Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ермакова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Пискуновой М.В.
Судей Клюева С.Б., Подольской А.А.
При секретаре А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 29.05.2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ж. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 715,0 кв. м, расположенный по адресу: <...> - отказать".
Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В., доводы в поддержание жалобы Ж., судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства Самарской области о признании права собственности на земельный участок, указывая на то, что на основании договора купли-продажи от 13.12.2000 г. он приобрел у М. земельный участок площадью 500,0 кв. м, расположенный по адресу: <...>, для индивидуального жилищного строительства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.12.2000 г. была сделана запись регистрации N и ему выдано свидетельство о государственной регистрации права серии
30.06.2010 г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность под садоводство земельного участка, площадью 715,0 кв. м, прилегающего к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку.
Однако, 16.12.2010 г. письмом N N-е Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах 85 Самарского лесничества.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку им были выполнены все необходимые требования по оформлению данного земельного участка в собственность: проведены работы по межеванию земельного участка, согласованы границы со смежными землепользователями, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер: N
Согласно кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка площадью 715,0 кв. м, его разрешенное использование определено - ИЖС, категория земель: земли населенных пунктов.
При постановке земельного участка на кадастровый учет и присвоении ему кадастрового номера сведений о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также сведений о том, что данный участок относится к лесному фонду, не выявлено.
Указывая на то, что единым земельным участком общей площадью 1215,0 кв. м истец пользуется с 1998 года по настоящее время, никаких требований к нему относительно незаконного пользования земельным участком не предъявлялось, ранее данный земельный участок площадью 1215,0 кв. м был отведен под индивидуальное жилищное строительство М., который числился в списке застройщиков пос. Горелый Хутор, утвержденных решением исполнительного комитета N 43 от 18.12.1991 г., в последующем земельный участок площадью 500,0 кв. м был предоставлен М. в собственность, а 715,0 кв. м в аренду с правом выкупа, и после приобретения у М. земельного участка площадью 500,0 кв. м 13.12.2000 г. он, т.е. истец, является единственным собственником единого земельного участка площадью 1215,0 кв. м, который используется им в соответствии с целевым назначением, Ж. просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 715,0 кв. м, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером: N, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства.
В обосновании своих доводов Ж. также указал на то, что в Лесном плане Самарской области, утвержденном постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2008 г. N 149, границы лесничества не установлены. При этом расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, и поскольку испрашиваемый земельный участок, расположенный в границах муниципального образования г.о. Самара в соответствии со ст. 83 ЗК РФ, относится к землям населенных пунктов, данный участок, по мнению истца, не может относиться к землям лесного фонда и подлежит передаче в собственность граждан.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Ж. в своей апелляционной жалобе считает незаконным и просит отменить, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ж. доводы своей жалобы поддержал, просил решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства строительства Самарской области, а также представители 3-их лиц ЖСК "Горелый Хутор", Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, в суд апелляционной инстанции не явились, хотя о месте, дате и времени рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом по адресам, указанным в материалах дела, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание и ходатайств об отложении рассмотрения дела, судебной коллегии не представлено.
Судебная коллегия в силу ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся представителей сторон.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и
органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных выше норм, вывод суда о том, что единственным предусмотренным действующим законодательством основание возникновения права собственности граждан на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан, заключенные с уполномоченными органами публичной власти, является правильным.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", земельные участки, в том, числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобретали в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п. 1 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Из материалов дела следует, что 30.06.2010 г. Ж. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставление в собственность бесплатно земельного участка площадью 715,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, под садоводство.
16.12.2010 г. Министерством имущественных отношений Самарской области Ж. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку данный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала N 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества и имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежит.
Установлено, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области Ж. в судебном порядке не обжаловался.
Согласно п. 3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ.
На основании ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
В силу ч. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
В силу п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно информации Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 27.04.2012 г. N N по данным единой системы геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС), путем ввода координат земельного участка, расположенного по адресу: <...>, установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в границах квартала 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.12.2008 г. N 435 (с изменениями от 27.04.2010 г. внесенными приказом Рослесхоза N 154) и постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 г. N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" Самарское участковое лесничество Волжского лесничества находится на землях лесного фонда.
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. по делу N N указано, что квартал N 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Данные выводы устанавливают основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве городского округа Самара, не изменяя при этом их имущественно - правовой режим как лесных участков.
Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 года N 539 отображены границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав. Законом Самарской области от 22.05.2005 года N 61-ГД "Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области" были установлены границы г.о. Самары и Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
По смыслу положений ст. ст. 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.
