Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя индивидуального предпринимателя Рау Д.В. Сыроежкиной М.С. по доверенности от 28 января 2013 года
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) Ефимова К.П. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-110/13
от третьего лица Правительства Москвы Ефимова К.П. по доверенности от 16 августа 2012 года N 4-14-704/2
рассмотрев 29 мая 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы и третьего лица Правительства Москвы
на решение от 12 октября 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Неяскиной Е.А.
на постановление от 21 января 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Бархатовым В.Ю., Мищенко Е.А.
по делу N А41-33555/12
по заявлению индивидуального предпринимателя Рау Дмитрия Владимировича (ОГРНИП 311501832600065)
к Администрации Подольского муниципального района Московской области (ОГРН 1035007205100), Администрации сельского поселения Михайлово-Ярцевское, Администрации сельского поселения Вороновское, Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным отказа
третье лицо Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507)
установил:
Индивидуальный предприниматель Рау Д.В. (далее - ИП Рау Д.В) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Михайлово-Ярцевское, Администрации сельского поселения Вороновское, Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконными действий, выразившихся в отказе удовлетворить заявления от 28 июня 2012 года N 5597.5598/1-40 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:809, общей площадью 183461 кв. м, в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: растениеводства и овощеводства; земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:153, общей площадью 1053940 кв. м, в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: растениеводства и овощеводства; об обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:809, общей площадью 183461 кв. м, и заключить договор аренды в установленном порядке, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9,4479 руб./кв. м, а также принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:153, общей площадью 1053940 кв. м, и заключить договор аренды в установленном порядке, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9,4479 руб./кв. м.
В качестве третьего лица по делу привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы и Правительство Москвы просят отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Рау Д.В возражал против ее удовлетворения и просил оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы просил произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы в связи с реорганизацией.
Выслушав мнение представителей Правительства Москвы и ИП Рау Д.В., рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции, с учетом Постановления Правительства Москвы от 08 февраля 2013 года N 49 "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы", считает возможным заменить Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ИП Рау Д.В. возражал против ее удовлетворения.
Представители Администрации Подольского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Михайлово-Ярцевское, Администрации сельского поселения Вороновское, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что Рау Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в целях создания крестьянско-фермерского хозяйства и ведения предпринимательской деятельности по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с положениями Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В целях реализации прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ и пунктом 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, ИП Рау Д.В. 24 ноября 2011 года обратился в Администрацию Подольского муниципального района Московской области с заявлением от 24 ноября 2011 года с просьбой рассмотреть возможность предоставления в аренду на десять лет за плату из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства следующих земельных участков: на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово, согласно приложенному к заявлению от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 1115269 кв. м; на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 183460 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 признан незаконным отказ Администрации Подольского муниципального района Московской области, изложенный в письме от 19 декабря 2011 года N 8840/1-39 по рассмотрению заявления ИП Рау Д.В. от 24 ноября 2011 года; на Администрацию Подольского муниципального района Московской области возложена обязанность принять решения, на основании которых: утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово согласно приложенному к заявлению ИП Рау Д.В. от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 1115269 кв. м для обеспечения предусмотренной статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве процедуры предоставления земельного участка ИП Рау Д.В. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению ИП Рау Д.В. от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 183460 кв. м для обеспечения предусмотренной статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве процедуры предоставления земельного участка ИП Рау Д.В. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; выдать ИП Рау Д.В. утвержденные схемы расположения двух земельных участков для обеспечения за счет ИП Рау Д.В. выполнения в отношении этих двух земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих двух земельных участках, и обращения ИП Рау Д.В. с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих двух земельных участков в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости.
В ходе рассмотрения указанного дела арбитражный суд сделал выводы, что спорные земельные участки входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, располагаются на территории сельских поселений; Рау Д.В. в установленном порядке обратился в Администрацию Подольского муниципального района Московской области за предоставлением указанных земельных участков; препятствия для утверждения схем указанных земельных участков и предоставления их заявителю отсутствуют.
В отношении указанных земельных участков в соответствии с постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области от 09 июня 2012 года N 2670 были утверждены схемы их расположения на кадастровом плане в целях осуществления кадастрового учета данных земельных участков.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: 50:27:0000000:809 (земельный участок общей площадью 183461 кв. м) и 50:27:0030323:153 (земельный участок общей площадью 1053940 кв. м).
