Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шиирипей А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Баутдинова М.Т., Бады-Сагаана А.В.,
при секретаре Н.,
переводчике И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по заявлению Ш. об оспаривании бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2013 года,
установила:
Ш. обратился в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество РТ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении земельного участка и о возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, указывая на то, что является ветераном боевых действий. В целях реализации своего права на получение бесплатного земельного участка для индивидуального жилищного строительства обращался с заявлением в Минземимущество РТ, однако получил отказ. Считает незаконными действия ответчика по отказу в бесплатном предоставлении земельного участка. Просил признать незаконными действия Минземимущества РТ, выразившиеся в отказе в бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать Минземимущество РТ предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Решением суда заявление Ш. к Минземимуществу РТ удовлетворено. Суд постановил: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва вынести решение о предоставлении Ш. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в размере 0,06 га на территории муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва". Также суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение закона в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, представитель Минземимуществу РТ Чооду Т-Б.В., действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требовании, указывая на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом нарушены нормы материального права, а именно ст., ст. 13, 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле".Судом не исследовался вопрос об очередности заявителя на бесплатное предоставление земельных участков. Данное обстоятельство имеет значение для правильного разрешения дела. Преждевременное предоставление заявителю земельного участка может нарушить права и законные интересы лиц, обратившихся с заявлением в Министерство ранее Ш. Также считает, что поскольку нормативно-правовым актом органа местного самоуправления определен порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно и этим порядком установлено, что бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, будет производится только после формирования земельных участков и опубликования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства, то оснований для удовлетворения заявленных требований Ш. к Министерству о предоставлении земельных участков не имелось. Кроме того, орган местного самоуправления по делу не привлекался. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать государственный орган, каким образом будет разрешать заявление Ш., а также обязать принять решение о предоставлении земельного участка. Суд может лишь указать на необходимость устранения нарушений прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением.
Представитель Минземимущества РТ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия признает его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседание истец Ш., его представитель Ч. с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, такая льгота, как предоставление земельных участков бесплатно в собственность, отсутствует (исключена в 2004 году).
Статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах не более в городских округах - 0,06 га, городских поселениях - 0,08 га, сельских поселениях - 0,1 га:
В ст. 13.1 Конституционного закона РТ "О земле" определен порядок бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, согласно которому для приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва и свободные от прав третьих лиц, граждане, указанные в пункте 5 статьи 13 настоящего Конституционного закона, обращаются в специальный уполномоченный орган с соответствующим заявлением, к которому прикладываются документы, подтверждающие право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона РТ "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п. 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно п. 1.4 Порядка, для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком.
В силу п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года N 591, Минземимущество РТ является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом первой инстанции, Ш. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением N, выданным 29 декабря 2006 года МВД по РТ. У него отсутствует в собственности земельный участок, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 29 марта 2013 года.
08 февраля 2013 года Ш. обращался в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Из ответа Минземимущества РТ N от 26 февраля 2013 года, адресованного Ш., следует, что согласно Конституционному закону Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" установлена возможность предоставления определенным категориям граждан, в собственность бесплатно земельных участков из земель находящихся в государственной собственности Республики Тыва или собственности муниципальных образований. Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В то же время данным законом предусмотрено, что порядок ведения реестра ветеранов боевых действий и выделение земельных участков устанавливается Правительством Республики Тыва. Данный порядок разработан и находится на стадии согласования. Для целей реализации норм Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" и в соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, в части проведения единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений. Министерством разработано и направлено в муниципальные образования Республики Тыва типовое положение о порядке предоставления земельных участков льготным категориям граждан. После принятия данных положений и проведения подготовительных работ муниципальные образования могут осуществлять предоставление земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии установленных земельным законодательством оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, Минземимуществом РТ не представлено, и из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования Ш. подлежащими удовлетворению.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ, то истец Ш. имеет право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, вышеуказанные подзаконные нормативные правовые акты Республики Тыва свидетельствуют о том, что полномочиями по принятию решения о бесплатном предоставлении земельных участков из земельных, находящихся в государственной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, Минземимущество РТ наделено, то бездействие данного органа государственной власти по непринятию решения о предоставлении земельного участка в льготном порядке является незаконным.
Истец Ш. изъявил желание получить в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, так как обратился с заявлением в Минземимущество РТ, поэтому не состоятелен довод жалобы о том, что к участию в деле не привлечена мэрия города Кызыла.
Между тем является обоснованным довод жалобы о том, что предоставление земельного участка может нарушить права и интересы лиц, обратившихся с заявлением в Минземимущество РТ ранее Ш. и которые стоят в очереди (реестре) впереди него.
Так, в соответствии со ст. 13.1 Конституционного закона РТ "О земле" предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Доказательств наличия преимущества на получение земельного участка по сравнению с лицами, ранее подавшими заявление и ранее вставшими в очередь на получение земельного участка, Ш. не представил. По этим основаниям решение суда подлежит изменению с включением в резолютивную часть дополнения о предоставлении земельного участка в порядке очереди, установленной для участников боевых действий.
