Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 22.10.2012 по делу N А45-22751/2012 (судья Булахова Е.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (ИНН 5406568890, ОГРН 1105406014438, адрес юридического лица: 630099, г. Новосибирск, ул. Военная, 2; место нахождения юридического лица: 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 21-39)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (адрес (место нахождения) юридического лица: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 14)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь" (ИНН 5410041144, ОГРН 1115476048016, 630075, г. Новосибирск, ул. Танковая, 72, оф. 317)
о признании незаконными отказов в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем обеспечения выбора земельных участков, оформления акта о выборе земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее по тексту - ООО "Сфера", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - Администрация, апеллянт) в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленных письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, возложении обязанности на Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено общество с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь"
Решением от 22.10.2012 Арбитражный суд Новосибирской области признал незаконными отказы администрации Новосибирского района Новосибирской области обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленные письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сфера". В удовлетворении остальной части заявленных требований производство по делу прекратил. Возвратил Обществу из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на необходимость применения к данной ситуации пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Сфера" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Третьим лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 26.04.2010 ООО "Сфера" обратилось в Администрацию Новосибирского района с заявлением о выборе трех земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов в Новосибирской районе на территории муниципального образования Мочищенского сельсовета в дачном поселке Мочище:
- - площадью около 0,35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадь капитальной застройки около 60 - 80% площади земельного участка;
- - площадью около 0,15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадь капитальной застройки около 60 - 80% площади земельного участка;
- - площадью около 0,3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; площадь капитальной застройки около 60 - 80% в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
Письмом от 25.05.2010 года (исх. N 5923/01-12) Администрация уведомила ООО "Сфера" о необходимости представления для принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков для строительства планово-картографического материала в масштабе 1:10000 с указанием испрашиваемого земельного участка; копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии выписки из ЕГРЮЛ; копии устава организации; документа, подтверждающего полномочия руководителя предприятия; кадастрового плана территории; технико-экономического обоснования проекта строительства; расчета площади испрашиваемого земельного участка, выполненного лицензированной организацией; эскизного проекта строительства. При этом Администрация сослалась на Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области, утвержденное решением 36-й сессии Совета депутатов Новосибирского района 19.02.2009 года.
Арбитражный суд Новосибирской области решением от 29.10.2010 по делу N А45-15059/2010 признал незаконным отказ Администрации Новосибирского района, изложенный в письме от 25.05.2010 N 5923/01-12 и возложил на Администрацию Новосибирского района обязанность рассмотреть обращение ООО "Сфера" о предоставлении в аренду земельных участков (исх. от 26.04.2010 N 260410-зн) и принять решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 решение суда от 29.10.2010 оставлено без изменения.
Рассмотрев обращение ООО "Сфера" от 26.04.2010 Администрация Новосибирского района приняла решение, изложенное в письме от 05.03.2011 N 1430/01-12, об отказе в выдаче актов о выборе земельных участков, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки обременены правами третьих лиц.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения ООО "Сфера" в арбитражный суд о признании его незаконным.
Решением от 10.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5900/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 20.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией 22.12.2011, решение отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконным отказа Администрации ООО "Сфера" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленный письмом от 05.03.2011 N 1430/01-12. Производство по делу прекращено в части требований ООО "Сфера" о возложения обязанности на администрацию устранить допущенные нарушения прав путем обеспечения выбора земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0, 35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; оформления акта о выборе указанных земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов.
На предложения Администрации (письма 17.10.2011 N 13298/01-12, от 10.01.2012 N 18531/01-12) о предоставлении дополнительных документов ООО "Сфера" 22.05.2012 представила копии учредительных документов (свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ, устав, документ, подтверждающий полномочия директора), а также расчет (обоснование) площадей испрашиваемых земельных участков с приложением экспликации планируемых зданий и сооружений.
28.05.2012 Администрацией составлены и выданы Обществу три акта о выборе земельных участков, о чем также направлено сообщение в адрес судебного пристава-исполнителя в подтверждение исполнения постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5900/2011.
После чего 27.06.2012 в газете "Приобская правда" N 26 (9314) Администрация опубликовала информацию о предоставлении в аренду спорных земельных участков.
05.07.2012 в Администрацию поступили три заявления от Общества с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь" о рассмотрении возможности предоставления ему спорных участков для строительства аналогичных объектов: гостиницы, дома быта, торгово-офисного здания.
