Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2013 по делу N А15-2729/2012
по иску государственного унитарного предприятия "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан (г. Хасавюрт, Республика Дагестан, ИНН 0534000423, ОГРН 1020501766878)
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан
(г. Махачкала, Республика Дагестан, ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236)
о возложении обязанности по исполнению распоряжения N 314-р от 23.07.2009 и подписании договора аренды земельного участка,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
государственное унитарное предприятие "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан (далее по тексту - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан (далее по тексту - Министерство) о признании действий (бездействия) незаконными, об обязании исполнить распоряжение N 314-р от 23.07.2009 и подписать договор аренды земельного участка.
Решением суда от 27.03.2013 требования предприятия удовлетворены. Отказ Министерства в заключении с предприятием договора аренды земельного участка площадью 20 297,36 кв. м с кадастровым N 05:40:000174:15, судом признан незаконным как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Министерство устранить нарушение, исполнив пункт 1 распоряжения N 314-р от 23.07.2009 и заключить с предприятием договор аренды земельного участка с кадастровым N 05:40:000174:15, расположенного по адресу: г. Хасавюрт, район ДКЗ, общей площадью 20 297,36 кв. м, сроком на 49 лет.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Одновременно, просит о замене Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан на Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в связи с переименованием.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Следовательно, ходатайство Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан о замене стороны, участвующей в деле, его правопреемником подлежит удовлетворению, поскольку подтверждено документально.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2013 по делу N А15-2729/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что Исполкомом Хасавюртовского районного Совета депутатов трудящихся принято предложение о компенсации 2 га земли за участок передаваемой в районе железной дороги из земель ОПХ им. Кирова, под строительство вновь организованной Юзбашской ПМК (архивная выписка от 11.03.2013 N 1).
Распоряжением Совета Министров Дагестанской ДАССР N 115-р от 14.03.1973 принято предложение Министерства сельского хозяйства ДАССР и Хасавюртовского райисполкома об отводе тресту "Дагестанводремстрой" под строительство производственной базы вновь организованной Юзбашской ПМК 2 га земель (неиспользуемых в сельском хозяйстве) из территории опытного хозяйства им. Кирова Дагестанского научно - исследовательского института сельского хозяйства с компенсацией этому хозяйству земель равновеликой площади (2 га пастбищ) смежных земель совхоза "Карланюртовский" Хасавюртовского района.
23.11.1999 передвижной механизированной колонне "Юзбашская" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества находящегося в федеральной собственности предприятия в целом как имущественного комплекса.
Постановлением Правительства Республики Дагестан N 196 от 21.09.2001 Хасавюртовская Юзбашская передвижная механизированная колонна преобразована в Государственное унитарное предприятие "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан.
Распоряжением Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан N 314-р 23.07.2009 предприятию предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель категории "населенных пунктов" с кадастровым
N 05:41:000174:15 площадью 20297,36 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, р-н ДКЗ, под производственные базы.
18.09.2009 право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Республикой Дагестан регистрирующим органом в установленном законом порядке. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от серии 05-АА N 229840.
11.03.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия на следующие объекты, расположенные по адресу: г. Хасавюрт, ул. Ботаюртовское шоссе, 13: административное здание общей площадью 376, 2 кв. м, инвентарный номер 290, литер "А", этажность 2, условный номер 05-05-01/018/2012-973 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496134); цементный склад общей площадью 233 кв. м, инвентарный номер 290, литер "Ж", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-976 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496135); котельную общей площадью 233 кв. м, инвентарный номер 290, литер "В", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-975 (свидетельство о госрегистрации права серии 05- АА N 496136); крытую стоянку для техники общей площадью 1033 кв. м, инвентарный номер 290, литер "Г", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-972 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496137); ремонтно-механические мастерские общей площадью 716,4 кв. м, инвентарный номер 290, литер "Б", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-978 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА
N 496138); диспетчерскую общей площадью 83,7 кв. м, инвентарный номер 290, литер "К", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-977 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496139); комплекс для ГСМ общей площадью 242 кв. м, инвентарный номер 290, литер "З", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-974 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496140).
16.12.2011, 27.12.2011, 23.01.2012, во исполнение распоряжения Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан N 314-р 23.07.2009 предприятие обратилось в адрес Министерства с письмами о заключении договора аренды земельного участка.
Однако, письмами от 23.12.2011, 07.02.2012 предприятию отказано в заключении договора аренды, ссылкой на наличие у предприятия стадии банкротства и отсутствием документа, гарантирующего внесение арендных платежей за пользование земельным участком.
Полагая, что Министерство уклоняется от предоставления земельного участка в аренду, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных указанными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, обязал Министерство подготовить и направить обществу проект договора аренды спорного земельного участка.
При этом, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, объекты недвижимости, зарегистрированные за предприятием на праве хозяйственного ведения расположены на земельном участке с кадастровым N 05:41:000174:15.