Постановлением руководителя Администрации Подольского муниципального района Московской области от 21 июня 2012 года N 2884 внесено изменение в постановление от 09 июня 2012 года N 2670 в части площади земельного участка, указанного в пункте 1.1 постановления, и вместо площади 1115269 кв. м указана площадь 1053940 кв. м (в точном соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 50:27:0030323:153), Приложение N 1 к постановлению (схема расположения земельного участка вблизи д. Бакланово с.п. Вороновское) было признано утратившим силу и утверждена новая схема данного земельного участка.
На основании решения Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 и постановления от 09 июня 2012 года N 2670 ИП Рау Д.В. повторно обратился в Администрацию Подольского муниципального района Московской области с письмом от 28 июня 2012 года N 5597.5598/1-40 о предоставлении спорных земельных участков в аренду за плату на 49 лет.
Письмом главы Администрации Подольского муниципального района Московской области от 10 июля 2012 года N 5597/1-40-5598/1-40 отказано в предоставлении указанных земельных участков, поскольку площадь земельного участка, указанная в пункте 1.1 постановления от 09 июня 2012 года N 2670 (1115269 кв. м) и площадь, указанная в сведениях кадастрового учета (1053940 кв. м) имеют разночтения, что не подтверждает идентичность испрашиваемого земельного участка участку, указанному в судебном акте; в сведениях кадастрового учета не установлена категория земель в отношении испрашиваемых земельных участков, подтверждения отнесения земель испрашиваемых земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения отсутствуют, в то время как предоставление земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, осуществляется исключительно из земель сельскохозяйственного назначения; отсутствие выписок из ЕГРП не подтверждает отнесение спорных земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем Администрация Подольского муниципального района Московской области полагает, что у нее отсутствуют полномочия по распоряжению испрашиваемыми земельными участками; сельские поселения Михайлово-Ярцевское и Вороновское, на территории которых расположены испрашиваемые земельные участки, с 01 июля 2012 года включены в границы города Москвы, в связи с чем, у Администрации Подольского муниципального района Московской области отсутствуют полномочия принять решение о предоставлении земельных участков и заключить договоры аренды в сроки, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона о КФХ.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления в соответствии с требованиями указанного Закона.
Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду за плату на 49 лет, послужил тот факт, что площадь земельного участка, указанная в пункте 1.1 постановления от 09 июня 2012 года N 2670 об утверждении схемы земельного участка (1115269 кв. м) и площадь, указанная в сведениях кадастрового учета (1053940 кв. м) имеют разночтения, что не подтверждает идентичность испрашиваемого земельного участка участку, указанному в судебном акте по делу N А41-1298/12.
Между тем, как правильно указано судами, Администрацией Подольского муниципального района Московской области не учтен тот факт, что постановлением руководителя Администрации Подольского муниципального района Московской области от 21 июня 2012 года N 2884 внесено изменение в постановление от 09 июня 2012 года N 2670 в части площади земельного участка, указанного в пункте 1.1 постановления, и вместо площади 1115269 кв. м указана площадь 1053940 кв. м (в точном соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 50:27:0030323:153); Приложение N 1 к постановлению (схема расположения земельного участка вблизи д. Бакланово с.п. Вороновское) было признано утратившим силу и утверждена новая схема данного земельного участка, в соответствии с которой впоследствии и внесены сведения в государственный земельный кадастр.
Данное изменение внесено в целях устранения технической ошибки, допущенной ООО "ГЕО.ГРУПП.ПРОЕКТ" при подготовке материалов для формирования земельного участка для осуществления деятельности ИП Рау Д.В. в части уточнения площади и схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:153.
Ссылка Администрации Подольского муниципального района Московской области, что на то, что в сведениях кадастрового учета не установлена категория земель в отношении испрашиваемых земельных участков, а подтверждение отнесения земель испрашиваемых земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения отсутствуют, в то время как предоставление земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, осуществляется исключительно из земель сельскохозяйственного назначения, не правомерна.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Частью 2 статьи 15 Закона о переводе земель установлено, что по общему правилу до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель, государственная собственность на которые не разграничена, к категории земель сельскохозяйственного назначения, независимо от того, предоставлены или не предоставлены земельные участки гражданам, юридическим лицам, принимает Правительство Московской области.
Из изложенных норм следует, что возможно формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков до определения категории земель, на которых они расположены, при этом соответствующие сведения в государственный земельный кадастр могут быть внесены в любое время.
В то же время, в силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 отражено то обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки располагаются на территории сельских поселений.
