Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя Агалаковой Л.Ю. по доверенности от 25.03.2009,
ответчика Шихова А.В. по доверенности от 11.01.2009
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской от 25.05.2009 по делу N А28-3294/2009, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.,
по заявлению Правительства Кировской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области,
третье лицо: Управление федеральной регистрационной службы по Кировской области,
о признании бездействия незаконным,
установил:
Правительство Кировской области (далее - заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (далее - ответчик, Территориальное управление), выразившегося в непредставлении документов в Управление федеральной регистрационной службы по Кировской области (далее - третье лицо, УФРС) для регистрации права собственности на вновь сформированные земельные участки, расположенные в деревне Шутовщина Федяковского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с данным решением, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным толкованием закона, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель указывает на то, что в целях реализации своих полномочий, предусмотренных статьей 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Правительством было принято решение согласно пункту 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о выделе земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 43:40:000000:0096. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах. Вышеназванный земельный участок является ранее учтенным земельным участком и единым землепользованием. В соответствии с пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок) (далее - Порядок ведения кадастра). Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрено обязательного проведения кадастровых работ по установлению границ исходного земельного участка в случае, если указанный земельный участок после преобразования сохраняется в измененных границах. Кроме того, порядок раздела земельного участка не являлся предметом судебного разбирательства. Требование о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кировской области по проведению кадастрового учета в установленном порядке не предъявлялось.
Заявитель полагает, что поскольку воля собственника земельного участка - Российской Федерации - на передачу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в управление и распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации прямо выражена в статье 3.2 Закона N 137-ФЗ, обязанность Территориального управления по подаче заявления на регистрацию права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки возникает у ответчика из совокупности положений вышеназванной статьи и статей 4, 5, 16 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), раздела I пункта 5.40 Раздела II Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432. Субъект Российской Федерации "Кировская область" без государственной регистрации права федеральной собственности на вновь сформированные земельные участки не может распорядиться ими для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, опровергая доводы апелляционной жалобы, указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Территориального управления обращаться с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки. При этом полагает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе. Ответчик считает, что решение суда вынесено с соблюдением норм материального права, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
УФРС явку представителя в апелляционный суд не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 43:00:000000:0096 площадью 5025 га является собственностью Российской Федерации и относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Участок расположен в центральной части кадастрового квартала, граница которого ориентировочно проходит по административной границе Кировской области (свидетельство о государственной регистрации права от 12.09.2006) (л.д. 13).
16.01.2008 в целях реализации своих полномочий, определенных статьей 3.2 Закона N 137-ФЗ Правительством принято распоряжение N 3 о включении в границу деревни Шутовщина Федяковского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области земельного участка с кадастровым номером 43:00:000000:0096, находящегося в собственности Российской Федерации, и установлен вид разрешенного использования для жилищного строительства (л.д. 11-13).
13.02.2008 заявитель своим распоряжением N 45 прекратил право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком государственным предприятием "Опытно-производственное хозяйство "Пригородное" (л.д. 101).
20.05.2008 для организации проведения аукционов по предоставлению земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства Правительство распоряжением N 203 обязало свои соответствующие департаменты обеспечить выбор территорий в границах вышеуказанного земельного участка, предполагаемых для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также постановку земельных участков на государственный кадастровый учет (л.д. 102-103).
20.01.2009 земельные участки, сформированные из земельного участка 43:00:000000:0096 поставлены на кадастровый учет (л.д. 15-47).
03.02.2009 Департамент госсобственности направил в Территориальное управление кадастровые паспорта 34 земельных участков с просьбой о регистрации права федеральной собственности на них в целях организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (л.д. 63).