Поскольку спорный участок не исключен из государственного лесного реестра, суд пришел к правильному выводу о том, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, при этом возникает правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры передачи полномочий по распоряжению таких земель прежним собственником.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участок, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
При указанных выше обстоятельствах вывод суда о том, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат, основан на изложенных выше нормах материального права.
Ссылки истца на то, что испрашиваемый им земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, поскольку расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, судом обоснованно не приняты во внимание.
В обосновании своих доводов Ж. ссылался на то, что по решению исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1991 г. N 563 и акта отвода границ участка в натуре от 01.11.1991 г., у гослесфонда Самарского лесничества был изъят и отведен земельный участок площадью 40,2 га Самарскому металлургическому производственному объединению им. Ленина для возведения индивидуальных жилых домов усадебного типа в пос. Горелый Хутор Красноглинского района.
Однако при проверке данных доводов судом установлено, что согласно сведениям геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС) по координатам, указанным в плане установления границ земельного участка истца, испрашиваемый земельный участок не входит в указанный отвод земельных участков, а расположен в 15 выделе N 85 квартала Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
То обстоятельство, что рядом со спорным участком находятся участки, на которые за гражданами оформлено право собственности, не может быть принято во внимание в качестве безусловного основания для признания за истцом право собственности на конкретный земельный участок.
Согласно п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку Ж. суду не представлено надлежащих доказательств того, что спорный земельный участок ему выделялся ранее на каких-либо правовых основаниях, а также наличия на указанном земельном участке принадлежащих истцу на праве собственности строений, суд правильно указал на отсутствие у истца документов, подтверждающих право на данный земельный участок, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приобретение истцом по договору купли-продажи земельного участка от 13.12.2000 г. у М. земельного участка площадью 500,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, не свидетельствует о возникновение у истца прав на спорный участок площадью 715,0 кв. м.
Обстоятельство предоставления ранее М. земельного участка общей площадью 0, 1215 га на основании свидетельства о праве собственности на землю от 13.08.1992 года, также не подтверждает возникновение права у истца на спорный земельный участок, поскольку по договору купли-продажи им был приобретен участок площадью 500 кв. м, притом, что ранее выданное свидетельство на основании Постановления Главы г. Самары N 302 от 22.05.200 года было аннулировано. (л.д. 55).
Представленный договор аренды земельного участка N N от 04.03.2004 г., заключенный на основании Постановления Главы г. Самары от 17.10.2003 г. N 1209, согласно которому прекращено право аренды испрашиваемого земельного участка на основании заявления о добровольном отказе, ранее предоставленного М., и предоставлении спорного участка истцу в аренду с правом выкупа, не может быть принят во внимание в качестве основания для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок.
Доводы истца о фактическом использовании спорного земельного участка с момента приобретения рядом расположенного участка площадью 500 кв. м по указанному выше адресу не свидетельствуют о возникновение у истца права на приобретение спорного земельного участка в собственность бесплатно.
Доводы жалобы о том, что отнесение спорного участка к землям лесного фонда необоснованно по причине предоставления его ранее истцу под ИЖС в аренду, являются необоснованными, поскольку судом отказано истцу в признании права собственности на спорный земельный участок по мотивам того, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам в составе земель населенных пунктов и имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования, в силу чего он не подлежит приватизации.
Какого-либо соответствующего документа, подтверждающего возникновение у истца право пользования спорным участком, позволяющим в силу ст. 218 ГК РФ признать за ним право собственности на него, истцом суду не предоставлено.
Указание в жалобе на то, что сведения о спорном участке с 18.12.2005 г. имеются в ГКН, не свидетельствует о возникновение у истца правовых оснований для признания за ним право собственности на него, при этом, не лишает истца возможности оформить спорный участок на ином праве.
Доводы жалобы о необоснованности принятия судом во внимание материалов лесоустройства 1995 г., согласно которым спорный участок относится к лесному фонду, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку согласно Правил проведения лесоустройства указанные выше материалы являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, иных материалов лесоустройства, указывающих на исключение спорной территории из состава лесов, суду не предоставлено. Не проведение работ по корректировке материалов лесоустройства 1995 года с учетом норм действующего законодательства не изменяет правовой режим испрашиваемого истцом участка, а его включение в границы Красноглинского района г. Самары не свидетельствует о прекращении прав прежнего собственника земельного участка, находящегося ранее в границах лесного фонда.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции истца, высказанной им в суде первой инстанции, которой судом дан надлежащий правовой анализ в совокупности с представленными доказательствами относительно возникновения у истца права пользования спорным участком. Выводы суда соответствуют требованиям действующего законодательства, а доводы жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 29 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7781
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33-7781
Судья: Ермакова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Пискуновой М.В.