При этом предметом исследования и оценки суда при рассмотрении дела N А41-1298/12 было также то обстоятельство, что на дату первоначального обращения заявителя в Администрацию Подольского муниципального района Московской области земельный участок на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино (в настоящее время - земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:809) находился внутри земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030150:6, а земельный участок на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово (в настоящее время - земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030323:153) находился внутри земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:7.
В соответствии с кадастровыми выписками в отношении данных земельных участков они полностью относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 установлены факты нарушений процедуры постановки на кадастровый учет ранее сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030150:6, 50:27:0030323:7, и на основании данного судебного акта указанные земельные участки сняты с кадастрового учета.
Между тем, обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном установлении для данных земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", в ходе судебного разбирательства не выявлены и лица, участвующие в деле, на них не ссылались.
Кроме того, данным решением суда установлен факт возникновения спора в связи с рассмотрением заявления Рау Д.В. о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в настоящее время - участки с кадастровыми номерами 50:27:0000000:809, 50:27:0030150:6) для осуществления на указанных земельных участках деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что данные земельные участки на момент обращения о предоставлении из на праве аренды для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства не входили в состав каких-либо населенных пунктов, в кадастровых выписках отсутствуют сведения о нахождении на земельных участках каких-либо объектов либо установлении каких-либо ограничений, препятствующих отнесению указанных земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения отсутствовали.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что данный факт установлен решением суда и не требует повторного доказывания в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
При этом сам по себе факт включения спорных земельных участков в территорию границ города Москвы с 01 июля 2012 года, то есть после обращения заявителя о предоставлении земельных участков не может служить основанием для вывода о невозможности их использования для сельскохозяйственных нужд, в том числе крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, отсутствие в государственном земельном кадастре сведений об отнесении земель, на которых расположены испрашиваемые земельные участки, к категории земель сельскохозяйственного назначения не может являться препятствием для совершения действий по исполнению обращения заявителя о предоставлении земельных участков, ранее признанного правомерным вступившим в законную силу судебным актом.
Доказательств невозможности отнесения спорных земельных участков к категории земель, используемой для сельскохозяйственных целей, не представлено.
Отсутствие в государственном земельном кадастре сведений о категории земель испрашиваемых земельных участков на дату рассмотрения заявления не может быть признано препятствием для предоставления земельных участков в соответствии с заявлениями от 28.06.2012, является законным и обоснованным.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта земельных участков, из которых следует, что в настоящее время в связи с включением в границы города Москвы спорным участкам присвоена категория "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства", таким образом, использование заявителем указанных земельных участков для указанных в заявлении целей соответствует требованиям земельного законодательства и сведениям государственного земельного кадастра.
Утверждения Администрации Подольского муниципального района Московской области об отсутствии у нее полномочий по распоряжению спорными земельными участками в связи с тем, что они не относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена и о том, что сельские поселения Михайлово-Ярцевское и Вороновское, на территории которых расположены испрашиваемые земельные участки, с 01 июля 2012 года включены в границы города Москвы, в связи с чем, у Администрации Подольского муниципального района Московской области отсутствуют полномочия принять решение о предоставлении земельных участков и заключить договоры аренды в сроки, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, правомерно отклонены судами, поскольку они противоречат выводам вступивших в законную силу судебных актов по делу N А41-1298/12.
Кроме того, доказательства, подтверждающие, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены заявителю в аренду, не представлены.
Доводы Администрации Подольского муниципального района Московской области о нарушении заявителем порядка обращения за предоставлением земельных участков и о том, что при подаче заявления от 24 ноября 2011 года не были приложены паспортные данные, подтверждающие личность, а также выписки из ЕГРИП, правильно отклонены судами, так как являлись предметом исследования в рамках дела N А41-1298/12, в связи с чем, повторному рассмотрению не подлежат, согласно части 2 статьи 69 АПК РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемые земельные участки не могут быть использованы для осуществления деятельности крестьянско-фермерским хозяйством, поскольку располагаются в границах города Москвы несостоятелен, поскольку не основан на нормах действующего законодательства, так как законодателем не введены ограничения по использованию земель населенного пункта в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности либо крестьянско-фермерского хозяйства. Порядок предоставления земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности либо деятельности крестьянско-фермерского хозяйства в городе Москве не определен.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423).
