Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2013 N 09АП-29919/2013 ПО ДЕЛУ N А40-143914/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. N 09АП-29919/2013

Дело N А40-143914/12

резолютивная часть постановления оглашена 17.09.2013
постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола помощником судьи Гумеровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2013
по делу N А40-143914/12-10-1377, принятое судьей Пуловой Л.В.,
по заявлению ООО "Ателье N 1" (123056, Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, 115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третьи лица: Управление Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746580822, 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д. 15), Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура) (ОГРН 1027739900836, 125047, Москва, Триумфальная пл., д. 1)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от заявителя: Соловей Ю.В.по доверенности от 16.09.2013;
- от заинтересованного лица: Бондаренко Г.Е. по доверенности N ДГИ-Д-130/13 от 27.02.2013;
- от третьих лиц: не явились, извещены;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2013 признано незаконным решение Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленное письмом от 25.07.2012 N 35-5-11555/12 (0)-1 об отказе ООО "Ателье N 1" в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 1109, 61 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3, с кадастровым номером 77:01:0004019:145 и на Департамент возложена обязанность подготовить и направить ООО "Ателье N 1" проект договора купли-продажи указанного земельного участка для использования его согласно кадастрового паспорта земельного участка.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Росреестра по г. Москве и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура), представители которых в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Ателье N 1" является собственником части здания с условным номером объекта 77-77-11/074/2008-582, общей площадью 198, 1 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004019:145 по адресу: Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3.
На земельном участке расположены здания, строения, сооружения: Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15, условные номера: 77:77:11/074/2008-576, 139148, 139170, соответственно общей площадью 2064 кв. м.
Для эксплуатации принадлежащих собственникам зданий по адресу: Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3 и 4 на прилегающей территории для эксплуатации комплекса сформирован участок с кадастровым номером 77:01:0004019:146, находящегося по адресу: Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15.
Объекты недвижимости, находящиеся на указанном земельном участке, образуют имущественный комплекс.
Письмом от 25.07.2012 N 35-5-11555/12(0)-1 Департаментом ООО "Ателье N 1" отказано в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 1109, 61 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3, с кадастровым номером 77:01:0004019:145, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах существующей улично-дорожной сети (УДС) по ул. Грузинский Вал с кадастровым номером 77:01:0004019:129.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 200 АПК РФ).
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем предоставлены все необходимые и достаточные документы в соответствии с требованиями постановления Правительства г. Москвы от 19.10.2010 N 943-ПП, оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка у Департамента не имелось.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Из публичной кадастровой карты, участки 77:01:04018:148 и 77:01:04020:050 действительно являются участками существующей улично-дорожной сети.
Однако участок 77:01:0004019:129 представляет собой не существующую, а проектируемую УДС, именно она накладывается на спорный земельный участок, а ее границы проходит по границе принадлежащего заявителю зданию.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2012 по делу N А40-24264/12-1-100 установлены указанные обстоятельства.
Доказательств того, что на момент приобретения заявителем объекта недвижимости, 1910 года постройки имелись сведения о расположении красных линий в отношении спорного земельного участка не представлено.
Согласно ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации по договору купли продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Таким образом, требование общества, как собственника строений о предоставлении спорного земельного участка основано на исключительном праве, предоставленном в силу прямого указания закона.
Постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 утвержден Порядок передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формировании границ земельных участков на территории г. Москвы.
Пунктом 1.1 Порядка установлено, что настоящий Порядок передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формирования земельных участков применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти г. Москвы.
Пунктом 2.1 Порядка определено, что гражданин или юридическое лицо обращается в службу "одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
Отказ в предоставлении возможен при выявлении определенных обстоятельств: земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота; земельный участок зарезервирован для государственных нужд либо имеется решение об изъятии земельного участка для государственных нужд; на земельный участок, указанный в заявлении о предоставлении в собственность, зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения иных лиц; на часть здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, либо на помещения в них зарегистрировано право собственности третьих лиц, которые с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не обращались; часть здания, строения или сооружения находится в государственной или муниципальной собственности; на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц, и проект разделения соответствующей территории не выполнен. Департамент направляет предложения и все необходимые для принятия решения документы префекту административного округа г. Москвы, на территории которого находится земельный участок. Префект административного округа г. Москвы сообщает заявителю об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в письменной форме.
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что Департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя: заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя; документы, представленные заявителем; документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы Департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4); проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений); перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременении земельного участка; копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка; материалы межевания земельного участка; заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
Согласно п. 7.1 Порядка, подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется Департаментом в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством г. Москвы.
Заявителем представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями постановления Правительства г. Москвы от 19.10.2010 N 943-ПП, оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка не имелось.
Доводы, Департамента о том, что спорный участок является зарезервированным для государственных нужд в силу постановления Правительства г. Москвы N 525-ПП от 24.06.2008 обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку документально не подтверждены.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что в нем отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке ограничения в виде его резервирования, а также в виде установления иных ограничения.
Из ответа НИИиПИ Генплана г. Москвы, следует, что "проектные красные линии не препятствуют оформлению имущественных и земельных прав. Корректировка красных линий осуществляется на основании утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории. В связи с отсутствием такой документации оснований для корректировки красных линий на спорном земельном участке нет.
Из постановления Правительства г. Москвы от 10.09.2012 N 467-ПП "Об адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2013 - 2015" следует, что планируемое ранее размещение на части спорного участка УДС не будет произведено.
Участок, находящийся под объектом недвижимости, принадлежащим лицу на праве собственности, не может находиться на землях общего пользования.
При этом, обязательным условием признания участка землей общего пользования являются общедоступность земельного участка и нахождение земельного участка в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок, на котором возведен объект недвижимости, функционально не соответствующий назначению участка общего пользования, утрачивает основное условие отнесения его к земельным участкам общего пользования - свободный доступ, поэтому такой участок по существу перестает быть земельным участком общего пользования.
Объект недвижимости, принадлежащий истцу (административное и складское помещение), не является публичным объектом общего пользования.
Предметом исследования настоящего спора являлось письмо Департамента от 25.07.2012 N 35-5-11243/12(0)-1 об отказе ООО "Ателье N 1" в предоставлении в собственность земельного участка, который не связан с несогласием заключить договор купли-продажи по цене в пределах 20% от кадастровой стоимости земельного участка, поэтому судом первой инстанции правомерно в качестве применения последствий признания незаконным решения Департамента возложена обязанность подготовить и направить ООО "Ателье N 1" проект договора купли-продажи указанного земельного участка для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по мотиву несостоятельности и доводы, на которые Департамент ссылался в апелляционной жалобе. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции о применении норм права применительно к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам являются ошибочными, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2013 по делу N А40-143914/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)