Согласно кадастровой выписке от 09.04.2009, спорный земельный участок с кадастровым N 05:41:000174:15 площадью 20 297,36 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, р-н ДКЗ сформирован непосредственно под производственные базы.
Следовательно, земельный участок с кадастровым N 05:41:000174:15 и объекты недвижимости, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения, имеют одинаковое местоположение: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, Ботаюртовское шоссе, 13.
В границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объектов недвижимости, должна входить не только часть земельного участка, которая занята недвижимостью, но и часть, необходимая для эксплуатации данных объектов недвижимости.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности либо ином вещном праве иным лицам, недвижимых объектов непроизводственного назначения, Министерством, в дело, не предоставлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство приняв распоряжение N 314-р от 23.07.2009 о предоставлении предприятию в аренду земельного участка с кадастровым N 05:41:000174:15 под производственные базы, и в последующем отказав в заключении договора, нарушило положения Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы государственного унитарного предприятия "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан по осуществлению последним хозяйственной деятельности.
Кроме того, учитывая, что Министерство в обоснование своего отказа указывает на непредставление предприятием документов, гарантирующие оплату арендных платежей, а также нахождение последнего в стадии банкротства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае оснований для отказа по изложенным доводам в предоставлении испрашиваемого земельного участка не имеется.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Министерства противоречат требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права предприятия.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения, рассмотренного по правилам главы 24 указанного Кодекса, должно содержаться указание об обязанности заинтересованного лица совершить конкретные действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Решение суда первой инстанции соответствует процессуальному законодательству.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, 13258/09 сформирована правовая позиция относительно практики применения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае будет возложение на заинтересованное лицо обязанности подготовить проект договора.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя требование предприятия об обязании Министерство исполнить пункт 1 распоряжения N 314-р от 23.07.2009 и заключить договор аренды, суд первой инстанции обоснованно руководствовались нормами действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно квалифицировал избранный предприятием способ защиты права как требования, направленные на оспаривание отказа в предоставлении земельного участка в аренду, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя. При этом, обоснованно признал доказанным факт нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности по распоряжению земельным участком.
Кроме того, судебный акт не содержит указаний об обязанности Министерства заключить договор аренды на конкретных условиях, следовательно, доводы жалобы о том, что арбитражным судом рассмотрен преддоговорный спор с нарушением порядка досудебного его урегулирования подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от Ставропольского края от 18.02.2013 по делу N А63-14788/2012 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
произвести замену стороны: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан на Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2013 по делу N А15-2729/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А15-2729/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А15-2729/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2013 по делу N А15-2729/2012
по иску государственного унитарного предприятия "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан (г. Хасавюрт, Республика Дагестан, ИНН 0534000423, ОГРН 1020501766878)
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан
(г. Махачкала, Республика Дагестан, ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236)
о возложении обязанности по исполнению распоряжения N 314-р от 23.07.2009 и подписании договора аренды земельного участка,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
государственное унитарное предприятие "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан (далее по тексту - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан (далее по тексту - Министерство) о признании действий (бездействия) незаконными, об обязании исполнить распоряжение N 314-р от 23.07.2009 и подписать договор аренды земельного участка.
Решением суда от 27.03.2013 требования предприятия удовлетворены. Отказ Министерства в заключении с предприятием договора аренды земельного участка площадью 20 297,36 кв. м с кадастровым N 05:40:000174:15, судом признан незаконным как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Министерство устранить нарушение, исполнив пункт 1 распоряжения N 314-р от 23.07.2009 и заключить с предприятием договор аренды земельного участка с кадастровым N 05:40:000174:15, расположенного по адресу: г. Хасавюрт, район ДКЗ, общей площадью 20 297,36 кв. м, сроком на 49 лет.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Одновременно, просит о замене Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан на Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в связи с переименованием.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Следовательно, ходатайство Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан о замене стороны, участвующей в деле, его правопреемником подлежит удовлетворению, поскольку подтверждено документально.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2013 по делу N А15-2729/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что Исполкомом Хасавюртовского районного Совета депутатов трудящихся принято предложение о компенсации 2 га земли за участок передаваемой в районе железной дороги из земель ОПХ им. Кирова, под строительство вновь организованной Юзбашской ПМК (архивная выписка от 11.03.2013 N 1).
Распоряжением Совета Министров Дагестанской ДАССР N 115-р от 14.03.1973 принято предложение Министерства сельского хозяйства ДАССР и Хасавюртовского райисполкома об отводе тресту "Дагестанводремстрой" под строительство производственной базы вновь организованной Юзбашской ПМК 2 га земель (неиспользуемых в сельском хозяйстве) из территории опытного хозяйства им. Кирова Дагестанского научно - исследовательского института сельского хозяйства с компенсацией этому хозяйству земель равновеликой площади (2 га пастбищ) смежных земель совхоза "Карланюртовский" Хасавюртовского района.
23.11.1999 передвижной механизированной колонне "Юзбашская" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества находящегося в федеральной собственности предприятия в целом как имущественного комплекса.