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по делу N А41-33555/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-33555/12
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А41-33555/12
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя индивидуального предпринимателя Рау Д.В. Сыроежкиной М.С. по доверенности от 28 января 2013 года
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) Ефимова К.П. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-110/13
от третьего лица Правительства Москвы Ефимова К.П. по доверенности от 16 августа 2012 года N 4-14-704/2
рассмотрев 29 мая 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы и третьего лица Правительства Москвы
на решение от 12 октября 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Неяскиной Е.А.
на постановление от 21 января 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Бархатовым В.Ю., Мищенко Е.А.
по делу N А41-33555/12
по заявлению индивидуального предпринимателя Рау Дмитрия Владимировича (ОГРНИП 311501832600065)
к Администрации Подольского муниципального района Московской области (ОГРН 1035007205100), Администрации сельского поселения Михайлово-Ярцевское, Администрации сельского поселения Вороновское, Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным отказа
третье лицо Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507)
установил:
Индивидуальный предприниматель Рау Д.В. (далее - ИП Рау Д.В) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Михайлово-Ярцевское, Администрации сельского поселения Вороновское, Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконными действий, выразившихся в отказе удовлетворить заявления от 28 июня 2012 года N 5597.5598/1-40 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:809, общей площадью 183461 кв. м, в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: растениеводства и овощеводства; земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:153, общей площадью 1053940 кв. м, в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: растениеводства и овощеводства; об обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:809, общей площадью 183461 кв. м, и заключить договор аренды в установленном порядке, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9,4479 руб./кв. м, а также принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:153, общей площадью 1053940 кв. м, и заключить договор аренды в установленном порядке, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9,4479 руб./кв. м.
В качестве третьего лица по делу привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы и Правительство Москвы просят отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Рау Д.В возражал против ее удовлетворения и просил оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы просил произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы в связи с реорганизацией.
Выслушав мнение представителей Правительства Москвы и ИП Рау Д.В., рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции, с учетом Постановления Правительства Москвы от 08 февраля 2013 года N 49 "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы", считает возможным заменить Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ИП Рау Д.В. возражал против ее удовлетворения.
Представители Администрации Подольского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Михайлово-Ярцевское, Администрации сельского поселения Вороновское, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что Рау Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в целях создания крестьянско-фермерского хозяйства и ведения предпринимательской деятельности по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с положениями Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В целях реализации прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ и пунктом 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, ИП Рау Д.В. 24 ноября 2011 года обратился в Администрацию Подольского муниципального района Московской области с заявлением от 24 ноября 2011 года с просьбой рассмотреть возможность предоставления в аренду на десять лет за плату из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства следующих земельных участков: на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово, согласно приложенному к заявлению от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 1115269 кв. м; на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 183460 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 признан незаконным отказ Администрации Подольского муниципального района Московской области, изложенный в письме от 19 декабря 2011 года N 8840/1-39 по рассмотрению заявления ИП Рау Д.В. от 24 ноября 2011 года; на Администрацию Подольского муниципального района Московской области возложена обязанность принять решения, на основании которых: утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово согласно приложенному к заявлению ИП Рау Д.В. от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 1115269 кв. м для обеспечения предусмотренной статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве процедуры предоставления земельного участка ИП Рау Д.В. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению ИП Рау Д.В. от 24 ноября 2011 года проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 183460 кв. м для обеспечения предусмотренной статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве процедуры предоставления земельного участка ИП Рау Д.В. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; выдать ИП Рау Д.В. утвержденные схемы расположения двух земельных участков для обеспечения за счет ИП Рау Д.В. выполнения в отношении этих двух земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих двух земельных участках, и обращения ИП Рау Д.В. с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих двух земельных участков в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости.
В ходе рассмотрения указанного дела арбитражный суд сделал выводы, что спорные земельные участки входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, располагаются на территории сельских поселений; Рау Д.В. в установленном порядке обратился в Администрацию Подольского муниципального района Московской области за предоставлением указанных земельных участков; препятствия для утверждения схем указанных земельных участков и предоставления их заявителю отсутствуют.
В отношении указанных земельных участков в соответствии с постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области от 09 июня 2012 года N 2670 были утверждены схемы их расположения на кадастровом плане в целях осуществления кадастрового учета данных земельных участков.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: 50:27:0000000:809 (земельный участок общей площадью 183461 кв. м) и 50:27:0030323:153 (земельный участок общей площадью 1053940 кв. м).