Судей Клюева С.Б., Подольской А.А.
При секретаре А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 29.05.2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ж. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 715,0 кв. м, расположенный по адресу: <...> - отказать".
Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В., доводы в поддержание жалобы Ж., судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства Самарской области о признании права собственности на земельный участок, указывая на то, что на основании договора купли-продажи от 13.12.2000 г. он приобрел у М. земельный участок площадью 500,0 кв. м, расположенный по адресу: <...>, для индивидуального жилищного строительства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.12.2000 г. была сделана запись регистрации N и ему выдано свидетельство о государственной регистрации права серии
30.06.2010 г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность под садоводство земельного участка, площадью 715,0 кв. м, прилегающего к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку.
Однако, 16.12.2010 г. письмом N N-е Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах 85 Самарского лесничества.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку им были выполнены все необходимые требования по оформлению данного земельного участка в собственность: проведены работы по межеванию земельного участка, согласованы границы со смежными землепользователями, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер: N
Согласно кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка площадью 715,0 кв. м, его разрешенное использование определено - ИЖС, категория земель: земли населенных пунктов.
При постановке земельного участка на кадастровый учет и присвоении ему кадастрового номера сведений о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также сведений о том, что данный участок относится к лесному фонду, не выявлено.
Указывая на то, что единым земельным участком общей площадью 1215,0 кв. м истец пользуется с 1998 года по настоящее время, никаких требований к нему относительно незаконного пользования земельным участком не предъявлялось, ранее данный земельный участок площадью 1215,0 кв. м был отведен под индивидуальное жилищное строительство М., который числился в списке застройщиков пос. Горелый Хутор, утвержденных решением исполнительного комитета N 43 от 18.12.1991 г., в последующем земельный участок площадью 500,0 кв. м был предоставлен М. в собственность, а 715,0 кв. м в аренду с правом выкупа, и после приобретения у М. земельного участка площадью 500,0 кв. м 13.12.2000 г. он, т.е. истец, является единственным собственником единого земельного участка площадью 1215,0 кв. м, который используется им в соответствии с целевым назначением, Ж. просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 715,0 кв. м, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером: N, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства.
В обосновании своих доводов Ж. также указал на то, что в Лесном плане Самарской области, утвержденном постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2008 г. N 149, границы лесничества не установлены. При этом расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, и поскольку испрашиваемый земельный участок, расположенный в границах муниципального образования г.о. Самара в соответствии со ст. 83 ЗК РФ, относится к землям населенных пунктов, данный участок, по мнению истца, не может относиться к землям лесного фонда и подлежит передаче в собственность граждан.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Ж. в своей апелляционной жалобе считает незаконным и просит отменить, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ж. доводы своей жалобы поддержал, просил решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства строительства Самарской области, а также представители 3-их лиц ЖСК "Горелый Хутор", Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, в суд апелляционной инстанции не явились, хотя о месте, дате и времени рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом по адресам, указанным в материалах дела, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание и ходатайств об отложении рассмотрения дела, судебной коллегии не представлено.
Судебная коллегия в силу ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся представителей сторон.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и
органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных выше норм, вывод суда о том, что единственным предусмотренным действующим законодательством основание возникновения права собственности граждан на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан, заключенные с уполномоченными органами публичной власти, является правильным.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", земельные участки, в том, числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобретали в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п. 1 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Из материалов дела следует, что 30.06.2010 г. Ж. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставление в собственность бесплатно земельного участка площадью 715,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, под садоводство.
16.12.2010 г. Министерством имущественных отношений Самарской области Ж. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку данный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала N 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества и имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежит.
Установлено, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области Ж. в судебном порядке не обжаловался.
Согласно п. 3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ.
На основании ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
В силу ч. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
В силу п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно информации Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 27.04.2012 г. N N по данным единой системы геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС), путем ввода координат земельного участка, расположенного по адресу: <...>, установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в границах квартала 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.12.2008 г. N 435 (с изменениями от 27.04.2010 г. внесенными приказом Рослесхоза N 154) и постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 г. N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" Самарское участковое лесничество Волжского лесничества находится на землях лесного фонда.
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. по делу N N указано, что квартал N 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Данные выводы устанавливают основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве городского округа Самара, не изменяя при этом их имущественно - правовой режим как лесных участков.
Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 года N 539 отображены границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав. Законом Самарской области от 22.05.2005 года N 61-ГД "Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области" были установлены границы г.о. Самары и Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
По смыслу положений ст. ст. 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.
