Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19176/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2012 г. по делу N А55-19176/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" - Дибаева А.Ю., по доверенности от 30.12.2011 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., по доверенности от 12.05.2012 года,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-19176/2012, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием в дела в качестве третьих лиц:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,

установил:

Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 156 от 07.07.2011 г. и обязании провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка N 156 от 07.07.2011 г.
Решением суда первой инстанции от 11 октября 2012 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02 марта 2012 года N 01/263/2011-125 в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 156 от 07.07.2011 г. и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка N 156 от 07.07.2011 г.
Принимая судебный акт, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Полагает, что при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и неверно применены нормы материального права.
Отмечает, что согласно данным ЕГРП, право собственности Российской Федерации на лесной участок, являющийся предметом представленного на регистрацию договора, не зарегистрировано.
Кроме того, в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 г. N 310, в плане лесного участка указывается дата заверения его должностным лицом.
Податель жалобы считает, что вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации является ошибочным, следствием неправильного применения норм материального права, а также неполного выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 18.12.2012 г. N 01-01-15/15375.
Указывает, что основаниями для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка без аукциона от 07.07.2011 г. N 156, выраженного Регистрационным органом в Сообщении об отказе от 02.03.2012 г. N 01/263/2011-125, послужило отсутствие первичной регистрации права федеральной собственности на лесной участок категории "лесной фонд", поскольку предоставляемый в аренду лесной участок расположен на землях лесного фонда, и отсутствие в предоставленном на государственную регистрацию плане лесного участка даты его заверения должностным лицом, из чего Регистрационный орган сделал вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, и отказал заявителю в государственной регистрации договора аренды лесного участка на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заявителем на государственную регистрацию был представлен договор аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 472-2010-06, имеющий местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубовоуметское участковое лесничество, квартал N 30, выдел 2, квартал N 33, выдел 53, квартал N 72, выдел 19, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемом к договору, площадью 6,16 га, предоставленный в аренду в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ для эксплуатации линейных объектов: магистральный нефтепровод "Альметьевск - Куйбышев-1" Ду 820 мм, магистральный нефтепровод "Альметьевск - Куйбышев-2" Ду 1020 мм, магистральный нефтепровод "Ромашкино - Куйбышев" Ду 530 мм, магистральный нефтепровод "Калтасы - Куйбышев" Ду-720 мм, магистральный нефтепровод "Николаевка - Самара" Ду-820 мм, магистральный нефтепровод "Николаевка - Самара" Ду-1020 мм.
Согласно схеме расположения границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (Приложения N 1 и N 2 к договору аренды), а также Плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью 6,16 га имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 472-2010-06, расположен в защитных лесах на лесных землях, непокрытых лесной растительностью, местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубовоуметское участковое лесничество, квартал N 30, выдел 2, квартал N 33, выдел 53, квартал N 72, выдел 19.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации Договора аренды лесного участка N 156 от 07.07.2011 г., заключенного на основании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 07.07.2011 г. N 05-02-32-3057 "О предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности, без аукциона".
Обществу Управлением Росреестра по Самарской области Сообщением об отказе в государственной регистрации 01/263/2011-125 от 02.03.2012 г. отказано в регистрации договора аренды лесного участка на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав (л.д. 10 - 13).
Регистрирующим органом отказ мотивирован тем, что согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Согласно позиции ответчика, изложенной и в апелляционной жалобе, если участок расположен на землях лесного фонда, государственная регистрация вышеуказанного договора аренды лесных участков возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, необходима первичная регистрация права федеральной собственности на лесной участок категории "Лесной фонд". По данным Единого государственного реестра прав, право собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок не зарегистрировано. Более того, в плане лесного участка должна быть указана дата его заверения должностным лицом.
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы", не согласившись с отказом в государственной регистрации Договора аренды лесного участка, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что отказ в государственной регистрации договора аренды земельных участков не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и интересы общества и создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По мнению Общества, Лесной кодекс РФ обязывает юридических лиц осуществлять использование лесов в соответствии с лесохозяйственными регламентами и проектом освоения лесов. Без заключения и государственной регистрации договора аренды лесного участка не представляется возможным разработать и провести государственную экспертизу проекта освоения лесов, без которого, в свою очередь, использование заявителем лесного участка для ведения экономической деятельности является незаконным.
11 октября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" на государственную регистрацию представило договор аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 472-2010-06, имеющий местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничества, Дубовоуметское участковое лесничество, квартал N 30, выдел 2, квартал N 33, выдел 53, квартал N 72, выдел 19, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемом к договору, площадью 6,16 га, предоставленный в аренду в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ для эксплуатации линейных объектов: магистральный нефтепровод "Альметьевск - Куйбышев-1" Ду 820 мм, магистральный нефтепровод "Альметьевск - Куйбышев-2" Ду 1020 мм, магистральный нефтепровод "Ромашкино - Куйбышев" Ду 530 мм, магистральный нефтепровод "Калтасы - Куйбышев" Ду-720 мм, магистральный нефтепровод "Николаевка - Самара" Ду-820 мм, магистральный нефтепровод "Николаевка - Самара" Ду-1020 мм.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет.
Согласно статье 4.2 вышеуказанного Федерального закона, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (Приложения N 1 и N 2 к договору аренды), а также Плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью 6,16 га имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 472-2010-06, расположен в защитных лесах на лесных землях, непокрытых лесной растительностью, местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубовоуметское участковое лесничество, квартал 30, выдел 2, квартал N 33, выдел 53, квартал N 72, выдел 19.
Статьей 4.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Таким образом, исходя из смысла указанной нормы закона, на государственную регистрацию должны быть представлены документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного федерального закона.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что представленные заявителем в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию Договора аренды лесного участка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал о наличии оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-19176/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)