Постановлением руководителя Администрации Подольского муниципального района Московской области от 21 июня 2012 года N 2884 внесено изменение в постановление от 09 июня 2012 года N 2670 в части площади земельного участка, указанного в пункте 1.1 постановления, и вместо площади 1115269 кв. м указана площадь 1053940 кв. м (в точном соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 50:27:0030323:153), Приложение N 1 к постановлению (схема расположения земельного участка вблизи д. Бакланово с.п. Вороновское) было признано утратившим силу и утверждена новая схема данного земельного участка.
На основании решения Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 и постановления от 09 июня 2012 года N 2670 ИП Рау Д.В. повторно обратился в Администрацию Подольского муниципального района Московской области с письмом от 28 июня 2012 года N 5597.5598/1-40 о предоставлении спорных земельных участков в аренду за плату на 49 лет.
Письмом главы Администрации Подольского муниципального района Московской области от 10 июля 2012 года N 5597/1-40-5598/1-40 отказано в предоставлении указанных земельных участков, поскольку площадь земельного участка, указанная в пункте 1.1 постановления от 09 июня 2012 года N 2670 (1115269 кв. м) и площадь, указанная в сведениях кадастрового учета (1053940 кв. м) имеют разночтения, что не подтверждает идентичность испрашиваемого земельного участка участку, указанному в судебном акте; в сведениях кадастрового учета не установлена категория земель в отношении испрашиваемых земельных участков, подтверждения отнесения земель испрашиваемых земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения отсутствуют, в то время как предоставление земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, осуществляется исключительно из земель сельскохозяйственного назначения; отсутствие выписок из ЕГРП не подтверждает отнесение спорных земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем Администрация Подольского муниципального района Московской области полагает, что у нее отсутствуют полномочия по распоряжению испрашиваемыми земельными участками; сельские поселения Михайлово-Ярцевское и Вороновское, на территории которых расположены испрашиваемые земельные участки, с 01 июля 2012 года включены в границы города Москвы, в связи с чем, у Администрации Подольского муниципального района Московской области отсутствуют полномочия принять решение о предоставлении земельных участков и заключить договоры аренды в сроки, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона о КФХ.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления в соответствии с требованиями указанного Закона.
Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду за плату на 49 лет, послужил тот факт, что площадь земельного участка, указанная в пункте 1.1 постановления от 09 июня 2012 года N 2670 об утверждении схемы земельного участка (1115269 кв. м) и площадь, указанная в сведениях кадастрового учета (1053940 кв. м) имеют разночтения, что не подтверждает идентичность испрашиваемого земельного участка участку, указанному в судебном акте по делу N А41-1298/12.
Между тем, как правильно указано судами, Администрацией Подольского муниципального района Московской области не учтен тот факт, что постановлением руководителя Администрации Подольского муниципального района Московской области от 21 июня 2012 года N 2884 внесено изменение в постановление от 09 июня 2012 года N 2670 в части площади земельного участка, указанного в пункте 1.1 постановления, и вместо площади 1115269 кв. м указана площадь 1053940 кв. м (в точном соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 50:27:0030323:153); Приложение N 1 к постановлению (схема расположения земельного участка вблизи д. Бакланово с.п. Вороновское) было признано утратившим силу и утверждена новая схема данного земельного участка, в соответствии с которой впоследствии и внесены сведения в государственный земельный кадастр.
Данное изменение внесено в целях устранения технической ошибки, допущенной ООО "ГЕО.ГРУПП.ПРОЕКТ" при подготовке материалов для формирования земельного участка для осуществления деятельности ИП Рау Д.В. в части уточнения площади и схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:153.
Ссылка Администрации Подольского муниципального района Московской области, что на то, что в сведениях кадастрового учета не установлена категория земель в отношении испрашиваемых земельных участков, а подтверждение отнесения земель испрашиваемых земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения отсутствуют, в то время как предоставление земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, осуществляется исключительно из земель сельскохозяйственного назначения, не правомерна.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Частью 2 статьи 15 Закона о переводе земель установлено, что по общему правилу до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель, государственная собственность на которые не разграничена, к категории земель сельскохозяйственного назначения, независимо от того, предоставлены или не предоставлены земельные участки гражданам, юридическим лицам, принимает Правительство Московской области.
Из изложенных норм следует, что возможно формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков до определения категории земель, на которых они расположены, при этом соответствующие сведения в государственный земельный кадастр могут быть внесены в любое время.