Поскольку спорный участок не исключен из государственного лесного реестра, суд пришел к правильному выводу о том, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, при этом возникает правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры передачи полномочий по распоряжению таких земель прежним собственником.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участок, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
При указанных выше обстоятельствах вывод суда о том, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат, основан на изложенных выше нормах материального права.
Ссылки истца на то, что испрашиваемый им земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, поскольку расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, судом обоснованно не приняты во внимание.
В обосновании своих доводов Ж. ссылался на то, что по решению исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 06.08.1991 г. N 563 и акта отвода границ участка в натуре от 01.11.1991 г., у гослесфонда Самарского лесничества был изъят и отведен земельный участок площадью 40,2 га Самарскому металлургическому производственному объединению им. Ленина для возведения индивидуальных жилых домов усадебного типа в пос. Горелый Хутор Красноглинского района.
Однако при проверке данных доводов судом установлено, что согласно сведениям геоинформационной системы лесного хозяйства Самарской области (ГИС) по координатам, указанным в плане установления границ земельного участка истца, испрашиваемый земельный участок не входит в указанный отвод земельных участков, а расположен в 15 выделе N 85 квартала Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
То обстоятельство, что рядом со спорным участком находятся участки, на которые за гражданами оформлено право собственности, не может быть принято во внимание в качестве безусловного основания для признания за истцом право собственности на конкретный земельный участок.
Согласно п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку Ж. суду не представлено надлежащих доказательств того, что спорный земельный участок ему выделялся ранее на каких-либо правовых основаниях, а также наличия на указанном земельном участке принадлежащих истцу на праве собственности строений, суд правильно указал на отсутствие у истца документов, подтверждающих право на данный земельный участок, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приобретение истцом по договору купли-продажи земельного участка от 13.12.2000 г. у М. земельного участка площадью 500,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, не свидетельствует о возникновение у истца прав на спорный участок площадью 715,0 кв. м.
Обстоятельство предоставления ранее М. земельного участка общей площадью 0, 1215 га на основании свидетельства о праве собственности на землю от 13.08.1992 года, также не подтверждает возникновение права у истца на спорный земельный участок, поскольку по договору купли-продажи им был приобретен участок площадью 500 кв. м, притом, что ранее выданное свидетельство на основании Постановления Главы г. Самары N 302 от 22.05.200 года было аннулировано. (л.д. 55).
Представленный договор аренды земельного участка N N от 04.03.2004 г., заключенный на основании Постановления Главы г. Самары от 17.10.2003 г. N 1209, согласно которому прекращено право аренды испрашиваемого земельного участка на основании заявления о добровольном отказе, ранее предоставленного М., и предоставлении спорного участка истцу в аренду с правом выкупа, не может быть принят во внимание в качестве основания для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок.
Доводы истца о фактическом использовании спорного земельного участка с момента приобретения рядом расположенного участка площадью 500 кв. м по указанному выше адресу не свидетельствуют о возникновение у истца права на приобретение спорного земельного участка в собственность бесплатно.
Доводы жалобы о том, что отнесение спорного участка к землям лесного фонда необоснованно по причине предоставления его ранее истцу под ИЖС в аренду, являются необоснованными, поскольку судом отказано истцу в признании права собственности на спорный земельный участок по мотивам того, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам в составе земель населенных пунктов и имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования, в силу чего он не подлежит приватизации.
Какого-либо соответствующего документа, подтверждающего возникновение у истца право пользования спорным участком, позволяющим в силу ст. 218 ГК РФ признать за ним право собственности на него, истцом суду не предоставлено.
Указание в жалобе на то, что сведения о спорном участке с 18.12.2005 г. имеются в ГКН, не свидетельствует о возникновение у истца правовых оснований для признания за ним право собственности на него, при этом, не лишает истца возможности оформить спорный участок на ином праве.
Доводы жалобы о необоснованности принятия судом во внимание материалов лесоустройства 1995 г., согласно которым спорный участок относится к лесному фонду, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку согласно Правил проведения лесоустройства указанные выше материалы являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, иных материалов лесоустройства, указывающих на исключение спорной территории из состава лесов, суду не предоставлено. Не проведение работ по корректировке материалов лесоустройства 1995 года с учетом норм действующего законодательства не изменяет правовой режим испрашиваемого истцом участка, а его включение в границы Красноглинского района г. Самары не свидетельствует о прекращении прав прежнего собственника земельного участка, находящегося ранее в границах лесного фонда.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции истца, высказанной им в суде первой инстанции, которой судом дан надлежащий правовой анализ в совокупности с представленными доказательствами относительно возникновения у истца права пользования спорным участком. Выводы суда соответствуют требованиям действующего законодательства, а доводы жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 29 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)