Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Самсоновой Ю.С. (доверенность от 16.01.2013), в отсутствие представителей ответчиков: администрации муниципального образования Лабинский район, крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" в лице главы - индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича, общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань", управления имущественных отношений муниципального образования Лабинский район, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Лабинское", государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум", управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" в лице главы индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (судьи Малыхина М.Н., Мисник Н.Н., Попов А.А.) по делу N А32-7282/2011, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Лабинский район (далее - администрация), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кубань-Юг" в лице главы хозяйства индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича (далее - хозяйство), управлению имущественных отношений муниципального образования Лабинский район (далее - управление), обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) заключенного управлением и хозяйством договора от 06.08.2008 N 4600006669 аренды земельного участка площадью 52613894 кв. м с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, отделение N 2 и N 3, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - договор аренды, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105), об истребовании из незаконного владения хозяйства и общества земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума (далее - совхоз), отделение N 2 и N 3, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224) путем их освобождения и передачи по акту приема-передачи департаменту (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Лабинское" (далее - предприятие), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум" (далее - техникум), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 (судья Савин Р.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано отсутствием доказательств, подтверждающих возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:0105, 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, безосновательностью регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, отсутствием передаточных актов и разделительного баланса, подтверждающих возникновение у правопредшественника техникума права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105. Суд посчитал, что, поскольку акты Правительства Российской Федерации, являющиеся основанием для регистрации права собственности на земельные участки, не приняты, регистрация права собственности на них как за субъектами Российской Федерации, так и за муниципальными образованиями недопустима.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 отменено, договор аренды признан недействительным, земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 истребованы из незаконного владения хозяйства, в удовлетворении требований, предъявленных обществу, отказано.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводам о состоявшемся разграничении государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, ранее переданный в бессрочное пользование совхозу, его отнесении к собственности Краснодарского края и отсутствии у администрации полномочий по распоряжению им. Пользование земельными участками с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 общества признано недоказанным.
Хозяйство обжаловало судебный акт апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, образованных из ранее предоставленных в постоянное пользование правопредшественнику учреждения земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, к федеральной собственности, в связи с чем, у департамента как представителя Краснодарского края отсутствует материально-правовой интерес в иске. По мнению кассатора, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие приобретение Краснодарским краем титула собственника на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, а государственная регистрация права собственности Краснодарского края на них в 2010 году таковым не является.
В отзыве на кассационную жалобу директор техникума просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на документально подтвержденный факт передачи имущества совхоза в собственность Краснодарского края, которым в последующем был создан техникум.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 28.02.1975 N 153 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия" (далее - постановление N 153) на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района создан совхоз.
Принятым во исполнение постановления N 153 приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 18.03.1975 N 98 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия", управлению сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома предписано обеспечить передачу организуемому на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района совхозу 8250 га земли, в том числе 6707 га пашни (пункт 1 приложения к приказу).
Совхоз организован приказом Краснодарского краевого управления сельского хозяйства от 27.03.1975 N 109 с общей площадью земли 8250 га, в том числе 6707 га пашни (пункт 2) посредством преобразования Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района (пункт 3).
Решением исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 14.06.1975 N 300 утверждено решение общего собрания колхозников колхоза имени Ленина о преобразовании в совхоз, директору совхоза предписано принять земли, ранее закрепленные за колхозом.
На основании решения исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 18.03.1977 N 105/10 со ссылкой на решение крайисполкома от 23.04.1975 N 333 совхозу выдан государственный акт серии А-I N 178932 о закреплении в пользование 8131 га земель.
По состоянию на 13.09.1983 право бессрочного пользования совхоза на 6994,44 га земель сельскохозяйственного использования подтверждено государственным актом серии А-I N 247081 (далее - государственный акт).
Во исполнение постановления администрации города Лабинска от 09.10.1992 N 1061, предписывавшего произвести переоформление прав на землю в рамках земельной реформы, совхозу выдано свидетельством от 01.07.1994 N 15 о праве бессрочного пользования землей площадью 6755 га, в том числе 6019 га сельхозугодий.
