Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А60-2220/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А60-2220/2013


Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю. Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-2220/2013 по иску ООО "Серебряное копытце" (ИНН 6672359835) к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960), третье лицо Администрация г. Екатеринбурга (Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений) о признании недействительным решения N 17-01-81/17112 от 29.12.2012 г.,
при участии в судебном заседании:
от истца Кулешов А.А., доверенность от 28.01.2013 г., Зинченко М.К., доверенность от 01.03.2013 г.
от ответчика Мамаева М.В., доверенность от 05.03.2013 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ООО "Серебряное копытце" обратилось в суд с заявлением о признании решения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.12.2012 г. N 17-01-81/17112 незаконным и обязании Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области согласовать проект Постановления Администрации г. Екатеринбурга "О предоставлении ООО "Серебряное копытце" земельного участка по адресу г. Екатеринбург, ул. Восточная, 72 под размещение кафе".
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором указало, что письмо от 29.12.2012 г. дополняет письмо от 21.11.2012 г.; действия министерства осуществлены в рамках Соглашения от 17.05.2012 г.
Третье лицо поддерживает заявителя, полагает, что наличие письма от 29.12.2012 г. является препятствием для принятия решения о предоставлении земельного участка заявителю.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

26.06.2012 г. заявитель обратился к органу местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601020:003, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 72.
22.01.2013 г. из ответа Администрации г. Екатеринбурга (исх. N 21.13-09/218) заявителю стало известно о существовании решения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.12.2012 г. N 17-01-81/17112 об отказе в согласовании постановления проекта постановления о предоставлении земельного участка.
В качестве причины отказа указано отсутствие информации о реализации Администрацией г. Екатеринбурга права арендодателя на получение арендной платы по договору, нарушения принципа платности землепользования.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии со ст. 54-3 Областного закона "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти Свердловской области, за исключением случая, когда органами местного самоуправления этого поселения заключено соглашение с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности.
17.05.2012 г. между муниципальным образованием "город Екатеринбург" и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области подписано Соглашение о взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с п. 8, 9 указанного Соглашения проекты правовых актов, которые не выносятся на рассмотрение Комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящего Соглашения, направляются уполномоченными органами местного самоуправления на согласование в Министерство с обязательным приложением копии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласование указанных проектов правовых актов осуществляется Министерством в течение пяти рабочих дней.
Форма согласования Министерством проектов правовых актов в целях реализации настоящего Соглашения устанавливается в виде письма Министерства, адресованного Администрации города Екатеринбурга, которое является основанием для подписания Главой Администрации города Екатеринбурга проектов правовых актов.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что формальные требования Соглашения Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области соблюдены: документы приняты, письмо как форма согласования в Администрацию г. Екатеринбурга направлено.
Между тем, Соглашение не содержит указания на причины отказа в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка, поэтому суд руководствуется общими нормами действующего законодательства, регулирующих приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указанные нормы не содержат в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка наличие задолженности по арендной плате, следовательно, немотивированный отказ в согласовании проекта постановления противоречит закону и нарушает право заявителя на выкуп земельного участка.
Суд также отмечает, что обязанность совершить действия по предоставлению земельного участка возложена на орган местного самоуправления, но в то же время орган местного самоуправления ограничен в своих возможностях Соглашением, поскольку земельный участок находится в административном центре (абз. 3 п. 10 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Раз Министерство взяло на себя согласование проектов правовых актов, то должно нести ответственность за их немотивированное отклонение и неблагоприятные последствия, возникшие у заявителя.
Вместе с тем, суд с учетом обстоятельств настоящего дела полагает, что оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности по устранению законных прав и интересов заявителя не имеется, поскольку имеется письмо от 21.11.2012 г. N 17-01-81/14692, а также в связи с тем, что решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления.
Доводы заинтересованного лица о том, что письмо от 21.12.2012 г. носит информационный характер и дополняет письмо от 21.11.2012 г. судом отклоняется, поскольку из буквального толкования содержащихся в письмах слов и выражений данное обстоятельство не следует.
Заявитель и Администрация г. Екатеринбурга полагают, что указанное в письме от 21.12.2012 г. основание является единственным основанием для отказа, поскольку после получения письма от 21.11.2012 г. представлены дополнительные документы, в то время как заинтересованное лицо полагает, что основание для отказа в согласовании содержится в письме от 21.11.2012 г.
Суд обращает внимание заинтересованного лица на необходимость более точных формулировок, не порождающих правовую неопределенность, которая в данном случае в рамках рассмотрения заявления об оспаривании решения, выраженного в письме от 21.12.2012 г., не может быть устранена (суд связан предметом и основанием заявления).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать решение Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.12.2012 г. N 17-01-81/17112 незаконным.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.Ю.ГРИГОРЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)