Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-17591/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- антимонопольного органа - Гизфанов А.М. (доверенность от 15.05.2013 N 49);
- Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - администрация) - Байгухова А.Р. (доверенность от 09.01.2013 N 18-1);
- Правительства Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ) - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010 N 1К-18 в порядке передоверия по доверенности от 13.12.2010 N 277-1820);
- Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - организация) - Муллаянова Д.И. (доверенность от 15.05.2013 N 77).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения антимонопольного органа от 14.09.2012 по делу N А-271/15-12 и предписания от 14.09.2012 N 105.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 (судья Галимова Н.Г.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, федеральным законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков для целей жилищного строительства без проведения торгов, кроме случаев, установленных подп. 5. и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30, п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Также УФАС России по Республике Башкортостан, ссылаясь на ст. 30.1 ЗК РФ и нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", полагает, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Кроме того, вывод судов о том, что деятельность организации не является коммерческой, является ошибочным, поскольку Уставом организации и нормами действующего законодательства указанная деятельность допускает извлечение прибыли. По мнению антимонопольного органа, действия администрации были обоснованно квалифицированы им как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в незаконном предоставлении организации возможности приобретения земельного участка для жилищного строительства, без проведения процедур публичных торгов, что является необоснованным предоставлением льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту и приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N А-271/15-12 по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вынесено 14.09.2012 решение, которым администрация признана нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Также антимонопольным органом заявителю 14.09.2012 выдано предписание N 105, которым администрации предписывалось прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ путем отмены постановления главы администрации городского округа город Стерлитамак от 29.06.2012 N 1563 "О предоставлении бесплатно НКО Фонд строительства социального жилья РБ земельных участков, расположенных по Стерлибашевскому тракту" и о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 14.10.2012.
При этом антимонопольный орган, вынося упомянутые решения и предписания, установил, что в целях организации массового строительства социального жилья и эффективного решения жилищных вопросов населения Республики Башкортостан, Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 создана некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан", учредителем которой является государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2011 N 736-р утвержден план мероприятий по организации строительства социального жилья в Республике Башкортостан, которым в частности утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органам местной исполнительной власти рекомендовано обеспечить предоставление участков из перечня земель для строительства социального жилья.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254), которым в частности, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять аналогичный порядок на местах.
Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 29.06.2012 издано постановление N 1563 "О предоставлении бесплатно в собственность Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан земельных участков, расположенных по Стерлибашевскому тракту", которым, со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ, ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з, организации предоставлены бесплатно в собственность земельные участки, из категории земель населенных пунктов, расположенные по Стерлибашевскому тракту, для строительства и обслуживания многоквартирных домов.
Антимонопольный орган расценил данное постановление как нарушающее требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в силу условий п. 11 ст. 1, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства, в собственность, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования пришли к выводу об отсутствии в действиях администрации нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (здесь и далее - в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з) установлено, что Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок бесплатного предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, земельных участков в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Согласно пункту 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, настоящий Порядок разработан в целях установления условий и процедур предоставления земельных участков в собственность бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - социально ориентированные организации), в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан и реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Решение о предоставлении земельных участков социально ориентированной организации в собственность бесплатно без проведения торгов принимается в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка определены в соответствии с федеральными законами (п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254).
Условия аналогичного характера содержались в Порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з (пункты 1.1, 1.2, 1.6).
Суды обоснованно отметили, что в рассматриваемой ситуации антимонопольным органом не установлено, что предоставленные организации бесплатно земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, равно как не были определены границы земельных участков в соответствии с федеральными законами (пункты 1.7, 1.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 и Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з соответственно). Напротив, представленные в материалы дела N А07-17591/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательства, в том числе имевшиеся у антимонопольного органа на момент вынесения оспариваемых решения и предписания, свидетельствуют об обратном.
Наличие в Порядке, утвержденном решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з пункта 1.3, предусматривавшего предоставление земельных участков социально ориентированным организациям в собственность бесплатно без проведения торгов, применительно к рассматриваемой ситуации не имеет значения, так как предметом рассмотрения возбужденного антимонопольным органом дела по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, являлось постановление администрации от 29.06.2012 N 1563.
Статьи 30 и 30.1 ЗК РФ не регламентируют вопросы безвозмездного предоставления в собственность земельных участков.
Соответственно, норма ч. 4 ст. 11 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з, согласно которой, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, производится без проведения торгов (аукционов, конкурсов), - является специальной, и не противоречит условиям абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, постановление администрации от 29.06.2012 N 1563 принято во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, которое в установленном законом порядке недействующим не признано.
