Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-30457/12

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу N А41-30457/12


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Облтехинвентаризация" Бычихина Д.В. по доверенности от 15 января 2013 года, Бабилаева А.А. по доверенности от 15 января 2013 года
от заинтересованного лица (ответчика) Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) Болтнева И.В. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-113/13
рассмотрев 24 сентября - 01 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Облтехинвентаризация"
на решение от 16 января 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Федуловой Л.В.
на постановление от 23 мая 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Бархатовым В.Ю., Мищенко Е.А.
по делу N А41-30457/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Облтехинвентаризация" (ООО "Облтехинвентаризация", ОГРН 1117746173236) к Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423) о признании незаконными действий

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Облтехинвентаризация" (далее - ООО "Облтехинвентаризация", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (далее - Администрация) и Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) с требованиями о признании незаконными действий Администрации, выраженных в отказе удовлетворить заявление ООО "Облтехинвентаризация" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Сосенское, пос. Газопровод; об обязании Департамента принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Сосенское, пос. Газопровод, и заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.01.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013, ООО "Облтехинвентаризация" в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме, так как оспоренные действия Администрации соответствуют нормам права и не нарушают права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе ООО "Облтехинвентаризация" просит отменить принятые по делу незаконные и необоснованные решение от 16.01.2013 и постановление от 23.05.2013 и производство по делу прекратить. При этом общество указывает на не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы просил произвести замену ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы в связи с реорганизацией.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции, с учетом Постановления Правительства Москвы от 08.02.2013 N 49 "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы", считает возможным заменить Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
В судебном заседании представитель ООО "Облтехинвентаризация" поддержал доводы требования кассационной жалобы, а представитель Департамента просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на несостоятельность ее доводов.
Извещенный в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела представитель Администрации в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права в судебном заседании с объявлением перерыва с 24 сентября по 01 октября 2013 года, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, отказав Администрации в ходатайстве о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Службы внешней разведки российской Федерации, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 16.12.2011 ООО "Облтехинвентаризация" обратилось к Главе муниципального образования сельское поселение Сосенское с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, в связи с его постановкой на кадастровый учет.
В дальнейшем в газете "Видновские вести" N 96 от 27.12.2011 было опубликовано объявление, в котором Администрация Ленинского муниципального района сообщало о приеме заявлений по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, площадью 100 000 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с адресом местоположения: Московская область, Ленинский район, с/п Сосенское, пос. Газопровод. Срок подачи заявлений установлен до 12.01.2012.
Администрация сельского поселения Сосенское 10.01.2012 направила обращение общества от 16.12.2011 в адрес Администрации Ленинского муниципального района Московской области.
Администрация Ленинского муниципального района Московской области письмом от 03.04.2012 сообщила ООО "Облтехинвентаризация" о том, что комиссия по специальной зоне не согласовала материалы по предоставлению обществу указанного земельного участка в аренду, в связи с тем, что земельный участок находится в специальной зоне, попадает в зону инженерных коммуникаций, где недопустимо строительство каких-либо объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также инженерных коммуникаций.
Считая данный отказ Администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Облтехинвентаризация" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Облтехинвентаризация" суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными только установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако судами при рассмотрении спора не было установлено, что действия Администрации не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно статье 3 Закона города Москвы от 05.07.1995 N 13-47 (в редакции от 11.04.2012) "О территориальном делении города Москвы" поселение Сосенское является территориальной единицей, включенной в состав территории города Москвы образуемой на территориях, включенных в состав территории города Москвы в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены Административные регламенты предоставления государственной услуги города Москвы по выдаче договор аренды земельных участков, в соответствии с которыми полномочия по предоставлению данной государственной услуги осуществляются Департаментом.
Департамент является органом, уполномоченным по распоряжению спорным земельным участком.
Кроме этого суды исходили из того, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, а для строительства статьей 30 ЗК РФ.
В пункте 1 статьи 34 ЗК РФ указаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Названные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
ООО "Облтехинвентаризация" обратилось к Главе муниципального образования сельское поселение Сосенское с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1397 в порядке ст. 34 ЗК РФ под размещение линейных объектов с инженерными сооружениями.
Согласно кадастровому паспорту от 15.04.2013 N 77/501/13-163789 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, площадью 100 000 +/- 111 кв. м, расположенный: г. Москва, поселение Сосенское, п. Газопровод, относится в настоящее время к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения линейных объектов с инженерными сооружениями.
В соответствии с пунктами 10, 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, а линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Пунктом 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, установлено, что объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Таким образом, по мнению судов, в силу названных норм, линейный объект с инженерными сооружениями является объектом капитального строительства, в связи с чем общество неправомерно обратилось с заявлением о предоставлении в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ земельного участка с целью создания (строительства) объекта недвижимого имущества. При указанных обстоятельствах, испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в ином порядке, установленном статьей 30 ЗК РФ, как для целей строительства, что определяет иную процедуру предоставления земельного участка.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций по применению норм права соответствующими установленным ими обстоятельств настоящего спора и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы же кассационной жалобы ООО "Облтехинвентаризация" сводящиеся фактически к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, как не свидетельствующие о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

произвести замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423).
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2013 года по делу N А41-30457/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)