Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (ИНН 2308139560, ОГРН 1072308013800) - Олейникова О.В. (доверенность от 27.12.2012), от ответчика - Сочинского городского отделения Краснодарского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН 2320018770, ОГРН 1022300001613) - Биндюг М.В. (доверенность от 30.11.2012), от третьего лица - Федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329) - Сибатова Ф.Р. (доверенность 09.01.2013), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2013 по делу N А32-38158/2012 (судья Гречко О.А.), установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Сочинскому городскому отделению Краснодарского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - общественная организация), в котором просил:
- - изъять для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования общественной организации земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33, посредством перечисления ФКУ ДСД "Черноморье" (далее - учреждение) на банковский счет общественной организации денежных средств в размере 14 168 029 рублей либо перечисления указанной суммы в депозит суда;
- - прекратить право постоянного (бессрочного) пользования общественной организации на земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33;
- - возложить на общественную организацию обязанность освободить земельный участок площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6);
- - изъять для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения путем выкупа объект недвижимости (сторожевая-кассовая, литера А) площадью 7,4 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203019:1183 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33, принадлежащий на праве собственности общественной организации, посредством перечисления учреждением на банковский счет ответчика денежных средств в размере 124 172 рубля либо зачисления указанной денежной суммы в депозит суда;
- - прекратить право собственности общественной организации на объект недвижимости (сторожевая-кассовая, литера А, кадастровый номер объекта 23:49:02-3.1.2001-386) площадью 7,4 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33;
- - возложить на ответчика обязанность освободить данный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение и администрация муниципального образования город-курорт Сочи.
Определением от 21.01.2013 суд выделил в отдельное производство требования о перечислении денежных средств (14 292 201 рубль) за изымаемые объекты на расчетный счет общественной организации либо зачислении спорных сумм в депозит суда (т. 2, л.д. 64, 65). Делу присвоен N А32-2517/2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2013 в удовлетворении искового заявления об изъятии объектов отказано. Суд пришел к выводу о том, что образование земельного участка площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183) путем раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6) осуществлено без согласия правообладателя данного участка (общественной организации). Существующий земельный участок, из которого в соответствии с документацией по планировке территории образован спорный участок, подлежит изъятию для размещения олимпийских объектов на основании решения об изъятии, предусмотренного частью 13 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ). Поскольку решение об изъятии земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6) отсутствует, исковое заявление, основанное на акте органа государственной власти об изъятии части участка, не может быть удовлетворено судом.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 апелляционная жалоба департамента возвращена, в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе и дополнении к ней департамент просит отменить решение от 27.02.2013 как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, изменение объекта изъятия не лишало суд возможности удовлетворить иск в отношении всего земельного участка, что позволило бы восстановить нарушенные интересы, как публичного образования, так и правообладателя. При этом правовая квалификация сложившихся правоотношений относится к компетенции суда, который обязан правильно применить нормы материального права. Изложенное означает, что при доказанности факта нарушения порядка образования земельного участка площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183) суд обладал правомочиями принять решение об изъятии земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33. Кроме того, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве общественной организации на земельный участок площадью 183 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом одобрении ответчиком раздела земельного участка.
В отзыве учреждение указало на наличие оснований для изъятия земельного участка в целях строительства олимпийского объекта.
Общественная организация в отзыве просила оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.
В заседании представители департамента и учреждения поддержали доводы жалобы.
Представитель общественной организации указал на отсутствие оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Жалоба департамента не содержит доводов относительно отказа в удовлетворении требований об изъятии строения, находящегося на спорном участке, в связи с чем законность и обоснованность решения в названной части суд кассационной инстанции не проверяет (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 27.02.2013 надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общественной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, у дома N 33 (т. 2, л.д. 26, 28-33).
На данном земельном участке находится принадлежащий ответчику на праве собственности объект недвижимости - сторожевая-кассовая (литера А) общей площадью 7,4 кв. м (т. 2, л.д. 25).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2012 N 815-р земельный участок площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:6 площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Чайковского, д. 33, изъят для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)" путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования общественной организации (т. 1, л.д. 11-13).
