Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО ММЗ Вымпел - Моргунов Д.Б. - дов. от 20.02.13 г. б/н,
от ответчика ДГИ г. Москвы - Золотов Л.А. - дов. от 27.02.13 г. N ДГИ-Д-141/13,
рассмотрев 14 ноября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 01.04.2013 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление от 12.07.2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.
по заявлению ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (ОГРН: 1027739057884)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 г., удовлетворены в полном объеме заявленные требования ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 27.12.2012 г. N 33-5-24442/12-(0)-1 об отказе в оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13; обязании принять решение в форме распоряжения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13 и направить Обществу в месячный срок после принятия данного решения проект договора купли продажи.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Департамента, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13: стр. 40 - здание площадью 258,6 кв. м и стр. 72 - здание площадью 34,8 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
26.06.2012 г. Общество обратилось в Департамент с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13, однако письмом от 05.07.2012 г. N 33-5-9337/12-(0)-1 получило отказ в заключении договора купли-продажи указанного земельного участка по причине того, что по данным информационной системы по формированию и ведению реестра единых объектов недвижимости на рассматриваемом участке расположены 4 капитальных строения, в то время как в представленном заявителем комплекте документов содержатся выписки из ЕГРП только на 2 здания: ул. Ткацкая, д. 13, стр. 40 и стр. 72.
Заявитель обратился в органы, осуществляющие технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости (ГУП города Москвы городское бюро технической инвентаризации) на предмет проведения обследования вышеуказанного земельного участка.
По результатам проведенного обследования установлено, что на спорном земельном участке расположены (нанесены) строения:
- - Ткацкая ул., вл. 13А, производственное, год постройки - 1915, общей площадью 258,6 кв. м (оно же стр. 40 - здание площадью 258,6 кв. м, запись от 07.02.2000 N 77-01/00-001/2000-2526);
- - Ткацкая ул., д. 13А, стр. 1 - насосная станция, год постройки - 1990, общей площадью 34,8 кв. м (оно же стр. 72 - здание площадью 34,8 кв. м, запись от 07.02.2000 N 77-01/00-00-001/2000-2533). Изменения в адресных ориентирах названных объектов недвижимого имущества произошли в результате выпуска Распоряжения префекта ВАО г. Москвы от 07.04.2004 г. N 337-В-РП, остальные идентифицирующие признаки названных зданий остались неизменными.
В соответствии с Распоряжением Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом N 544-р от 31.03.1993 г. данные здания приватизированы заявителем.
На том же земельном участке расположены некапитальные вспомогательные сооружения, а именно: 2 навеса, проходная, которые не стоят на техническом учете в БТИ. Иных капитальных строений на территории спорного земельного участка или иных пользователей земельным участком не имеется.
В свою очередь, Департамент 27.12.2012 г. повторно отказал заявителю в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка со ссылкой на то, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах объекта природного комплекса N 46 ВАО г. Москвы "Бульвар (проектный) над реабилитированными долинами рек Хапиловки и Серебрянки от Окружной дороги до р. Яузы", что, по мнению Департамента, подпадает под нормы Постановления правительства г. Москвы от 27.02.2001 г. N 210-ПП "Об исключении практики предоставления земельных участков в пределах территорий природного комплекса до утверждения в установленном порядке градостроительной и предпроектной документации, устанавливающей их границы и режимы регулирования градостроительной деятельности".
Департамент сослался на то, что в комплекте документов заявителя приложены выписки из ЕГРП на вышеназванные здания, у которых адресный ориентир не соответствует данным БТИ.
Согласно ст. 552 ГК РФ и ст. 35 Земельного кодекса РФ по договору купли продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 г. утвержден Порядок передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формировании границ земельных участков на территории г. Москвы (далее - порядок).
Согласно п. 1.1 Порядка установлено, что настоящий Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.
В силу п. 2.1 Порядка определено, что гражданин или юридическое лицо обращается в службу "одного окна" департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 6.1 Порядка установлено, что департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя: заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя; документы, представленные заявителем; документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4); проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений); перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременении земельного участка; копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка; материалы межевания земельного участка; заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
В соответствии п. 7.1 Порядка подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется департаментом в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством г. Москвы.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, автомобильными дорогами, скверами, другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Вместе с тем, как обосновано отмечено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, не являются публичными объектами общего пользования.
Таким образом, если на участке, отнесенном к землям общего пользования в установленном порядке возведены объекты недвижимости, не являющиеся объектами общего пользования, то согласно ст. 262 ГК РФ с момента застройки он не может считаться землей общего пользования и, может быть приватизирован.
С учетом того факта, что иным доводам ответчика судами дана надлежащая правовая оценка, а иных обоснований своей позиции Департамент в кассационной жалобе не представил, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты судов обеих инстанций являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судами полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 апреля 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2013 г. по делу N А40-10486/13-10-105 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2013 N Ф05-13896/2013 ПО ДЕЛУ N А40-10486/13-10-105
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N А40-10486/13-10-105
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО ММЗ Вымпел - Моргунов Д.Б. - дов. от 20.02.13 г. б/н,
от ответчика ДГИ г. Москвы - Золотов Л.А. - дов. от 27.02.13 г. N ДГИ-Д-141/13,
рассмотрев 14 ноября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 01.04.2013 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление от 12.07.2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.