20.07.2012 Администрацией приняты распоряжения N N 233-р, 234-р, 235-р о проведении работ по формированию земельных участков и проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
23.07.2012 в связи с поступившими заявлениями от ООО "Такси Сибирь" Администрация письмами N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ сообщила ООО "Сфера" о том, что право аренды спорных земельных участков будет предоставлено посредством проведения аукциона в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Признавая незаконными отказы Администрации ООО "Сфера" в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленные письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, обязывая Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (с учетом определения от 20.11.2012 о разъяснении решения суда в указанной части) и прекращая производство по делу в остальной части заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемых отказов заинтересованного лица положениям действующего законодательства, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.10.2010 по делу N А45-15059/2010, которым на Администрацию возложена обязанность принять решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении спорных земельных участков, и которое в указанной части исполнено заинтересованным лицом путем вручения Обществу актов о выборе спорных земельных участков, производство по делу в части требований ООО "Сфера" о возложения обязанности на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав путем обеспечения выбора земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0,35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; оформления акта о выборе указанных земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов судом прекращено в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельного кодекса Российской Федерации.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права в пределах своих полномочий.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор порядка предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности как следует из анализа норм статей 25, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляется муниципальному органу.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Администрацией по результатам рассмотрения заявлений ООО "Сфера" возбуждена процедура предоставления земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0, 35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; с предварительным согласованием для проектирования и строительства торгово-офисного центра.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 названного Кодекса), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, проводится государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Первую стадию указанного порядка - выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
С заявлением о согласовании размещения объектов капитального строительства на спорных земельных участках ООО "Сфера" обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области 26.04.2010. На основании указанного заявления Администрацией подготовлены и вручены заявителю акты выбора земельных участков от 28.05.2012 при отсутствии доказательств наличия для этого препятствий.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом представлены документы, необходимые для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта. Представленные документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пунктов 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации возлагают на исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным и основанным на нормах действующего законодательства.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу приведенных правовых норм, для получения решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта со стороны лица, обратившего для получения земельного участка для строительства, требуется исключительно подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Обязанность заявителя осуществить какие-либо иные действия действующим законодательством не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, в ответ на обращение Общества с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, (что в силу приведенных ранее положений закона должно было быть выражено в форме принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта) Администрация письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ сообщила заявителю об отказе совершить указанное действие в связи с возбуждением процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования (путем выставления на торги). Иные причины отказа совершить требуемое Обществом действие Администрация не указала.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что Обществом представлены документы, необходимые для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Эти документы соответствуют требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений, установленных статьями 29, 30, пунктами 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, не окончив процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, Администрация Новосибирского района неправомерно возбудила процедуру предоставления участка без проведения предварительного согласования места размещения объекта.
При таких обстоятельствах с учетом того, что действия Администрации Новосибирского района по возбуждению процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием незаконными в судебном порядке не признаны, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа Администрации требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушении им прав и законных интересов ООО "Сфера".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых отказов Администрации, оформленных письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался. В части прекращения производства по делу доводов в апелляционной жалобе не содержится. Из материалов дела также не усматривается оснований для отмены решения в этой части.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.10.2012 года по делу N А45-22751/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.01.2013 ПО ДЕЛУ N А45-22751/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2013 г. по делу N А45-22751/12
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 22.10.2012 по делу N А45-22751/2012 (судья Булахова Е.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (ИНН 5406568890, ОГРН 1105406014438, адрес юридического лица: 630099, г. Новосибирск, ул. Военная, 2; место нахождения юридического лица: 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 21-39)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (адрес (место нахождения) юридического лица: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 14)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь" (ИНН 5410041144, ОГРН 1115476048016, 630075, г. Новосибирск, ул. Танковая, 72, оф. 317)
о признании незаконными отказов в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем обеспечения выбора земельных участков, оформления акта о выборе земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее по тексту - ООО "Сфера", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - Администрация, апеллянт) в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленных письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, возложении обязанности на Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено общество с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь"
Решением от 22.10.2012 Арбитражный суд Новосибирской области признал незаконными отказы администрации Новосибирского района Новосибирской области обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленные письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сфера". В удовлетворении остальной части заявленных требований производство по делу прекратил. Возвратил Обществу из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на необходимость применения к данной ситуации пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Сфера" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Третьим лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 26.04.2010 ООО "Сфера" обратилось в Администрацию Новосибирского района с заявлением о выборе трех земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов в Новосибирской районе на территории муниципального образования Мочищенского сельсовета в дачном поселке Мочище:
- - площадью около 0,35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадь капитальной застройки около 60 - 80% площади земельного участка;
- - площадью около 0,15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадь капитальной застройки около 60 - 80% площади земельного участка;
- - площадью около 0,3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; площадь капитальной застройки около 60 - 80% в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
Письмом от 25.05.2010 года (исх. N 5923/01-12) Администрация уведомила ООО "Сфера" о необходимости представления для принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков для строительства планово-картографического материала в масштабе 1:10000 с указанием испрашиваемого земельного участка; копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии выписки из ЕГРЮЛ; копии устава организации; документа, подтверждающего полномочия руководителя предприятия; кадастрового плана территории; технико-экономического обоснования проекта строительства; расчета площади испрашиваемого земельного участка, выполненного лицензированной организацией; эскизного проекта строительства. При этом Администрация сослалась на Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области, утвержденное решением 36-й сессии Совета депутатов Новосибирского района 19.02.2009 года.
Арбитражный суд Новосибирской области решением от 29.10.2010 по делу N А45-15059/2010 признал незаконным отказ Администрации Новосибирского района, изложенный в письме от 25.05.2010 N 5923/01-12 и возложил на Администрацию Новосибирского района обязанность рассмотреть обращение ООО "Сфера" о предоставлении в аренду земельных участков (исх. от 26.04.2010 N 260410-зн) и принять решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 решение суда от 29.10.2010 оставлено без изменения.
