Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23112/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу N А55-23112/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционным жалобам департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2012 года по делу N А55-23112/2012 (судья Бойко С.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Нехорошко Ольги Андреевны, г. Самара,
к министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными решений,

установил:

Предприниматель Нехорошко Ольга Андреевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчики), о признании недействительными заключений департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/56-0-1 от 16 февраля 2012 года, N СП-6/67-0-1 от 16 февраля 2012 года, N СП-6/135-0-1 от 15 февраля 2012 года и решений министерства имущественных отношений Самарской области N 12-4/1680/11-а от 15 марта 2012 года, N 12-4/1686/11-а от 17 апреля 2012 года, N 12-4/1697/11-а от 16 марта 2012 года, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены в части. Признано незаконными заключение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/67-0-1 от 16.02.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказ министерства имущественных отношений Самарской области N 12-4/1686/11-а от 17.04.2012 в предоставлении Нехорошко Ольге Андреевне в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, около дома N 10, площадью 20,00 кв. м, под установку торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконными заключения N СП-6/67-0-1 от 16.02.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, по адресу: Самарская область, Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, около дома N 10, площадью 20,00 кв. м, под установку торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, жалобу - удовлетворить. В апелляционной жалобе указывает, что возможность размещения торговых объектов будет определена после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. Нестационарные торговые объекты размещаются с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным отказа министерства N 12-4/1686/11-а от 17 апреля 2012 года и возложении на министерство по устранению допущенных нарушений, жалобу - удовлетворить.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2011 года Нехорошко Ольга Андреевна обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/1686/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, возле дома 10, площадью 20,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании вышеназванного обращения (заявления) Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением N СП-6/67-0-1 от 16 февраля 2012 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Нехорошко О.А. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Заключение мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. При этом заинтересованное лицо свой вывод основывало на норме ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании вышеназванного заключения, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением N 12-4/1686/11-а от 17 апреля 2012 года отказало Нехорошко О.А. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Заявитель, полагая, что вынесенное заключение и отказ противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, обратился в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и нормативно-правовые акты, на основании которых частично удовлетворено заявление.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" на департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
В силу п. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении схемы являются:
- 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
- 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
- 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
- 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
- 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка основан на ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Согласно п. 1 ст. 10 закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 10 закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 5 ст. 10 закона N 381-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 10 закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемые решения ответчиков нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2012 года по делу N А55-23112/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)