С учетом изложенного, поскольку в данной ситуации организация создана для достижения определенных социальных целей и не преследует своей главной единственной целью извлечение прибыли, то судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о том, что отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как предоставление земельных участков социально ориентированным организациям носит заявительный характер (раздел 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, раздел 2 Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011) и, следовательно, не создает преимуществ одной социально ориентированной организации по отношению к другой, а равно, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ссылки антимонопольного органа на нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" судом кассационной инстанции не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору. Вопросы организации строительства не были предметом исследования антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и не имеют значения при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-17591/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
В.А.ЛУКЬЯНОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2013 N Ф09-6279/13 ПО ДЕЛУ N А07-17591/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. N Ф09-6279/13
Дело N А07-17591/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-17591/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- антимонопольного органа - Гизфанов А.М. (доверенность от 15.05.2013 N 49);
- Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - администрация) - Байгухова А.Р. (доверенность от 09.01.2013 N 18-1);
- Правительства Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ) - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010 N 1К-18 в порядке передоверия по доверенности от 13.12.2010 N 277-1820);
- Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - организация) - Муллаянова Д.И. (доверенность от 15.05.2013 N 77).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения антимонопольного органа от 14.09.2012 по делу N А-271/15-12 и предписания от 14.09.2012 N 105.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 (судья Галимова Н.Г.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, федеральным законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков для целей жилищного строительства без проведения торгов, кроме случаев, установленных подп. 5. и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30, п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Также УФАС России по Республике Башкортостан, ссылаясь на ст. 30.1 ЗК РФ и нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", полагает, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Кроме того, вывод судов о том, что деятельность организации не является коммерческой, является ошибочным, поскольку Уставом организации и нормами действующего законодательства указанная деятельность допускает извлечение прибыли. По мнению антимонопольного органа, действия администрации были обоснованно квалифицированы им как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в незаконном предоставлении организации возможности приобретения земельного участка для жилищного строительства, без проведения процедур публичных торгов, что является необоснованным предоставлением льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту и приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N А-271/15-12 по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вынесено 14.09.2012 решение, которым администрация признана нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Также антимонопольным органом заявителю 14.09.2012 выдано предписание N 105, которым администрации предписывалось прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ путем отмены постановления главы администрации городского округа город Стерлитамак от 29.06.2012 N 1563 "О предоставлении бесплатно НКО Фонд строительства социального жилья РБ земельных участков, расположенных по Стерлибашевскому тракту" и о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 14.10.2012.
При этом антимонопольный орган, вынося упомянутые решения и предписания, установил, что в целях организации массового строительства социального жилья и эффективного решения жилищных вопросов населения Республики Башкортостан, Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 создана некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан", учредителем которой является государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2011 N 736-р утвержден план мероприятий по организации строительства социального жилья в Республике Башкортостан, которым в частности утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органам местной исполнительной власти рекомендовано обеспечить предоставление участков из перечня земель для строительства социального жилья.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254), которым в частности, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять аналогичный порядок на местах.
Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 29.06.2012 издано постановление N 1563 "О предоставлении бесплатно в собственность Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан земельных участков, расположенных по Стерлибашевскому тракту", которым, со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ, ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з, организации предоставлены бесплатно в собственность земельные участки, из категории земель населенных пунктов, расположенные по Стерлибашевскому тракту, для строительства и обслуживания многоквартирных домов.
Антимонопольный орган расценил данное постановление как нарушающее требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в силу условий п. 11 ст. 1, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства, в собственность, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования пришли к выводу об отсутствии в действиях администрации нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (здесь и далее - в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з) установлено, что Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок бесплатного предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, земельных участков в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Согласно пункту 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, настоящий Порядок разработан в целях установления условий и процедур предоставления земельных участков в собственность бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - социально ориентированные организации), в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан и реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Решение о предоставлении земельных участков социально ориентированной организации в собственность бесплатно без проведения торгов принимается в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка определены в соответствии с федеральными законами (п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254).
Условия аналогичного характера содержались в Порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з (пункты 1.1, 1.2, 1.6).
Суды обоснованно отметили, что в рассматриваемой ситуации антимонопольным органом не установлено, что предоставленные организации бесплатно земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, равно как не были определены границы земельных участков в соответствии с федеральными законами (пункты 1.7, 1.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 и Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з соответственно). Напротив, представленные в материалы дела N А07-17591/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательства, в том числе имевшиеся у антимонопольного органа на момент вынесения оспариваемых решения и предписания, свидетельствуют об обратном.
Наличие в Порядке, утвержденном решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з пункта 1.3, предусматривавшего предоставление земельных участков социально ориентированным организациям в собственность бесплатно без проведения торгов, применительно к рассматриваемой ситуации не имеет значения, так как предметом рассмотрения возбужденного антимонопольным органом дела по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, являлось постановление администрации от 29.06.2012 N 1563.
Статьи 30 и 30.1 ЗК РФ не регламентируют вопросы безвозмездного предоставления в собственность земельных участков.
Соответственно, норма ч. 4 ст. 11 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з, согласно которой, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, производится без проведения торгов (аукционов, конкурсов), - является специальной, и не противоречит условиям абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, постановление администрации от 29.06.2012 N 1563 принято во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, которое в установленном законом порядке недействующим не признано.
С учетом изложенного, поскольку в данной ситуации организация создана для достижения определенных социальных целей и не преследует своей главной единственной целью извлечение прибыли, то судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о том, что отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как предоставление земельных участков социально ориентированным организациям носит заявительный характер (раздел 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, раздел 2 Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011) и, следовательно, не создает преимуществ одной социально ориентированной организации по отношению к другой, а равно, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ссылки антимонопольного органа на нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" судом кассационной инстанции не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору. Вопросы организации строительства не были предметом исследования антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и не имеют значения при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-17591/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
В.А.ЛУКЬЯНОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)