Постановлением Правительства Республики Дагестан N 196 от 21.09.2001 Хасавюртовская Юзбашская передвижная механизированная колонна преобразована в Государственное унитарное предприятие "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан.
Распоряжением Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан N 314-р 23.07.2009 предприятию предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель категории "населенных пунктов" с кадастровым
N 05:41:000174:15 площадью 20297,36 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, р-н ДКЗ, под производственные базы.
18.09.2009 право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Республикой Дагестан регистрирующим органом в установленном законом порядке. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от серии 05-АА N 229840.
11.03.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия на следующие объекты, расположенные по адресу: г. Хасавюрт, ул. Ботаюртовское шоссе, 13: административное здание общей площадью 376, 2 кв. м, инвентарный номер 290, литер "А", этажность 2, условный номер 05-05-01/018/2012-973 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496134); цементный склад общей площадью 233 кв. м, инвентарный номер 290, литер "Ж", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-976 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496135); котельную общей площадью 233 кв. м, инвентарный номер 290, литер "В", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-975 (свидетельство о госрегистрации права серии 05- АА N 496136); крытую стоянку для техники общей площадью 1033 кв. м, инвентарный номер 290, литер "Г", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-972 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496137); ремонтно-механические мастерские общей площадью 716,4 кв. м, инвентарный номер 290, литер "Б", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-978 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА
N 496138); диспетчерскую общей площадью 83,7 кв. м, инвентарный номер 290, литер "К", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-977 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496139); комплекс для ГСМ общей площадью 242 кв. м, инвентарный номер 290, литер "З", этажность 1, условный номер 05-05-01/018/2012-974 (свидетельство о госрегистрации права серии 05-АА N 496140).
16.12.2011, 27.12.2011, 23.01.2012, во исполнение распоряжения Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан N 314-р 23.07.2009 предприятие обратилось в адрес Министерства с письмами о заключении договора аренды земельного участка.
Однако, письмами от 23.12.2011, 07.02.2012 предприятию отказано в заключении договора аренды, ссылкой на наличие у предприятия стадии банкротства и отсутствием документа, гарантирующего внесение арендных платежей за пользование земельным участком.
Полагая, что Министерство уклоняется от предоставления земельного участка в аренду, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных указанными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, обязал Министерство подготовить и направить обществу проект договора аренды спорного земельного участка.
При этом, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, объекты недвижимости, зарегистрированные за предприятием на праве хозяйственного ведения расположены на земельном участке с кадастровым N 05:41:000174:15.
Согласно кадастровой выписке от 09.04.2009, спорный земельный участок с кадастровым N 05:41:000174:15 площадью 20 297,36 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, р-н ДКЗ сформирован непосредственно под производственные базы.
Следовательно, земельный участок с кадастровым N 05:41:000174:15 и объекты недвижимости, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения, имеют одинаковое местоположение: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, Ботаюртовское шоссе, 13.
В границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объектов недвижимости, должна входить не только часть земельного участка, которая занята недвижимостью, но и часть, необходимая для эксплуатации данных объектов недвижимости.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности либо ином вещном праве иным лицам, недвижимых объектов непроизводственного назначения, Министерством, в дело, не предоставлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство приняв распоряжение N 314-р от 23.07.2009 о предоставлении предприятию в аренду земельного участка с кадастровым N 05:41:000174:15 под производственные базы, и в последующем отказав в заключении договора, нарушило положения Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы государственного унитарного предприятия "Юзбашское" Министерства мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан по осуществлению последним хозяйственной деятельности.
Кроме того, учитывая, что Министерство в обоснование своего отказа указывает на непредставление предприятием документов, гарантирующие оплату арендных платежей, а также нахождение последнего в стадии банкротства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае оснований для отказа по изложенным доводам в предоставлении испрашиваемого земельного участка не имеется.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Министерства противоречат требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права предприятия.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения, рассмотренного по правилам главы 24 указанного Кодекса, должно содержаться указание об обязанности заинтересованного лица совершить конкретные действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Решение суда первой инстанции соответствует процессуальному законодательству.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, 13258/09 сформирована правовая позиция относительно практики применения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае будет возложение на заинтересованное лицо обязанности подготовить проект договора.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя требование предприятия об обязании Министерство исполнить пункт 1 распоряжения N 314-р от 23.07.2009 и заключить договор аренды, суд первой инстанции обоснованно руководствовались нормами действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно квалифицировал избранный предприятием способ защиты права как требования, направленные на оспаривание отказа в предоставлении земельного участка в аренду, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя. При этом, обоснованно признал доказанным факт нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности по распоряжению земельным участком.
Кроме того, судебный акт не содержит указаний об обязанности Министерства заключить договор аренды на конкретных условиях, следовательно, доводы жалобы о том, что арбитражным судом рассмотрен преддоговорный спор с нарушением порядка досудебного его урегулирования подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от Ставропольского края от 18.02.2013 по делу N А63-14788/2012 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
произвести замену стороны: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан на Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.03.2013 по делу N А15-2729/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)