Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Кручининой Н.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Селин М.Е., доверенность от 24.08.2012,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668; ИНН 5028001740) на решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 по делу N А41-38569/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668; ИНН 5028001740) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) о признании незаконным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Уваровский леспромхоз" (далее - ЗАО "Уваровский леспромхоз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями о признании недействительным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43, принятое 10.07.2012 N МО-12/РКФ-223713; обязании осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43 площадью 120 519 +/- 243 кв. м; исключить из сведений о правах "Уваровский леспромхоз", из сведений о виде права - "индивидуальная собственность".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Уваровский леспромхоз".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, администрации Можайского муниципального района Московской области в рамках дела N А41-6669/11 об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43, площадью 126 987 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка в точках координат, о признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2011 по делу N А41-6669/11, оставленным без изменений постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012, требования ЗАО "Уваровский леспромхоз" об установлении границ земельного участка площадью 126 987 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка в точках координат и признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка были оставлены без удовлетворения.
20.06.2012 общество на основании решения Арбитражного суда Московской области от 26.10.2011 по делу N А41-6669/11 направило в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области заявление N 50-0-1-58/3001/2012-2462 (т. 1 л.д. 8) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка площадью 120 519 +/- 243 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в связи с изменением иных сведений о вещных правах земельного участка: изменение сведений о правах - исключение из графы "правообладатель" "Уваровский леспромхоз", из графы "вид права" - "индивидуальная собственность".
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области решением от 10.07.2012 N МО-12/РКФ-223713 в учете изменений объекта недвижимости было отказано (л.д. 9).
Не согласившись с указанным актом, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, ЗАО "Уваровский Леспромхоз" обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В пункте 2 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок, расположенный в Можайском районе, Московской области, р.п. Уваровка, площадью 174321 кв. м, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N 50:18:0020202:43. Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2011 г. по делу N А41-6669/11, вступившим в законную силу, требования ЗАО "Уваровский леспромхоз", в том числе и о признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка были оставлены без удовлетворения.
При этом в рамках рассмотрения дела N А41-6669/11 судом было установлено и также отражено в постановлении суда апелляционной инстанции, что земельный участок с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 площадью 174321 кв. м имеет разрешенное использование: под производственные и административные здания и сооружения. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
19 апреля 2010 года между ЗАО "Уваровский леспромхоз" и Государственным унитарным предприятием Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" был заключен договор на выполнение кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва с заявлением о согласовании границ земельного участка площадью 126987 кв. м, с кадастровым номером N 50:18:0020202:43.
18 августа 2010 года письмом N 303/4243 Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва отказало ЗАО "Уваровский леспромхоз" в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 указав, что площадь земельного участка накладывается на земли лесного фонда в квартале N 105 выдел 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского лесничества.
При рассмотрении спора судами установлено, что при площади по фактическому использованию 12,6987 га площадь земельного участка (а именно 12,4491 га) накладывается на земли лесного фонда в квартале N 105 Колоцкого участкового лесничества Бородинского лесничества ФГУ "Мособллес", Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва правомерно отказало в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого в собственность.
В границах, указанных в межевом плане (фрагмент которого представлен в материалы дела (т. 1 л.д. 43 - 45), земельный участок налагается на земли лесного фонда на площади 12,4491 га.
Судами также установлено, что на спорном земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие как истцу, так и третьим лицам, в связи с чем истец как собственником объектов недвижимости может приобрести права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Законом порядке документов.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений об объекте недвижимости (статья 16 данного Закона).
Суд первой инстанции при принятии решения указал, что согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРП 02.11.2012. N 20/001/2012-8865 на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 определением Арбитражного суда Московской области от 14.08.2012 по делу N А41-18000/11 наложено ограничение (обременение) в виде ареста.
Вместе с тем, суд при принятии решения не учел тот факт, что согласно вышеуказанной выписке из ЕГРП 02.11.2012 N 20/001/2012-8865 данные о правообладателя отсутствуют.
В силу пункта 8 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.
Следовательно, выводы суда первой инстанции об отказе исключить из дополнительных сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020202:43 сведения о правах "Уваровский леспромхоз", из сведений о виде права - "индивидуальная собственность" при наличии решения суда от 26.10.2011 по делу N А41-6669/1, которым установлено отсутствие права собственности заявителя на вышеуказанный земельный участок, а также сведений из ЕГРП об отсутствии данных о правообладателе, сделаны при неполном выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемым решением нарушены права общества как налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, общество в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ обязано будет оплачивать земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 по делу N А41-38569/12 отменить.
Признать недействительным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43, принятое 10.07.2012 N МО-12/РКФ-223713 филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43 площадью 120 519 +/- 243 кв. м: исключить из сведений о правах "Уваровский леспромхоз", из сведений о виде права - "индивидуальная собственность".
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области в пользу ЗАО "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668, ИНН 5028001740) судебные расходы, понесенные в суде первой инстанции и апелляционной инстанции по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.