по заявлению ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (ОГРН: 1027739057884)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 г., удовлетворены в полном объеме заявленные требования ОАО "Московский машиностроительный завод "Вымпел" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 27.12.2012 г. N 33-5-24442/12-(0)-1 об отказе в оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13; обязании принять решение в форме распоряжения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13 и направить Обществу в месячный срок после принятия данного решения проект договора купли продажи.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Департамента, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13: стр. 40 - здание площадью 258,6 кв. м и стр. 72 - здание площадью 34,8 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
26.06.2012 г. Общество обратилось в Департамент с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:78 площадью 4885 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Ткацкая, 13, однако письмом от 05.07.2012 г. N 33-5-9337/12-(0)-1 получило отказ в заключении договора купли-продажи указанного земельного участка по причине того, что по данным информационной системы по формированию и ведению реестра единых объектов недвижимости на рассматриваемом участке расположены 4 капитальных строения, в то время как в представленном заявителем комплекте документов содержатся выписки из ЕГРП только на 2 здания: ул. Ткацкая, д. 13, стр. 40 и стр. 72.
Заявитель обратился в органы, осуществляющие технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости (ГУП города Москвы городское бюро технической инвентаризации) на предмет проведения обследования вышеуказанного земельного участка.
По результатам проведенного обследования установлено, что на спорном земельном участке расположены (нанесены) строения:
- - Ткацкая ул., вл. 13А, производственное, год постройки - 1915, общей площадью 258,6 кв. м (оно же стр. 40 - здание площадью 258,6 кв. м, запись от 07.02.2000 N 77-01/00-001/2000-2526);
- - Ткацкая ул., д. 13А, стр. 1 - насосная станция, год постройки - 1990, общей площадью 34,8 кв. м (оно же стр. 72 - здание площадью 34,8 кв. м, запись от 07.02.2000 N 77-01/00-00-001/2000-2533). Изменения в адресных ориентирах названных объектов недвижимого имущества произошли в результате выпуска Распоряжения префекта ВАО г. Москвы от 07.04.2004 г. N 337-В-РП, остальные идентифицирующие признаки названных зданий остались неизменными.
В соответствии с Распоряжением Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом N 544-р от 31.03.1993 г. данные здания приватизированы заявителем.
На том же земельном участке расположены некапитальные вспомогательные сооружения, а именно: 2 навеса, проходная, которые не стоят на техническом учете в БТИ. Иных капитальных строений на территории спорного земельного участка или иных пользователей земельным участком не имеется.
В свою очередь, Департамент 27.12.2012 г. повторно отказал заявителю в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка со ссылкой на то, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах объекта природного комплекса N 46 ВАО г. Москвы "Бульвар (проектный) над реабилитированными долинами рек Хапиловки и Серебрянки от Окружной дороги до р. Яузы", что, по мнению Департамента, подпадает под нормы Постановления правительства г. Москвы от 27.02.2001 г. N 210-ПП "Об исключении практики предоставления земельных участков в пределах территорий природного комплекса до утверждения в установленном порядке градостроительной и предпроектной документации, устанавливающей их границы и режимы регулирования градостроительной деятельности".
Департамент сослался на то, что в комплекте документов заявителя приложены выписки из ЕГРП на вышеназванные здания, у которых адресный ориентир не соответствует данным БТИ.
Согласно ст. 552 ГК РФ и ст. 35 Земельного кодекса РФ по договору купли продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 г. утвержден Порядок передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формировании границ земельных участков на территории г. Москвы (далее - порядок).
Согласно п. 1.1 Порядка установлено, что настоящий Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.
В силу п. 2.1 Порядка определено, что гражданин или юридическое лицо обращается в службу "одного окна" департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 6.1 Порядка установлено, что департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя: заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя; документы, представленные заявителем; документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4); проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений); перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременении земельного участка; копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка; материалы межевания земельного участка; заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
В соответствии п. 7.1 Порядка подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется департаментом в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством г. Москвы.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, автомобильными дорогами, скверами, другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Вместе с тем, как обосновано отмечено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, не являются публичными объектами общего пользования.
Таким образом, если на участке, отнесенном к землям общего пользования в установленном порядке возведены объекты недвижимости, не являющиеся объектами общего пользования, то согласно ст. 262 ГК РФ с момента застройки он не может считаться землей общего пользования и, может быть приватизирован.
С учетом того факта, что иным доводам ответчика судами дана надлежащая правовая оценка, а иных обоснований своей позиции Департамент в кассационной жалобе не представил, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты судов обеих инстанций являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судами полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 апреля 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2013 г. по делу N А40-10486/13-10-105 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)