Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Егоровой М.В., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
ответчика - Саляхова Р.И. (доверенность от 29.12.2012 N АГ-02/18053),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.)
по делу N А65-24372/2012
по заявлению исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск Республики Татарстан, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, от 01.08.2012 N 06-92/2012,
установил:
исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск Республики Татарстан (далее - исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) от 01.08.2012 N 06-92/2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 в удовлетворении заявления отказано ввиду того, что неопубликование исполкомом в официальном печатном издании - газете "Ленинская правда" извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения привело к принятию постановления от 08.07.2011 N 782 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Солецкому В.И." с нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено. Решение УФАС по РТ от 01.08.2012 N 06-92/2012 признано недействительным. В обоснование судебного акта указано, что исполкомом соблюдены требования пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку каждое из двух печатных изданий - газет "Ленинская правда" и "Туган як" является самостоятельным источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом суд апелляционной инстанции ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 по делу N А65-642/2012, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
В кассационной жалобе УФАС по РТ с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции не согласилось, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом антимонопольный орган полагает, что судом апелляционной инстанции при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку в деле N А65-642/2012 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследовался вопрос согласованности действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, в то время как по настоящему делу исполком признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Заявитель по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в ходе планового контрольного мероприятия антимонопольным органом были выявлены признаки нарушения исполкомом Закона о защите конкуренции, выразившиеся в следующем.
Заявителем 08.07.2011 было принято постановление N 782 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Солецкому В.И.". Между тем извещение о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения опубликовано не было.
Антимонопольным органом в отношении исполкома было возбуждено дело N 06-92/2012 по признакам нарушения им части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения названного дела антимонопольным органом 01.08.2012 было принято решение N 06-92/2012 о признании исполкома нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Не согласившись с принятым решением УФАС по РТ, исполком обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения" средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановлением исполкома в арендное пользование, не разграничена.
В данном случае при предоставлении спорного земельного участка в пользование подлежат применению положения статьи 19.1 Закона об обороте земель сельхозназначения о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания "Ленинская правда" и "Туган як".
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации.
Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование было опубликовано 04.05.2011 только в газете "Туган як".
Признавая оспариваемый акт антимонопольного органа соответствующим требованиям закона, суд первой инстанции исходил из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете "Туган як" от 04.05.2011, несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения исполкомом процедуры предоставления земельных участков, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоблюдении заявителем принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Указание судом апелляционной инстанции на достаточность опубликования сообщения в одном из утвержденных официальных печатных изданий является ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19.1 Закона об обороте земель сельхозназначения средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сообщение о предоставление в арендное пользование земельного участка подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как указано выше, в качестве официальных печатных изданий муниципального образования определены два газетных издания - "Ленинская правда" и "Туган як", соответственно на русском и татарском языках.
На основании пункта 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на татарском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих татарским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.
Правовая конструкция статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая наличие двух официальных средств массовой информации в муниципальном образовании, в целях соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности установления антимонопольным органом нарушения со стороны исполкома положений статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ссылка апелляционной инстанции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 по делу N А65-642/2012, как на схожее по своим обстоятельствам, является необоснованной, так как в деле N А65-642/2012 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследовался вопрос согласованности действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, в то время как по настоящему делу исполком признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При изложенных обстоятельствах обжалованное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А65-24372/2012 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24372/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А65-24372/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Егоровой М.В., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
ответчика - Саляхова Р.И. (доверенность от 29.12.2012 N АГ-02/18053),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.)
по делу N А65-24372/2012
по заявлению исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск Республики Татарстан, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, от 01.08.2012 N 06-92/2012,
установил:
исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск Республики Татарстан (далее - исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) от 01.08.2012 N 06-92/2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 в удовлетворении заявления отказано ввиду того, что неопубликование исполкомом в официальном печатном издании - газете "Ленинская правда" извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения привело к принятию постановления от 08.07.2011 N 782 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Солецкому В.И." с нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено. Решение УФАС по РТ от 01.08.2012 N 06-92/2012 признано недействительным. В обоснование судебного акта указано, что исполкомом соблюдены требования пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку каждое из двух печатных изданий - газет "Ленинская правда" и "Туган як" является самостоятельным источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом суд апелляционной инстанции ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 по делу N А65-642/2012, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
В кассационной жалобе УФАС по РТ с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции не согласилось, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом антимонопольный орган полагает, что судом апелляционной инстанции при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку в деле N А65-642/2012 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследовался вопрос согласованности действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, в то время как по настоящему делу исполком признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Заявитель по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в ходе планового контрольного мероприятия антимонопольным органом были выявлены признаки нарушения исполкомом Закона о защите конкуренции, выразившиеся в следующем.
Заявителем 08.07.2011 было принято постановление N 782 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Солецкому В.И.". Между тем извещение о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения опубликовано не было.
Антимонопольным органом в отношении исполкома было возбуждено дело N 06-92/2012 по признакам нарушения им части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения названного дела антимонопольным органом 01.08.2012 было принято решение N 06-92/2012 о признании исполкома нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Не согласившись с принятым решением УФАС по РТ, исполком обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения" средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановлением исполкома в арендное пользование, не разграничена.
В данном случае при предоставлении спорного земельного участка в пользование подлежат применению положения статьи 19.1 Закона об обороте земель сельхозназначения о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания "Ленинская правда" и "Туган як".
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации.
Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование было опубликовано 04.05.2011 только в газете "Туган як".
Признавая оспариваемый акт антимонопольного органа соответствующим требованиям закона, суд первой инстанции исходил из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете "Туган як" от 04.05.2011, несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения исполкомом процедуры предоставления земельных участков, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоблюдении заявителем принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Указание судом апелляционной инстанции на достаточность опубликования сообщения в одном из утвержденных официальных печатных изданий является ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19.1 Закона об обороте земель сельхозназначения средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сообщение о предоставление в арендное пользование земельного участка подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как указано выше, в качестве официальных печатных изданий муниципального образования определены два газетных издания - "Ленинская правда" и "Туган як", соответственно на русском и татарском языках.
На основании пункта 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на татарском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих татарским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.
Правовая конструкция статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая наличие двух официальных средств массовой информации в муниципальном образовании, в целях соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности установления антимонопольным органом нарушения со стороны исполкома положений статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ссылка апелляционной инстанции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 по делу N А65-642/2012, как на схожее по своим обстоятельствам, является необоснованной, так как в деле N А65-642/2012 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследовался вопрос согласованности действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, в то время как по настоящему делу исполком признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При изложенных обстоятельствах обжалованное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А65-24372/2012 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)