Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А79-3594/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А79-3594/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьмичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ТехноГаз" (ОГРН 1062130014935, ИНН 2130010067, г. Чебоксары, Кабельный проезд, д. 1)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.07.2013
по делу N А79-3594/2013,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТехноГаз"
о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Чебоксары,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТехноГаз" - Иванова С.В. по доверенности от 21.10.2013,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТехноГаз" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) администрации г. Чебоксары (далее - администрация) по отказу в принятии решения об утверждении актов выбора земельного участка (акты от 24.05.2011 N 64 и от 11.08.2011 N 64/1) с целью последующего предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта из земельного участка с кадастровым номером 21:01:030302:76 по проезду Машиностроителей под строительство производственной базы и обязать провести в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1477,0 кв. м из земель общего пользования с кадастровым номером 21:01:030302:76 по проезду Машиностроителей для строительства производственной базы.
Решением от 23.07.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии с заявкой Общества от 25.11.2010 N 4540 и на основании постановления администрации от 07.07.2009 N 155 комиссией администрации произведен осмотр в натуре места и предварительный выбор расположения земельного участка под размещение производственной базы. В результате был выбран земельный участок по проезду Машиностроителей с кадастровым номером 21:01:030302:76 ориентировочной площадью 5489 кв. м. Данный участок ограничен с севера и запада - свободной территорией, востока - проезд Машиностроителей, юга - территорией производственной базы ООО "Нефтересурс"; по участку проходят охранная зона высоковольтной ЛЭП, ливневая канализация и водопровод; участок свободен от застройки, имеются зеленые насаждения (акт от 24.05.2011 N 64 выбора земельного участка под размещение производственной базы по проезду Машиностроителей).
Кроме того, в соответствии с заявкой Общества от 25.07.2011 N 3106 комиссия на основании постановления администрации от 07.07.2009 N 155 произвела осмотр в натуре места и предварительный выбор расположения земельного участка под размещение производственной базы, по результатам которого выбран земельный участок по проезду Машиностроителей с кадастровым номером 21:01:030302:76 ориентировочной площадью 1477 кв. м. Данный участок ограничен с северо-востока и запада - свободной территорией, юга - территорией производственной базы ООО "Нефтересурс"; участок свободен от застройки и инженерных коммуникаций, имеются зеленые насаждения (акт от 11.08.2011 N 64/1 выбора земельного участка под размещение производственной базы по проезду Машиностроителей).
Акты выбора земельного участка от 24.05.2011 N 64 и от 11.08.2011 N 64/1, представленные в материалы дела, не согласованы всеми членами комиссии.
При этом Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом в заключении от 07.10.2011 N 039/з3007 указал, что по результатам рассмотрения акта выбора земельного участка от 11.08.2011 N 64/1 под размещение производственной базы по проезду Машиностроителей замечания по внешним границам земельного участка отсутствуют.
В письме от 16.01.2012 N 3106 Управление архитектуры и градостроительства администрации сообщило, что акты выбора земельного участка от 24.05.2011 N 64, от 11.08.2011 N 64/1 считаются недействительными, а также о принятии решения о предоставлении земельного участка по проезду Машиностроителей на конкурсное основе путем проведения торгов (аукциона).
20.03.2012 Общество направило в администрацию заявление от 19.03.2012 N 17 о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельного участка по проезду Машиностроителей и предоставлении его в аренду без проведения торгов.
Письмом от 10.04.2012 N 2131/537 администрация сообщила Обществу о формировании муниципальным бюджетным учреждением "Управление территориального планирования" города Чебоксары необходимого пакета исходно-разрешительной документации на испрашиваемый земельный участок для последующего выставления на торги (конкурс, аукцион); Обществу предложено принять участие в аукционе после публикации сообщения о проведении торгов (аукциона) в средствах массовой информации, ориентировочно в 3-м квартале 2012 года.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.11.2012 по делу N А79-8946/2012, которым суд в том числе обязал администрацию в течение четырнадцати дней со дня принятия судебного акта рассмотреть заявление Общества от 19.03.2012 N 17 и принять решение об утверждении акта выбора земельного участка или об отказе в согласовании места размещения объекта.
Письмом от 22.02.2013 администрация отказала заявителю в принятии решения об утверждении актов выбора земельного участка с целью последующего предоставления земельного участка под строительство и размещение производственной базы с кадастровым номером 21:01:030302:76 по проезду Машиностроителей, указав, что в соответствии с Генеральным планом Чебоксарского городского округа и Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 N 1456, от 14.07.2005 N 1683, испрашиваемый земельный участок находится в зоне СН-2 (зона озеленения специального назначения), где согласно градостроительному регламенту размещение объектов недвижимости не разрешается. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования. Акты выбора земельного участка от 24.05.2011 N 64 и от 11.08.2011 N 64/1 под размещение производственной базы по проезду Машиностроителей оформлены до информирования, в связи с чем являются недействительными.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов закреплен статьями 31, 32 Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 31 Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Кодекса установлено, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Кодекса призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетающих интересы общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 11 статьи 1 Кодекса).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, не противоречит материалам дела и подтверждено представителем Общества в судебном заседании, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства не проводилось.
При этих условиях у администрации отсутствовали основания для утверждения актов выбора земельного участка, а у суда - основания для признания оспариваемых действий администрации незаконными.
Довод Общества о необходимости обязания администрации в рассматриваемой ситуации провести в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
В данном случае самостоятельного требования об оспаривании бездействия администрации по выполнению установленной законом обязанности в части информирования населения в настоящем деле не заявлялось, а потому основания для применения указанного заявителем способа восстановления нарушенного права отсутствовали. Более того, данный способ не соответствует заявленному требованию.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.07.2013 по делу N А79-3594/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноГаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)