Согласно пункту 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.10.2012 N 942-р в целях размещения названного олимпийского объекта путем выкупа в собственность Российской Федерации изъят объект недвижимого имущества - сторожевая-кассовая (литера А) площадью 7,4 кв. м, принадлежащий на праве собственности общественной организации (т. 1, л.д. 14, 15).
Реализуя полномочия, предусмотренные статьей 15 Закона N 310-ФЗ, департамент подготовил проекты соглашений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в целях размещения объекта олимпийского объекта федерального значения и об изъятии объекта недвижимого имущества (т. 1, л.д. 81-96).
Названные документы вручены общественной организации (т. 1, л.д. 97, 98).
Полагая, что ответчик уклоняется от подписания данных соглашений, департамент обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Часть 2 статьи 15 Закона N 310-ФЗ определяет, что в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов, осуществляется путем прекращения этих прав.
Полномочия по изъятию земельных участков для федеральных нужд переданы Российской Федерацией на период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года Краснодарскому краю (часть 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
В силу части 13 статьи 15 данного Закона в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов может быть принято в отношении образуемых земельных участков. В этом случае указанное решение принимается до образования земельного участка из существующего земельного участка после осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.
Исходя из содержания статьи 15 Закона N 310-ФЗ изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества производится в следующем порядке: принятие решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов; уведомление заинтересованных лиц о принятом решении (часть 18); проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таких изъятием (часть 21); подготовка проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и ознакомление с ним лиц, у которых изымаются земельные участки (часть 24); заключение соглашения, содержащего в том числе условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием (части 25 и 28).
Таким образом, Закон N 310-ФЗ предусматривает, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается имущество, соглашения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимости. Фактическое изъятие земельного участка и (или) иного объекта недвижимости производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда (часть 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, если иное не предусмотрено частью 15.1 рассматриваемой статьи, образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускается с письменного согласия: собственника такого земельного участка; землепользователя или землевладельца, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения названной нормы не соблюдены, что исключает возможность признания правомерным изъятия у общественной организации земельного участка площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:6 площадью 1852 кв. м.
Доказательств, свидетельствующих о возможности применения правил части 15.1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, истец не представил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Наличие в ЕГРП записи о регистрации права на земельный участок площадью 183 кв. м само по себе не свидетельствует о согласии общественной организации на раздел земельного участка и не подтверждает факт внесения записи в реестр по заявлению ответчика (т. 2, л.д. 162, 163).
Согласно части 15 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в случае отказа лиц, указанных в части 14 статьи 15 данного Закона, от образования земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов существующий земельный участок, из которого в соответствии с указанной документацией по планировке территории должен быть образован земельный участок, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества также подлежат изъятию для размещения олимпийских объектов на основании решения об изъятии, предусмотренного частью 13 рассматриваемой статьи.
Из материалов дела видно, что общественная организация в силу ряда причин возражает против раздела существующего земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:6 площадью 1852 кв. м (т. 2, л.д. 1-9, 39).
Таким образом, с учетом правил части 15 статьи 15 Закона N 310-ФЗ суд первой инстанции правомерно указал на необходимость изъятия всего земельного участка площадью 1852 кв. м.
Поскольку на момент разрешения спора решение уполномоченного государственного органа об изъятии всего земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6) отсутствовало, отказ в удовлетворении иска в обжалуемой части следует признать правильным.