Рассмотрев обращение ООО "Сфера" от 26.04.2010 Администрация Новосибирского района приняла решение, изложенное в письме от 05.03.2011 N 1430/01-12, об отказе в выдаче актов о выборе земельных участков, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки обременены правами третьих лиц.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения ООО "Сфера" в арбитражный суд о признании его незаконным.
Решением от 10.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5900/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 20.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией 22.12.2011, решение отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконным отказа Администрации ООО "Сфера" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленный письмом от 05.03.2011 N 1430/01-12. Производство по делу прекращено в части требований ООО "Сфера" о возложения обязанности на администрацию устранить допущенные нарушения прав путем обеспечения выбора земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0, 35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; оформления акта о выборе указанных земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов.
На предложения Администрации (письма 17.10.2011 N 13298/01-12, от 10.01.2012 N 18531/01-12) о предоставлении дополнительных документов ООО "Сфера" 22.05.2012 представила копии учредительных документов (свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ, устав, документ, подтверждающий полномочия директора), а также расчет (обоснование) площадей испрашиваемых земельных участков с приложением экспликации планируемых зданий и сооружений.
28.05.2012 Администрацией составлены и выданы Обществу три акта о выборе земельных участков, о чем также направлено сообщение в адрес судебного пристава-исполнителя в подтверждение исполнения постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5900/2011.
После чего 27.06.2012 в газете "Приобская правда" N 26 (9314) Администрация опубликовала информацию о предоставлении в аренду спорных земельных участков.
05.07.2012 в Администрацию поступили три заявления от Общества с ограниченной ответственностью "Такси Сибирь" о рассмотрении возможности предоставления ему спорных участков для строительства аналогичных объектов: гостиницы, дома быта, торгово-офисного здания.
20.07.2012 Администрацией приняты распоряжения N N 233-р, 234-р, 235-р о проведении работ по формированию земельных участков и проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
23.07.2012 в связи с поступившими заявлениями от ООО "Такси Сибирь" Администрация письмами N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ сообщила ООО "Сфера" о том, что право аренды спорных земельных участков будет предоставлено посредством проведения аукциона в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Признавая незаконными отказы Администрации ООО "Сфера" в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленные письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, обязывая Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (с учетом определения от 20.11.2012 о разъяснении решения суда в указанной части) и прекращая производство по делу в остальной части заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемых отказов заинтересованного лица положениям действующего законодательства, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.10.2010 по делу N А45-15059/2010, которым на Администрацию возложена обязанность принять решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении спорных земельных участков, и которое в указанной части исполнено заинтересованным лицом путем вручения Обществу актов о выборе спорных земельных участков, производство по делу в части требований ООО "Сфера" о возложения обязанности на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав путем обеспечения выбора земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0,35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; оформления акта о выборе указанных земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов судом прекращено в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельного кодекса Российской Федерации.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права в пределах своих полномочий.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор порядка предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности как следует из анализа норм статей 25, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляется муниципальному органу.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, подтверждающим юридически значимые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Администрацией по результатам рассмотрения заявлений ООО "Сфера" возбуждена процедура предоставления земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0, 35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; с предварительным согласованием для проектирования и строительства торгово-офисного центра.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 названного Кодекса), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, проводится государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Первую стадию указанного порядка - выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
С заявлением о согласовании размещения объектов капитального строительства на спорных земельных участках ООО "Сфера" обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области 26.04.2010. На основании указанного заявления Администрацией подготовлены и вручены заявителю акты выбора земельных участков от 28.05.2012 при отсутствии доказательств наличия для этого препятствий.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом представлены документы, необходимые для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта. Представленные документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пунктов 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации возлагают на исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным и основанным на нормах действующего законодательства.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу приведенных правовых норм, для получения решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта со стороны лица, обратившего для получения земельного участка для строительства, требуется исключительно подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Обязанность заявителя осуществить какие-либо иные действия действующим законодательством не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, в ответ на обращение Общества с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, (что в силу приведенных ранее положений закона должно было быть выражено в форме принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта) Администрация письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ сообщила заявителю об отказе совершить указанное действие в связи с возбуждением процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования (путем выставления на торги). Иные причины отказа совершить требуемое Обществом действие Администрация не указала.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что Обществом представлены документы, необходимые для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Эти документы соответствуют требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений, установленных статьями 29, 30, пунктами 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, не окончив процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, Администрация Новосибирского района неправомерно возбудила процедуру предоставления участка без проведения предварительного согласования места размещения объекта.
При таких обстоятельствах с учетом того, что действия Администрации Новосибирского района по возбуждению процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием незаконными в судебном порядке не признаны, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа Администрации требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушении им прав и законных интересов ООО "Сфера".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых отказов Администрации, оформленных письмами от 23.07.2012 N N 388-ЗУ, 389-ЗУ, 390-ЗУ, и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался. В части прекращения производства по делу доводов в апелляционной жалобе не содержится. Из материалов дела также не усматривается оснований для отмены решения в этой части.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.10.2012 года по делу N А45-22751/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)