В период с 1983 по 1994 годы совхоз осуществлял фактическое землепользование, что подтверждено письмом Лабинского отдела управления Росреестра от 24.09.2011 на основании сведений государственного фонда данных (земельных балансов Лабинского района, в том числе за соответствующий период).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 совхоз реорганизован в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" с учебно-производственным хозяйством и общей площадью пашни 5691 га, в уставе которого отражено наличие правопреемства от Лабинского сельскохозяйственного техникума, колхоза им. Ленина и совхоза.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2001 N 107 учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования (ФГОУ СПО) "Лабинский сельскохозяйственный техникум", находящееся в ведении Департамента кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 N 1768-р Россельхозу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Росимуществом предписано оформить в установленном порядке документы о передаче федеральных государственных учреждений, в числе которых указан Лабинский сельскохозяйственный техникум, а также их имущества, находящегося в федеральной собственности, и обеспечить переход права в трехнедельный срок с момента подписания передаточного акта.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 21.10.2005 N 412-р по акту приема-передачи от 18.11.2005 федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", безвозмездно передано в собственность Краснодарского края.
В 2006 году ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в последствии реорганизованное на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 16.05.2006 N 421р (далее - распоряжение N 421р) путем выделения из его состава техникума и переименованное в государственное учреждение Краснодарского края "Лабинское".
В утвержденном приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.05.2006 N 556 уставе техникума также отражено наличие правопреемства от Лабинского сельскохозяйственного техникума, колхоза им. Ленина и совхоза.
Распоряжением N 421р ГУ Краснодарского края "Лабинское" реорганизовано путем преобразования в предприятие.
Прекращение деятельности ГУ Краснодарского края "Лабинское" в связи с преобразованием в унитарное предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.02.2007.
На основании постановления главы администрации от 04.08.2008 N 3240 управлением и хозяйством заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 на срок до 04.08.2018.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Администрацией, хозяйством и обществом заключен договор от 01.10.2009 N 9 субаренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 на срок 11 месяцев со дня подписания. Земельный участок передан по акту приема-передачи.
Земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, право собственности Краснодарского края на которые зарегистрировано 30.11.2010, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии 23-АИ N 518649 и 518650 и кадастровыми паспортами земельных участков от 11.11.2010. Основанием государственной регистрации послужил выданный совхозу государственный акт, а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1768-р, статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Государственный кадастр недвижимости содержит сведения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 (ранее 23:18:0102000:0105) из состава земель, находившихся в бессрочном пользовании совхоза, что также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Полагая, что с передачей ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" Краснодарскому краю уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 изменился с федерального на региональный, что, в свою очередь, не позволяло администрации распоряжаться им, департамент обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как правомерно отметил апелляционный суд, право собственности субъекта Российской Федерации по данному основанию возникает непосредственно в силу прямого указания закона вне зависимости от момента его государственной регистрации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае, если его нахождение в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных унитарных предприятий, государственных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
В этой связи апелляционный суд указал на то, что в порядке, установленном Законом N 122, происходит изменение собственника учреждения без трансформации самого юридического лица (оно не претерпевает процедуры ликвидации и реорганизации, то есть момент изменения собственника учреждения не сопряжен с соответствующей государственной регистрацией).
С момента безвозмездной передачи по акту приема-передачи от 18.11.2005 федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в собственность Краснодарского края, ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" приобрело статус краевого учреждения и на момент вступления в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006) являлось таковым. Реорганизации указанного лица, основанные на распоряжениях администрации от 16.05.2006 и 15.06.2006, в результате которых создан техникум, завершены позже названной даты. Наличие у учреждения Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" по состоянию на 01.07.2006 права постоянного (бессрочного) пользования землями бывшего совхоза обусловило региональный уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, и образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224.
Момент создания техникума с учетом расширительного толкования вышеназванных норм не влияет на вывод о произошедшем 01.07.2006 разграничении государственной собственности на названные земельные участки в пользу Краснодарского края.
В этой связи, выводы суда первой инстанции о безосновательности регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, и наличии у администрации полномочий по распоряжению ими обоснованно признаны апелляционным судом не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и базирующимся на неверном толковании правовых норм.
Вывод апелляционного суда о ничтожности договора аренды основан на положениях статей 168, 209, 608 Гражданского кодекса и статьи 22 Земельного кодекса.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Поскольку имущество выбыло помимо воли собственника, вопрос о добросовестности завладения участком правового значения не имеет (статья 302 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя виндикационное требование за счет хозяйства, апелляционный суд обоснованно исходил из вышеназванной позиции Пленумов с учетом содержащихся в актах обследования земельного участка от 21.05.2012 N 122 и 123 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" сведений о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, используются хозяйством для выращивания сельхозпродукции, и отсутствия сведений об использовании участков обществом как субарендатором.