Доводы департамента о том, что суд обладал возможностью самостоятельно определить предмет изъятия не принимаются. Статья 15 Закона N 310-ФЗ предусматривает определенный перечень действий, необходимых для реализации процедуры изъятия земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов. В данном случае доказательства соблюдения требований названной нормы (в частности, принятия решение об изъятии всего участка, определения его актуальной рыночной стоимости) у суда отсутствовали. Подменять собой государственные органы посредством реализации закрепленных за ними законом полномочий арбитражный суд не вправе.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом первой инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2013 по делу N А32-38158/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.П.НАЗАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N А32-38158/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N А32-38158/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (ИНН 2308139560, ОГРН 1072308013800) - Олейникова О.В. (доверенность от 27.12.2012), от ответчика - Сочинского городского отделения Краснодарского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН 2320018770, ОГРН 1022300001613) - Биндюг М.В. (доверенность от 30.11.2012), от третьего лица - Федерального казенного учреждения "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329) - Сибатова Ф.Р. (доверенность 09.01.2013), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2013 по делу N А32-38158/2012 (судья Гречко О.А.), установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Сочинскому городскому отделению Краснодарского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - общественная организация), в котором просил:
- - изъять для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования общественной организации земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33, посредством перечисления ФКУ ДСД "Черноморье" (далее - учреждение) на банковский счет общественной организации денежных средств в размере 14 168 029 рублей либо перечисления указанной суммы в депозит суда;
- - прекратить право постоянного (бессрочного) пользования общественной организации на земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33;
- - возложить на общественную организацию обязанность освободить земельный участок площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6);
- - изъять для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения путем выкупа объект недвижимости (сторожевая-кассовая, литера А) площадью 7,4 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203019:1183 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33, принадлежащий на праве собственности общественной организации, посредством перечисления учреждением на банковский счет ответчика денежных средств в размере 124 172 рубля либо зачисления указанной денежной суммы в депозит суда;
- - прекратить право собственности общественной организации на объект недвижимости (сторожевая-кассовая, литера А, кадастровый номер объекта 23:49:02-3.1.2001-386) площадью 7,4 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33;
- - возложить на ответчика обязанность освободить данный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение и администрация муниципального образования город-курорт Сочи.
Определением от 21.01.2013 суд выделил в отдельное производство требования о перечислении денежных средств (14 292 201 рубль) за изымаемые объекты на расчетный счет общественной организации либо зачислении спорных сумм в депозит суда (т. 2, л.д. 64, 65). Делу присвоен N А32-2517/2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2013 в удовлетворении искового заявления об изъятии объектов отказано. Суд пришел к выводу о том, что образование земельного участка площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183) путем раздела земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6) осуществлено без согласия правообладателя данного участка (общественной организации). Существующий земельный участок, из которого в соответствии с документацией по планировке территории образован спорный участок, подлежит изъятию для размещения олимпийских объектов на основании решения об изъятии, предусмотренного частью 13 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ). Поскольку решение об изъятии земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6) отсутствует, исковое заявление, основанное на акте органа государственной власти об изъятии части участка, не может быть удовлетворено судом.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 апелляционная жалоба департамента возвращена, в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе и дополнении к ней департамент просит отменить решение от 27.02.2013 как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, изменение объекта изъятия не лишало суд возможности удовлетворить иск в отношении всего земельного участка, что позволило бы восстановить нарушенные интересы, как публичного образования, так и правообладателя. При этом правовая квалификация сложившихся правоотношений относится к компетенции суда, который обязан правильно применить нормы материального права. Изложенное означает, что при доказанности факта нарушения порядка образования земельного участка площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183) суд обладал правомочиями принять решение об изъятии земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, д. 33. Кроме того, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве общественной организации на земельный участок площадью 183 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), образованный в результате раздела земельного участка площадью 1852 кв. м. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом одобрении ответчиком раздела земельного участка.
В отзыве учреждение указало на наличие оснований для изъятия земельного участка в целях строительства олимпийского объекта.
Общественная организация в отзыве просила оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.
В заседании представители департамента и учреждения поддержали доводы жалобы.
Представитель общественной организации указал на отсутствие оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Жалоба департамента не содержит доводов относительно отказа в удовлетворении требований об изъятии строения, находящегося на спорном участке, в связи с чем законность и обоснованность решения в названной части суд кассационной инстанции не проверяет (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 27.02.2013 надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общественной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, у дома N 33 (т. 2, л.д. 26, 28-33).
На данном земельном участке находится принадлежащий ответчику на праве собственности объект недвижимости - сторожевая-кассовая (литера А) общей площадью 7,4 кв. м (т. 2, л.д. 25).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2012 N 815-р земельный участок площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:6 площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Чайковского, д. 33, изъят для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)" путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования общественной организации (т. 1, л.д. 11-13).