Поскольку данное изменение вступает в противоречие с выводами суда о необходимости Минземимущества РТ исполнить решение суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, и делает решение суда неисполнимым, то данный вывод подлежит исключению из резолютивной части решения.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения в части удовлетворенных требований истца. Эти доводы являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение закона в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Абзац второй резолютивной части решения дополнить словами: "в порядке очереди, установленной для ветеранов боевых действий".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 644/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 644/2012
Судья: Шиирипей А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Баутдинова М.Т., Бады-Сагаана А.В.,
при секретаре Н.,
переводчике И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по заявлению Ш. об оспаривании бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2013 года,
установила:
Ш. обратился в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество РТ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении земельного участка и о возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, указывая на то, что является ветераном боевых действий. В целях реализации своего права на получение бесплатного земельного участка для индивидуального жилищного строительства обращался с заявлением в Минземимущество РТ, однако получил отказ. Считает незаконными действия ответчика по отказу в бесплатном предоставлении земельного участка. Просил признать незаконными действия Минземимущества РТ, выразившиеся в отказе в бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать Минземимущество РТ предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Решением суда заявление Ш. к Минземимуществу РТ удовлетворено. Суд постановил: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва вынести решение о предоставлении Ш. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в размере 0,06 га на территории муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва". Также суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение закона в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, представитель Минземимуществу РТ Чооду Т-Б.В., действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требовании, указывая на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом нарушены нормы материального права, а именно ст., ст. 13, 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле".Судом не исследовался вопрос об очередности заявителя на бесплатное предоставление земельных участков. Данное обстоятельство имеет значение для правильного разрешения дела. Преждевременное предоставление заявителю земельного участка может нарушить права и законные интересы лиц, обратившихся с заявлением в Министерство ранее Ш. Также считает, что поскольку нормативно-правовым актом органа местного самоуправления определен порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно и этим порядком установлено, что бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, будет производится только после формирования земельных участков и опубликования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства, то оснований для удовлетворения заявленных требований Ш. к Министерству о предоставлении земельных участков не имелось. Кроме того, орган местного самоуправления по делу не привлекался. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать государственный орган, каким образом будет разрешать заявление Ш., а также обязать принять решение о предоставлении земельного участка. Суд может лишь указать на необходимость устранения нарушений прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением.
Представитель Минземимущества РТ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия признает его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседание истец Ш., его представитель Ч. с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, такая льгота, как предоставление земельных участков бесплатно в собственность, отсутствует (исключена в 2004 году).
Статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах не более в городских округах - 0,06 га, городских поселениях - 0,08 га, сельских поселениях - 0,1 га:
В ст. 13.1 Конституционного закона РТ "О земле" определен порядок бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, согласно которому для приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва и свободные от прав третьих лиц, граждане, указанные в пункте 5 статьи 13 настоящего Конституционного закона, обращаются в специальный уполномоченный орган с соответствующим заявлением, к которому прикладываются документы, подтверждающие право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона РТ "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п. 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно п. 1.4 Порядка, для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком.
В силу п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года N 591, Минземимущество РТ является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом первой инстанции, Ш. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением N, выданным 29 декабря 2006 года МВД по РТ. У него отсутствует в собственности земельный участок, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 29 марта 2013 года.
08 февраля 2013 года Ш. обращался в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Из ответа Минземимущества РТ N от 26 февраля 2013 года, адресованного Ш., следует, что согласно Конституционному закону Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" установлена возможность предоставления определенным категориям граждан, в собственность бесплатно земельных участков из земель находящихся в государственной собственности Республики Тыва или собственности муниципальных образований. Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В то же время данным законом предусмотрено, что порядок ведения реестра ветеранов боевых действий и выделение земельных участков устанавливается Правительством Республики Тыва. Данный порядок разработан и находится на стадии согласования. Для целей реализации норм Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" и в соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, в части проведения единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений. Министерством разработано и направлено в муниципальные образования Республики Тыва типовое положение о порядке предоставления земельных участков льготным категориям граждан. После принятия данных положений и проведения подготовительных работ муниципальные образования могут осуществлять предоставление земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии установленных земельным законодательством оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, Минземимуществом РТ не представлено, и из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования Ш. подлежащими удовлетворению.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ, то истец Ш. имеет право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, вышеуказанные подзаконные нормативные правовые акты Республики Тыва свидетельствуют о том, что полномочиями по принятию решения о бесплатном предоставлении земельных участков из земельных, находящихся в государственной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, Минземимущество РТ наделено, то бездействие данного органа государственной власти по непринятию решения о предоставлении земельного участка в льготном порядке является незаконным.
Истец Ш. изъявил желание получить в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, так как обратился с заявлением в Минземимущество РТ, поэтому не состоятелен довод жалобы о том, что к участию в деле не привлечена мэрия города Кызыла.
Между тем является обоснованным довод жалобы о том, что предоставление земельного участка может нарушить права и интересы лиц, обратившихся с заявлением в Минземимущество РТ ранее Ш. и которые стоят в очереди (реестре) впереди него.
Так, в соответствии со ст. 13.1 Конституционного закона РТ "О земле" предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Доказательств наличия преимущества на получение земельного участка по сравнению с лицами, ранее подавшими заявление и ранее вставшими в очередь на получение земельного участка, Ш. не представил. По этим основаниям решение суда подлежит изменению с включением в резолютивную часть дополнения о предоставлении земельного участка в порядке очереди, установленной для участников боевых действий.
Поскольку данное изменение вступает в противоречие с выводами суда о необходимости Минземимущества РТ исполнить решение суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, и делает решение суда неисполнимым, то данный вывод подлежит исключению из резолютивной части решения.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения в части удовлетворенных требований истца. Эти доводы являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение закона в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Абзац второй резолютивной части решения дополнить словами: "в порядке очереди, установленной для ветеранов боевых действий".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)