Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N А79-9182/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N А79-9182/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012,
принятое судьей Михайловым А.Т., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013,
принятое судьями Вечкановым А.И., Богуновой Е.А., Соловьевой М.В.,
по делу N А79-9182/2012
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Мой дом"

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
и
установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мой дом" (далее - Общество) о взыскании 1 035 330 рублей 01 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2010 года - III квартал 2011 года, I и IV кварталы 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике" (далее - ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике"), Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 УФСИН России по Чувашской Республике" (далее - ФКУ "Исправительная колония N 9").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявитель жалобы считает, что субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов является лицо, в результате хозяйственной деятельности которого образуются такие отходы, а не специализированная организация, осуществляющая сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов. Согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.03.2011, подписанному Обществом и администрацией Цивильского района (по соглашению сторон от 21.06.2012 N 4 данный договор расторгнут), ответчику были предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, а не для размещения отходов. Подробно доводы заявителя приведены в жалобе.
Управление в отзыве на жалобу возразило относительно доводов, изложенных в ней, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании лицензии от 11.03.2009 N ОТ-44-000588 (21) сроком действия до 11.03.2014 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
С 2010 по 2012 год Общество в рамках договоров, заключенных с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике" и ФКУ "Исправительная колония N 9", оказывало контрагентам услуги по размещению твердых опасных отходов на санкционированной свалке ТБО, расположенной по адресу: поселок Булдеевское Цивильского района Чувашской Республики.
Управление направило Обществу требование от 25.06.2012 N 42-2012 об уплате 1 035 330 рублей 01 копейки задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления, принятых у ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике" и ФКУ "Исправительная колония N 9".
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с иском.
Руководствуясь статьями 3 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьями 1 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), суд первой инстанции удовлетворил исковое требование. При этом суд исходил из того, что Общество как специализированная организация, непосредственно осуществляющая размещение отходов, является субъектом обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа счел, что решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат частичной отмене в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество на основании лицензии от 11.03.2009 N ОТ-44-000588 (21) осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В спорный период ответчик на основании ряда договоров принимал от ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике" и ФКУ "Исправительная колония N 9" твердые опасные отходы и утилизировал их.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество как лицо, непосредственно осуществляющее деятельность по размещению твердых опасных отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществлен Управлением с учетом пятикратного повышающего коэффициента, установленного в пункте 5 Порядка.
Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.
С учетом изложенного плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая взысканию с Общества, составляет 207 066 рублей.
Следовательно, решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания с Общества 828 264 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду и 18 682 рублей 66 копеек государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289, 319 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 по делу N А79-9182/2012 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике 828 264 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду отменить.
Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике - Чувашии в удовлетворении иска в данной части.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 по делу N А79-9182/2012 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" в доход федерального бюджета 18 682 рублей 66 копеек государственной пошлины отменить.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 по делу N А79-9182/2012 оставить без изменений.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии осуществить поворот исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 по делу N А79-9182/2012.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом" 3200 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ЧИЖОВ
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)