Согласно пункту 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.10.2012 N 942-р в целях размещения названного олимпийского объекта путем выкупа в собственность Российской Федерации изъят объект недвижимого имущества - сторожевая-кассовая (литера А) площадью 7,4 кв. м, принадлежащий на праве собственности общественной организации (т. 1, л.д. 14, 15).
Реализуя полномочия, предусмотренные статьей 15 Закона N 310-ФЗ, департамент подготовил проекты соглашений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в целях размещения объекта олимпийского объекта федерального значения и об изъятии объекта недвижимого имущества (т. 1, л.д. 81-96).
Названные документы вручены общественной организации (т. 1, л.д. 97, 98).
Полагая, что ответчик уклоняется от подписания данных соглашений, департамент обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Часть 2 статьи 15 Закона N 310-ФЗ определяет, что в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов, осуществляется путем прекращения этих прав.
Полномочия по изъятию земельных участков для федеральных нужд переданы Российской Федерацией на период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года Краснодарскому краю (часть 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
В силу части 13 статьи 15 данного Закона в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов может быть принято в отношении образуемых земельных участков. В этом случае указанное решение принимается до образования земельного участка из существующего земельного участка после осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.
Исходя из содержания статьи 15 Закона N 310-ФЗ изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества производится в следующем порядке: принятие решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов; уведомление заинтересованных лиц о принятом решении (часть 18); проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таких изъятием (часть 21); подготовка проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и ознакомление с ним лиц, у которых изымаются земельные участки (часть 24); заключение соглашения, содержащего в том числе условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием (части 25 и 28).
Таким образом, Закон N 310-ФЗ предусматривает, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается имущество, соглашения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимости. Фактическое изъятие земельного участка и (или) иного объекта недвижимости производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда (часть 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, если иное не предусмотрено частью 15.1 рассматриваемой статьи, образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускается с письменного согласия: собственника такого земельного участка; землепользователя или землевладельца, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения названной нормы не соблюдены, что исключает возможность признания правомерным изъятия у общественной организации земельного участка площадью 1669 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:1183), образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:6 площадью 1852 кв. м.
Доказательств, свидетельствующих о возможности применения правил части 15.1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, истец не представил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Наличие в ЕГРП записи о регистрации права на земельный участок площадью 183 кв. м само по себе не свидетельствует о согласии общественной организации на раздел земельного участка и не подтверждает факт внесения записи в реестр по заявлению ответчика (т. 2, л.д. 162, 163).
Согласно части 15 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в случае отказа лиц, указанных в части 14 статьи 15 данного Закона, от образования земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов существующий земельный участок, из которого в соответствии с указанной документацией по планировке территории должен быть образован земельный участок, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества также подлежат изъятию для размещения олимпийских объектов на основании решения об изъятии, предусмотренного частью 13 рассматриваемой статьи.
Из материалов дела видно, что общественная организация в силу ряда причин возражает против раздела существующего земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:6 площадью 1852 кв. м (т. 2, л.д. 1-9, 39).
Таким образом, с учетом правил части 15 статьи 15 Закона N 310-ФЗ суд первой инстанции правомерно указал на необходимость изъятия всего земельного участка площадью 1852 кв. м.
Поскольку на момент разрешения спора решение уполномоченного государственного органа об изъятии всего земельного участка площадью 1852 кв. м (кадастровый номер 23:49:0203019:6) отсутствовало, отказ в удовлетворении иска в обжалуемой части следует признать правильным.
Доводы департамента о том, что суд обладал возможностью самостоятельно определить предмет изъятия не принимаются. Статья 15 Закона N 310-ФЗ предусматривает определенный перечень действий, необходимых для реализации процедуры изъятия земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов. В данном случае доказательства соблюдения требований названной нормы (в частности, принятия решение об изъятии всего участка, определения его актуальной рыночной стоимости) у суда отсутствовали. Подменять собой государственные органы посредством реализации закрепленных за ними законом полномочий арбитражный суд не вправе.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом первой инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2013 по делу N А32-38158/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.П.НАЗАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)