Соответствие вывода арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А32-7282/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А32-7282/2011
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А32-7282/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Самсоновой Ю.С. (доверенность от 16.01.2013), в отсутствие представителей ответчиков: администрации муниципального образования Лабинский район, крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" в лице главы - индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича, общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань", управления имущественных отношений муниципального образования Лабинский район, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Лабинское", государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум", управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" в лице главы индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (судьи Малыхина М.Н., Мисник Н.Н., Попов А.А.) по делу N А32-7282/2011, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Лабинский район (далее - администрация), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кубань-Юг" в лице главы хозяйства индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича (далее - хозяйство), управлению имущественных отношений муниципального образования Лабинский район (далее - управление), обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) заключенного управлением и хозяйством договора от 06.08.2008 N 4600006669 аренды земельного участка площадью 52613894 кв. м с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, отделение N 2 и N 3, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - договор аренды, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105), об истребовании из незаконного владения хозяйства и общества земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума (далее - совхоз), отделение N 2 и N 3, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224) путем их освобождения и передачи по акту приема-передачи департаменту (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Лабинское" (далее - предприятие), государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум" (далее - техникум), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 (судья Савин Р.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано отсутствием доказательств, подтверждающих возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:0105, 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, безосновательностью регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, отсутствием передаточных актов и разделительного баланса, подтверждающих возникновение у правопредшественника техникума права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105. Суд посчитал, что, поскольку акты Правительства Российской Федерации, являющиеся основанием для регистрации права собственности на земельные участки, не приняты, регистрация права собственности на них как за субъектами Российской Федерации, так и за муниципальными образованиями недопустима.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 отменено, договор аренды признан недействительным, земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 истребованы из незаконного владения хозяйства, в удовлетворении требований, предъявленных обществу, отказано.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводам о состоявшемся разграничении государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, ранее переданный в бессрочное пользование совхозу, его отнесении к собственности Краснодарского края и отсутствии у администрации полномочий по распоряжению им. Пользование земельными участками с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 общества признано недоказанным.
Хозяйство обжаловало судебный акт апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, образованных из ранее предоставленных в постоянное пользование правопредшественнику учреждения земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, к федеральной собственности, в связи с чем, у департамента как представителя Краснодарского края отсутствует материально-правовой интерес в иске. По мнению кассатора, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие приобретение Краснодарским краем титула собственника на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, а государственная регистрация права собственности Краснодарского края на них в 2010 году таковым не является.
В отзыве на кассационную жалобу директор техникума просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на документально подтвержденный факт передачи имущества совхоза в собственность Краснодарского края, которым в последующем был создан техникум.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 28.02.1975 N 153 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия" (далее - постановление N 153) на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района создан совхоз.
Принятым во исполнение постановления N 153 приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 18.03.1975 N 98 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия", управлению сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома предписано обеспечить передачу организуемому на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района совхозу 8250 га земли, в том числе 6707 га пашни (пункт 1 приложения к приказу).
Совхоз организован приказом Краснодарского краевого управления сельского хозяйства от 27.03.1975 N 109 с общей площадью земли 8250 га, в том числе 6707 га пашни (пункт 2) посредством преобразования Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района (пункт 3).
Решением исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 14.06.1975 N 300 утверждено решение общего собрания колхозников колхоза имени Ленина о преобразовании в совхоз, директору совхоза предписано принять земли, ранее закрепленные за колхозом.
На основании решения исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 18.03.1977 N 105/10 со ссылкой на решение крайисполкома от 23.04.1975 N 333 совхозу выдан государственный акт серии А-I N 178932 о закреплении в пользование 8131 га земель.
По состоянию на 13.09.1983 право бессрочного пользования совхоза на 6994,44 га земель сельскохозяйственного использования подтверждено государственным актом серии А-I N 247081 (далее - государственный акт).
Во исполнение постановления администрации города Лабинска от 09.10.1992 N 1061, предписывавшего произвести переоформление прав на землю в рамках земельной реформы, совхозу выдано свидетельством от 01.07.1994 N 15 о праве бессрочного пользования землей площадью 6755 га, в том числе 6019 га сельхозугодий.