В то же время, в силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 отражено то обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки располагаются на территории сельских поселений.
При этом предметом исследования и оценки суда при рассмотрении дела N А41-1298/12 было также то обстоятельство, что на дату первоначального обращения заявителя в Администрацию Подольского муниципального района Московской области земельный участок на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино (в настоящее время - земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:809) находился внутри земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030150:6, а земельный участок на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово (в настоящее время - земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030323:153) находился внутри земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:7.
В соответствии с кадастровыми выписками в отношении данных земельных участков они полностью относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2012 года по делу N А41-1298/12 установлены факты нарушений процедуры постановки на кадастровый учет ранее сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030150:6, 50:27:0030323:7, и на основании данного судебного акта указанные земельные участки сняты с кадастрового учета.
Между тем, обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном установлении для данных земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", в ходе судебного разбирательства не выявлены и лица, участвующие в деле, на них не ссылались.
Кроме того, данным решением суда установлен факт возникновения спора в связи с рассмотрением заявления Рау Д.В. о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в настоящее время - участки с кадастровыми номерами 50:27:0000000:809, 50:27:0030150:6) для осуществления на указанных земельных участках деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что данные земельные участки на момент обращения о предоставлении из на праве аренды для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства не входили в состав каких-либо населенных пунктов, в кадастровых выписках отсутствуют сведения о нахождении на земельных участках каких-либо объектов либо установлении каких-либо ограничений, препятствующих отнесению указанных земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения отсутствовали.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что данный факт установлен решением суда и не требует повторного доказывания в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
При этом сам по себе факт включения спорных земельных участков в территорию границ города Москвы с 01 июля 2012 года, то есть после обращения заявителя о предоставлении земельных участков не может служить основанием для вывода о невозможности их использования для сельскохозяйственных нужд, в том числе крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, отсутствие в государственном земельном кадастре сведений об отнесении земель, на которых расположены испрашиваемые земельные участки, к категории земель сельскохозяйственного назначения не может являться препятствием для совершения действий по исполнению обращения заявителя о предоставлении земельных участков, ранее признанного правомерным вступившим в законную силу судебным актом.
Доказательств невозможности отнесения спорных земельных участков к категории земель, используемой для сельскохозяйственных целей, не представлено.
Отсутствие в государственном земельном кадастре сведений о категории земель испрашиваемых земельных участков на дату рассмотрения заявления не может быть признано препятствием для предоставления земельных участков в соответствии с заявлениями от 28.06.2012, является законным и обоснованным.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта земельных участков, из которых следует, что в настоящее время в связи с включением в границы города Москвы спорным участкам присвоена категория "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства", таким образом, использование заявителем указанных земельных участков для указанных в заявлении целей соответствует требованиям земельного законодательства и сведениям государственного земельного кадастра.
Утверждения Администрации Подольского муниципального района Московской области об отсутствии у нее полномочий по распоряжению спорными земельными участками в связи с тем, что они не относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена и о том, что сельские поселения Михайлово-Ярцевское и Вороновское, на территории которых расположены испрашиваемые земельные участки, с 01 июля 2012 года включены в границы города Москвы, в связи с чем, у Администрации Подольского муниципального района Московской области отсутствуют полномочия принять решение о предоставлении земельных участков и заключить договоры аренды в сроки, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, правомерно отклонены судами, поскольку они противоречат выводам вступивших в законную силу судебных актов по делу N А41-1298/12.
Кроме того, доказательства, подтверждающие, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены заявителю в аренду, не представлены.
Доводы Администрации Подольского муниципального района Московской области о нарушении заявителем порядка обращения за предоставлением земельных участков и о том, что при подаче заявления от 24 ноября 2011 года не были приложены паспортные данные, подтверждающие личность, а также выписки из ЕГРИП, правильно отклонены судами, так как являлись предметом исследования в рамках дела N А41-1298/12, в связи с чем, повторному рассмотрению не подлежат, согласно части 2 статьи 69 АПК РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемые земельные участки не могут быть использованы для осуществления деятельности крестьянско-фермерским хозяйством, поскольку располагаются в границах города Москвы несостоятелен, поскольку не основан на нормах действующего законодательства, так как законодателем не введены ограничения по использованию земель населенного пункта в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности либо крестьянско-фермерского хозяйства. Порядок предоставления земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности либо деятельности крестьянско-фермерского хозяйства в городе Москве не определен.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423).
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по делу N А41-33555/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)