 44, 47, 49, 50, Емельяновское участковое лесничество
участок с кадастровым номером 24:11:0240001:261:
- - частично расположен на квартале 33 (выдел 2-14; 20) Мининского лесничества;
- - частично расположен на кварталах 24-29, 52-58; Емельяновское участковое лесничество.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В пункте 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава лесного фонда ограничены в обороте.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела апелляционный суд приходит к выводу о том, что в пределах земель, находящихся в пользовании ЗАО Племенной завод "Соболевский" и испрашиваемых к выкупу в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" располагаются участки, относящиеся к землям леса, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требуемая заявителем восстановительная мера не может быть применена, поскольку указанные выше обстоятельство в силу статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации препятствует предоставлению ЗАО Племенной завод "Соболевский" в собственность спорных земельные участки, и в соответствии с положениями лесного законодательства подлежит проверке уполномоченным органом местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении земельных участков в собственность.
В данном случае суд апелляционной инстанции считает, что соответствующей обстоятельствам дела и направленной на устранение нарушенного права заявителя будет мера по возложению на уполномоченный орган местного самоуправления обязанности рассмотреть заявления общества о предоставлении спорных земельных участков в собственность по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ЗАО Племенной завод "Соболевский" об обязании администрации Емельяновского района Красноярского края предоставить в собственность ЗАО ПЗ "Соболевский" по договору купли-продажи земельный участок площадью 219294 кв. м и земельный участок площадью 18750714 кв. м, местоположение: Красноярский край, Емельяновский район, с.Еловое.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2012 года подлежит отмене по пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм процессуального права, а заявленные требования удовлетворению частично.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2012 года по делу N А33-6742/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление закрытого акционерного общества Племенной завод "Соболевский" удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непредставлении в собственность закрытому акционерному обществу Племенной завод "Соболевский" земельных участков, с кадастровыми номерами: 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера ККР 1100 N 17474, 24:11:0000000:245), принадлежащих закрытому акционерному обществу Племенной завод "Соболевский" на праве бессрочного (постоянного) пользования по заявлению исх. N 65 от 26.12.2011 (вх. N 8631 от 29.12.2011), по заявлению исх. N 67 от 26.12.2011 (вх. N 8630 от 29.12.2011). В остальной части заявленных требований отказать.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края в месячный срок рассмотреть заявления закрытого акционерного общества Племенной завод "Соболевский" исх. N 65 от 26.12.2011 (вх. N 8631 от 29.12.2011), исх. N 67 от 26.12.2011 (вх. N 8630 от 29.12.2011) о предоставлении в собственность земельных участков, с кадастровыми номерами: 24:11:0040101:174, 24:11:0000000:12312 (предыдущие номера ККР 1100 N 17474, 24:11:0000000:245).
Взыскать с администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу закрытого акционерного общества Племенной завод "Соболевский" 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить закрытому акционерному обществу Племенной завод "Соболевский" из средств федерального бюджета 8 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру Восточно-Сибирского банка СБ Российской Федерации от 26.04.2012 (терминал 161024103).
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
П.В.ШОШИН

Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)