В период с 1983 по 1994 годы совхоз осуществлял фактическое землепользование, что подтверждено письмом Лабинского отдела управления Росреестра от 24.09.2011 на основании сведений государственного фонда данных (земельных балансов Лабинского района, в том числе за соответствующий период).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 совхоз реорганизован в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" с учебно-производственным хозяйством и общей площадью пашни 5691 га, в уставе которого отражено наличие правопреемства от Лабинского сельскохозяйственного техникума, колхоза им. Ленина и совхоза.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2001 N 107 учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования (ФГОУ СПО) "Лабинский сельскохозяйственный техникум", находящееся в ведении Департамента кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 N 1768-р Россельхозу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Росимуществом предписано оформить в установленном порядке документы о передаче федеральных государственных учреждений, в числе которых указан Лабинский сельскохозяйственный техникум, а также их имущества, находящегося в федеральной собственности, и обеспечить переход права в трехнедельный срок с момента подписания передаточного акта.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 21.10.2005 N 412-р по акту приема-передачи от 18.11.2005 федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", безвозмездно передано в собственность Краснодарского края.
В 2006 году ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в последствии реорганизованное на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 16.05.2006 N 421р (далее - распоряжение N 421р) путем выделения из его состава техникума и переименованное в государственное учреждение Краснодарского края "Лабинское".
В утвержденном приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.05.2006 N 556 уставе техникума также отражено наличие правопреемства от Лабинского сельскохозяйственного техникума, колхоза им. Ленина и совхоза.
Распоряжением N 421р ГУ Краснодарского края "Лабинское" реорганизовано путем преобразования в предприятие.
Прекращение деятельности ГУ Краснодарского края "Лабинское" в связи с преобразованием в унитарное предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.02.2007.
На основании постановления главы администрации от 04.08.2008 N 3240 управлением и хозяйством заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 на срок до 04.08.2018.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Администрацией, хозяйством и обществом заключен договор от 01.10.2009 N 9 субаренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 на срок 11 месяцев со дня подписания. Земельный участок передан по акту приема-передачи.
Земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, право собственности Краснодарского края на которые зарегистрировано 30.11.2010, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии 23-АИ N 518649 и 518650 и кадастровыми паспортами земельных участков от 11.11.2010. Основанием государственной регистрации послужил выданный совхозу государственный акт, а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1768-р, статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Государственный кадастр недвижимости содержит сведения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224 (ранее 23:18:0102000:0105) из состава земель, находившихся в бессрочном пользовании совхоза, что также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Полагая, что с передачей ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" Краснодарскому краю уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105 изменился с федерального на региональный, что, в свою очередь, не позволяло администрации распоряжаться им, департамент обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как правомерно отметил апелляционный суд, право собственности субъекта Российской Федерации по данному основанию возникает непосредственно в силу прямого указания закона вне зависимости от момента его государственной регистрации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае, если его нахождение в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных унитарных предприятий, государственных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
В этой связи апелляционный суд указал на то, что в порядке, установленном Законом N 122, происходит изменение собственника учреждения без трансформации самого юридического лица (оно не претерпевает процедуры ликвидации и реорганизации, то есть момент изменения собственника учреждения не сопряжен с соответствующей государственной регистрацией).
С момента безвозмездной передачи по акту приема-передачи от 18.11.2005 федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в собственность Краснодарского края, ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" приобрело статус краевого учреждения и на момент вступления в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006) являлось таковым. Реорганизации указанного лица, основанные на распоряжениях администрации от 16.05.2006 и 15.06.2006, в результате которых создан техникум, завершены позже названной даты. Наличие у учреждения Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" по состоянию на 01.07.2006 права постоянного (бессрочного) пользования землями бывшего совхоза обусловило региональный уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, и образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224.
Момент создания техникума с учетом расширительного толкования вышеназванных норм не влияет на вывод о произошедшем 01.07.2006 разграничении государственной собственности на названные земельные участки в пользу Краснодарского края.
В этой связи, выводы суда первой инстанции о безосновательности регистрации права собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, и наличии у администрации полномочий по распоряжению ими обоснованно признаны апелляционным судом не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и базирующимся на неверном толковании правовых норм.
Вывод апелляционного суда о ничтожности договора аренды основан на положениях статей 168, 209, 608 Гражданского кодекса и статьи 22 Земельного кодекса.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Поскольку имущество выбыло помимо воли собственника, вопрос о добросовестности завладения участком правового значения не имеет (статья 302 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя виндикационное требование за счет хозяйства, апелляционный суд обоснованно исходил из вышеназванной позиции Пленумов с учетом содержащихся в актах обследования земельного участка от 21.05.2012 N 122 и 123 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" сведений о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0102000:223 и 23:18:0102000:224, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:0105, используются хозяйством для выращивания сельхозпродукции, и отсутствия сведений об использовании участков обществом как субарендатором.
Соответствие вывода арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А32-7282/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)