Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2013 ПО ДЕЛУ N А48-1257/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. по делу N А48-1257/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Смолко С.И., Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Руслан" (Орловская область, Орловский район, д. Нижняя Калиновка, 302525, ИНН 5720007753, ОГРН 1025700696339) - Сазонова В.А. - представителя (дов. N 2 от 14.01.2013, сроком до 31.12.2013) и Сазонова С.В. - представителя (дов. N 1 от 14.01.2013, сроком до 31.12.2013),
от Администрации Орловского района Орловской области (г. Орел, ул. Полярная, д. 12, 302040, ОГРН 1025700695448) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Руслан" на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2012 (судья Е.Е.Пронина) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 (судьи А.И.Протасов, В.А.Сергуткина, В.А.Скрынников) по делу N А48-1257/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Руслан" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к администрации Орловского района Орловской области (далее - администрация) о признании недействительным решения от 14.02.2012 N 1-322 об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков: площадью 100 000 кв. м, 64 983 кв. м, 35 020 кв. м; местонахождение: Орловская область, Орловский район, деревня Хардиково; кадастровые номера 57:10 0040101:789, 57:10: 0040101: 1666, 57: 10: 0040101: 1667 соответственно; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания питомника по выращиванию хвойных пород деревьев.
Решением арбитражного суда от 09.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, общество обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судом, между администрацией Орловского района и обществом с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Руслан" был заключен договор аренды земли от 19.10.2005 N 241/1, в соответствии с которым обществу был предоставлен во владение и пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 100 000 кв. м (пашня), кадастровый номер 57:10 0040101:789 на срок с 04.10.2005 по 01.10.2020.
17.08.2010 между администрацией Орловского района и обществом с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Руслан" был заключен договор аренды земли N 494, в соответствии с которым в аренду обществу были предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:10: 0040101:1666, площадью 64 983 кв. м и с кадастровым номером 57: 10:0040101:1667, площадью 35020 кв. м на срок с 01.07.2010 по 01.10.2020.
В соответствии с данными договорами земельные участки были предоставлены для эксплуатации и обслуживания питомника по выращиванию хвойных пород деревьев.
Указанные сделки были зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Как следует из кадастровых паспортов, представленных заявителем суду, вышеназванные земельные участки относятся к землям населенных пунктов.
11.01.2012 общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Руслан" обратилось к главе администрации Орловского района Орловской области с заявлениями о передаче в собственность земельных участков с кадастровым номерами: N 57:10:0040101:789 - площадью 100 000 кв. м, N 57:10:0040101:1666 - площадью 64 983 кв. м, N 57:10:0040101:1667 - площадью 35 020 кв. м для размещения питомника по выращиванию хвойных пород деревьев.
Письмом от 14.02.2012 (исх. N 1-322) администрация сообщила обществу о наличии возможности выставить в соответствии с действующим законодательством спорные земельные участки на торги после расторжения с обоюдного согласия договоров на их аренду за N 241/1 от 19.10.2005 и N 494 от 17.08.2010.
Не согласившись с решением администрации, ООО "Крестьянское хозяйство "Руслан" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из текста заявлений ООО "Крестьянское хозяйство "Руслан" о предоставлении в собственность обществу арендованных им земельных участков, адресованных главе администрации Орловского района Орловской области, ссылки на нормы закона, в соответствии с которыми испрашиваемые земельные участки подлежат предоставлению заявителю в собственность, в указанных заявлениях не содержатся.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении обществу в собственность земельных участков без проведения торгов, ООО "Крестьянское хозяйство "Руслан" сослалось на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, как на основание возникновения права собственности на испрашиваемые земельные участки.
Признавая указанные доводы ООО "Крестьянское хозяйство "Руслан" не соответствующими нормам действующего земельного законодательства, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В пункте 2 статьи 34 ЗК РФ указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков по правилам, предусмотренным указанной нормой закона, должна предшествовать процедура выбора испрашиваемого земельного участка, проведения землеустроительных работ и постановка такого земельного участка на кадастровый учет.
Положение "О порядке предоставления в собственность земельных участков для целей не связанных со строительством", утвержденное постановлением Орловского районного Совета народных депутатов от 15.08.2011 N 5/48-РС, также содержит нормы, из которых следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, должна предшествовать процедура выбора, формирования и постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации приобретение в собственность заранее сформированного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством, должно осуществляться путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, земельными участками, сформированными до обращения заинтересованных лиц о предоставлении их в собственность, уполномоченный орган вправе распоряжаться по правилам, предусмотренным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, только по результатам проведения процедуры соответствующих торгов.
Как следует из материалов дела, на момент обращения ООО "Крестьянское хозяйство "Руслан" с заявлением в уполномоченный орган испрашиваемые в собственность земельные участки были сформированы, поставлены на кадастровый учет и обременены правами в связи с нахождением в аренде у самого же общества.
Учитывая, что общество не имело преимущественного права на выкуп арендуемых им земельных участков, а для целей соблюдения принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставление испрашиваемых земельных участков могло осуществляться только путем проведения торгов, орган местного самоуправления правомерно разъяснил заявителю в оспариваемом решении соответствующую процедуру отчуждения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, учитывая, что предметом торгов могут быть земельные участки свободные от прав третьих лиц, администрация Орловского района обоснованно предложила ООО "Крестьянское хозяйство "Руслан" расторгнуть ранее заключенные сделки по аренде испрашиваемых земельных участков путем заключения сторонами соответствующего соглашения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение администрации от 14.02.2012 N 1-322 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов является законным.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу N А48-1257/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
С.И.СМОЛКО
Л.В.СТЕПИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)