Возвратить ЗАО "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668, ИНН 5028001740) из федерального бюджета 2 000 рублей излишне уплаченных в качестве госпошлины в суде первой инстанции по чеку-ордеру СБ N 9038 филиал N 771 от 14.09.2012.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
В.Ю.БАРХАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-38569/12
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. по делу N А41-38569/12
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Кручининой Н.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Селин М.Е., доверенность от 24.08.2012,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668; ИНН 5028001740) на решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 по делу N А41-38569/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668; ИНН 5028001740) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) о признании незаконным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Уваровский леспромхоз" (далее - ЗАО "Уваровский леспромхоз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями о признании недействительным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43, принятое 10.07.2012 N МО-12/РКФ-223713; обязании осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43 площадью 120 519 +/- 243 кв. м; исключить из сведений о правах "Уваровский леспромхоз", из сведений о виде права - "индивидуальная собственность".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Уваровский леспромхоз".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, администрации Можайского муниципального района Московской области в рамках дела N А41-6669/11 об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43, площадью 126 987 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка в точках координат, о признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2011 по делу N А41-6669/11, оставленным без изменений постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012, требования ЗАО "Уваровский леспромхоз" об установлении границ земельного участка площадью 126 987 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка в точках координат и признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка были оставлены без удовлетворения.
20.06.2012 общество на основании решения Арбитражного суда Московской области от 26.10.2011 по делу N А41-6669/11 направило в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области заявление N 50-0-1-58/3001/2012-2462 (т. 1 л.д. 8) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка площадью 120 519 +/- 243 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в связи с изменением иных сведений о вещных правах земельного участка: изменение сведений о правах - исключение из графы "правообладатель" "Уваровский леспромхоз", из графы "вид права" - "индивидуальная собственность".
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области решением от 10.07.2012 N МО-12/РКФ-223713 в учете изменений объекта недвижимости было отказано (л.д. 9).
Не согласившись с указанным актом, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, ЗАО "Уваровский Леспромхоз" обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В пункте 2 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок, расположенный в Можайском районе, Московской области, р.п. Уваровка, площадью 174321 кв. м, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N 50:18:0020202:43. Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2011 г. по делу N А41-6669/11, вступившим в законную силу, требования ЗАО "Уваровский леспромхоз", в том числе и о признании права собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок площадью 126 987 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, поселок Уваровка были оставлены без удовлетворения.
При этом в рамках рассмотрения дела N А41-6669/11 судом было установлено и также отражено в постановлении суда апелляционной инстанции, что земельный участок с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 площадью 174321 кв. м имеет разрешенное использование: под производственные и административные здания и сооружения. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
19 апреля 2010 года между ЗАО "Уваровский леспромхоз" и Государственным унитарным предприятием Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" был заключен договор на выполнение кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
ЗАО "Уваровский леспромхоз" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва с заявлением о согласовании границ земельного участка площадью 126987 кв. м, с кадастровым номером N 50:18:0020202:43.
18 августа 2010 года письмом N 303/4243 Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва отказало ЗАО "Уваровский леспромхоз" в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером N 50:18:0020202:43 указав, что площадь земельного участка накладывается на земли лесного фонда в квартале N 105 выдел 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского лесничества.
При рассмотрении спора судами установлено, что при площади по фактическому использованию 12,6987 га площадь земельного участка (а именно 12,4491 га) накладывается на земли лесного фонда в квартале N 105 Колоцкого участкового лесничества Бородинского лесничества ФГУ "Мособллес", Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва правомерно отказало в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого в собственность.
В границах, указанных в межевом плане (фрагмент которого представлен в материалы дела (т. 1 л.д. 43 - 45), земельный участок налагается на земли лесного фонда на площади 12,4491 га.
Судами также установлено, что на спорном земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие как истцу, так и третьим лицам, в связи с чем истец как собственником объектов недвижимости может приобрести права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Законом порядке документов.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений об объекте недвижимости (статья 16 данного Закона).
Суд первой инстанции при принятии решения указал, что согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРП 02.11.2012. N 20/001/2012-8865 на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 определением Арбитражного суда Московской области от 14.08.2012 по делу N А41-18000/11 наложено ограничение (обременение) в виде ареста.
Вместе с тем, суд при принятии решения не учел тот факт, что согласно вышеуказанной выписке из ЕГРП 02.11.2012 N 20/001/2012-8865 данные о правообладателя отсутствуют.
В силу пункта 8 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.
Следовательно, выводы суда первой инстанции об отказе исключить из дополнительных сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020202:43 сведения о правах "Уваровский леспромхоз", из сведений о виде права - "индивидуальная собственность" при наличии решения суда от 26.10.2011 по делу N А41-6669/1, которым установлено отсутствие права собственности заявителя на вышеуказанный земельный участок, а также сведений из ЕГРП об отсутствии данных о правообладателе, сделаны при неполном выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемым решением нарушены права общества как налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, общество в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ обязано будет оплачивать земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 по делу N А41-38569/12 отменить.
Признать недействительным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43, принятое 10.07.2012 N МО-12/РКФ-223713 филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:18:0020202:43 площадью 120 519 +/- 243 кв. м: исключить из сведений о правах "Уваровский леспромхоз", из сведений о виде права - "индивидуальная собственность".
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области в пользу ЗАО "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668, ИНН 5028001740) судебные расходы, понесенные в суде первой инстанции и апелляционной инстанции по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.
Возвратить ЗАО "Уваровский леспромхоз" (ОГРН 1025003471668, ИНН 5028001740) из федерального бюджета 2 000 рублей излишне уплаченных в качестве госпошлины в суде первой инстанции по чеку-ордеру СБ N 9038 филиал N 771 от 14.09.2012.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
В.Ю.БАРХАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)