Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьиной Е.А.,
судей Денисовой Н.Д., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
- от истца ООО "Аконит-М": не явились, извещены;
- от ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены;
- от ответчика Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Фесченко Ю.А. (дов. N 10-д от 27.02.2013 г.);
- от третьего лица ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 19 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 года,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-41710/12
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (ОГРН 1027739238636; 141321, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 2)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала) (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1); Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 121172, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13)
третьи лица: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области; Правительство Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и обязании внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости,
установил:
открытое акционерное общество "Аконит-М" (далее - ООО "Аконит-М", общество, истец) является правообладателем двух земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования со следующими характеристиками:
- - земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 80 000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120102:20, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 140 000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102.
Указанные земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 12 октября 2009 года.
Кадастровая стоимость в отношении перечисленных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, а именно: с кадастровым номером 50:05:0110210:36-101 302 600 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 723 руб. 59 коп.); с кадастровым номером 50:05:0120102:20-3 659 200 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 45 руб. 74 коп.).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ (по состоянию на 01 января 2010 г.) были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости (далее - УПКСЗ) указанных кадастровых кварталов и кадастровая стоимость указанных участков установлена путем умножения УПКСЗ на площадь участков, а именно:
- кадастровый номер 50:05:0110210:36 - УПКЗС составили 1 435,08, соответственно кадастровая стоимость 114 806 400 руб.
- кадастровый номер 50:05:0120102:20 - УПКЗС составили 1 392,76, соответственно кадастровая стоимость 194 986 400 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "Аконит-М" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала) (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1 435 руб. 08 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 114 806 400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 и в размере 1 392 руб. 76 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 194 986 400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102 и обязании Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения; обязании Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454 руб. 27 коп., и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 в размере 36 341 600 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости, а также в размере 454,27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, в размере 63 597 800 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок определения удельного показателя кадастровой стоимости.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Аконит-М" в заседание кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с нахождением его представителя в ежегодно оплачиваемом отпуске в период с 09 по 22 сентября 2013 года.
В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Обсудив заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку указанная истцом причина не может быть признана уважительной и служить основанием для отложения судебного заседания в порядке части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков и третьих лиц (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области, Правительство Московской области) в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Во исполнение пункта 11 указанных Правил приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 г. N 39).
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положения пункта 1.2 Методических указаний от 15 февраля 2007 г. N 39 предполагают определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования установлен - для жилой застройки средней этажности.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 г.;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01 января 2010 г.;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01 января 2010 г.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчетах об оценке N 1822 и N 1823 от 13 августа 2012 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что согласно отчета ООО "Коррект-оценка" N 1822 от 13 августа 2012 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 (кадастровый номер 50:05:0110210:36), рыночная стоимость указанного земельного участка общей площадью 80 000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 г. составляет 36 341 600 руб., а рыночная стоимость 1 кв. м составляет 454,27 руб.
Согласно отчету N 1823 от 13 августа 2012 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 общей площадью 140 000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 г. составляет 63 597 800 руб., а рыночная стоимость 1 кв. м указанного земельного участка составляет 454,27 руб.
Указанные отчеты выполнены на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки N 1 - 5, поскольку в представленных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области указывает на то, что судом не был рассмотрен вопрос о назначении по делу судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции исходит из того, что в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы.
Из материалов дела не следует, что имелись такие основание для назначения экспертизы. Ходатайство о назначении экспертизы ответчиком заявлено не было.
Принимая во внимание изложенное суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 г. по делу N А41-41710/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
Н.Д.ДЕНИСОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-41710/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А41-41710/12
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьиной Е.А.,
судей Денисовой Н.Д., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
- от истца ООО "Аконит-М": не явились, извещены;
- от ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены;
- от ответчика Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Фесченко Ю.А. (дов. N 10-д от 27.02.2013 г.);
- от третьего лица ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 19 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 года,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-41710/12
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (ОГРН 1027739238636; 141321, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 2)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала) (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1); Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 121172, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13)
третьи лица: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области; Правительство Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и обязании внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости,
установил:
открытое акционерное общество "Аконит-М" (далее - ООО "Аконит-М", общество, истец) является правообладателем двух земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования со следующими характеристиками:
- - земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 80 000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120102:20, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилой застройки средней этажности, площадь объекта - 140 000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102.
Указанные земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 12 октября 2009 года.
Кадастровая стоимость в отношении перечисленных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, а именно: с кадастровым номером 50:05:0110210:36-101 302 600 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 723 руб. 59 коп.); с кадастровым номером 50:05:0120102:20-3 659 200 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 45 руб. 74 коп.).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ (по состоянию на 01 января 2010 г.) были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости (далее - УПКСЗ) указанных кадастровых кварталов и кадастровая стоимость указанных участков установлена путем умножения УПКСЗ на площадь участков, а именно:
- кадастровый номер 50:05:0110210:36 - УПКЗС составили 1 435,08, соответственно кадастровая стоимость 114 806 400 руб.
- кадастровый номер 50:05:0120102:20 - УПКЗС составили 1 392,76, соответственно кадастровая стоимость 194 986 400 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "Аконит-М" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала) (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования в размере 1 435 руб. 08 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 114 806 400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 и в размере 1 392 руб. 76 коп. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 194 986 400 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102 и обязании Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости вышеуказанные сведения; обязании Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость 1 кв. м в размере 454 руб. 27 коп., и в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 в размере 36 341 600 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости, а также в размере 454,27 руб., и в качестве новой кадастровой стоимости, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, в размере 63 597 800 руб., с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок определения удельного показателя кадастровой стоимости.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Аконит-М" в заседание кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с нахождением его представителя в ежегодно оплачиваемом отпуске в период с 09 по 22 сентября 2013 года.
В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Обсудив заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку указанная истцом причина не может быть признана уважительной и служить основанием для отложения судебного заседания в порядке части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков и третьих лиц (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области, Правительство Московской области) в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Во исполнение пункта 11 указанных Правил приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 г. N 39).
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положения пункта 1.2 Методических указаний от 15 февраля 2007 г. N 39 предполагают определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования установлен - для жилой застройки средней этажности.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 г.;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01 января 2010 г.;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01 января 2010 г.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчетах об оценке N 1822 и N 1823 от 13 августа 2012 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что согласно отчета ООО "Коррект-оценка" N 1822 от 13 августа 2012 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210 (кадастровый номер 50:05:0110210:36), рыночная стоимость указанного земельного участка общей площадью 80 000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 г. составляет 36 341 600 руб., а рыночная стоимость 1 кв. м составляет 454,27 руб.
Согласно отчету N 1823 от 13 августа 2012 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0120102, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 общей площадью 140 000 кв. м по состоянию на 01 января 2010 г. составляет 63 597 800 руб., а рыночная стоимость 1 кв. м указанного земельного участка составляет 454,27 руб.
Указанные отчеты выполнены на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки N 1 - 5, поскольку в представленных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области указывает на то, что судом не был рассмотрен вопрос о назначении по делу судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции исходит из того, что в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы.
Из материалов дела не следует, что имелись такие основание для назначения экспертизы. Ходатайство о назначении экспертизы ответчиком заявлено не было.
Принимая во внимание изложенное суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 г. по делу N А41-41710/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
Н.Д.ДЕНИСОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)