Рассмотрев данное заявление, ответчик письмом от 09.02.2009 N 08-1224 о формировании земельных участков в целях жилищного строительства сообщил, что при анализе представленных кадастровых паспортов выявлено, что в проект границ земельного участка не включено около 1000 га. В целях рационального использования земель, непригодных для жилищного строительства рекомендовано произвести перевод данных земель в категорию - земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, предложено доработать материалы по формированию земельных участков, возникающих при разделе земельного участка, поскольку современным законодательством не предусмотрено формирование земельных участков в результате выдела из земельных участков, находящихся в государственной собственности и свободных от прав третьих лиц (л.д. 54)
Считая данное бездействие Территориального управления незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Правительство оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198 АПК РФ, статьей 3.2 Закона N 137-ФЗ, пунктом 1 статьи 11.4, пунктом 1 статьи 11.5 ЗК РФ, пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства от 08.06.2008 N 432, исходил из того, что заявителем нарушены нормы земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении полномочий по управлению и распоряжению земельным участком и не была соблюдена установленная данным законодательством процедура формирования земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 43:40:000000:0096. Также Арбитражный суд Кировской области указал, что законодательство не предусматривает обязанности Территориального управления по обращению с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 3.2 Закона N 137-ФЗ в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов.
Указанные полномочия Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение вышеназванного срока имеет право осуществлять переданные в соответствии с настоящей статьей и предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе:
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, аренду земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей, в предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации порядке либо принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки;
- принять решение о разделе земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей;
- предоставить земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей, для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, предусмотренные вышеназванными положениями закона, Правительство прекратило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, с кадастровым номером 43:40:000000:0096, являющимся собственностью Российской Федерации, государственным предприятием "Опытно-производственное хозяйство "Пригородное", включив его в границу деревни Шутовщина Кирово-Чепецкого района Кировской области и установив вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
В дальнейшем 34 земельных участка, сформированных из вышеназванного земельного участка, являющегося единым землепользованием, были поставлены на кадастровый учет.
Правительство, представив кадастровые паспорта на данные участки, обратилось в Территориальное управление с просьбой обеспечить государственную регистрацию права собственности на сформированные участки в целях проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
Территориальное управление, возвратив заявителю кадастровые паспорта участков для доработки, указало, что для регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки, необходимо направить ответчику также кадастровые паспорта земельных участков, непригодных для жилищного строительства.
Правительство, посчитав, что бездействием Территориального управления, выразившимся в непредставлении документов в УФРС для регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки, нарушаются его права на распоряжение данными земельными участками до 16.07.2009, обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьями 4, 5, 16 Закона N 122-ФЗ определено право правообладателя, в том числе и Российской Федерации, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество, но не его обязанность. Не установлена обязанность Территориального управления обращаться с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки и Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о необоснованности утверждений заявителя об уклонении Территориального управления от государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки, является правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с непредставлением доказательств нарушения Территориальным управлением действующего земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о порядке формирования земельных участков, при отсутствии незаконного бездействия со стороны Территориального управления, не влияют на выводы суда о необоснованности заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, который освобожден от ее уплаты (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2009 по делу N А28-3294/2009 без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ЛЫСОВА
Судьи
Г.Г.ПЕРМИНОВА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2009 ПО ДЕЛУ N А28-3294/2009
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. по делу N А28-3294/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя Агалаковой Л.Ю. по доверенности от 25.03.2009,
ответчика Шихова А.В. по доверенности от 11.01.2009
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской от 25.05.2009 по делу N А28-3294/2009, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.,
по заявлению Правительства Кировской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области,
третье лицо: Управление федеральной регистрационной службы по Кировской области,
о признании бездействия незаконным,
установил:
Правительство Кировской области (далее - заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (далее - ответчик, Территориальное управление), выразившегося в непредставлении документов в Управление федеральной регистрационной службы по Кировской области (далее - третье лицо, УФРС) для регистрации права собственности на вновь сформированные земельные участки, расположенные в деревне Шутовщина Федяковского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с данным решением, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным толкованием закона, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель указывает на то, что в целях реализации своих полномочий, предусмотренных статьей 3.2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Правительством было принято решение согласно пункту 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о выделе земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 43:40:000000:0096. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах. Вышеназванный земельный участок является ранее учтенным земельным участком и единым землепользованием. В соответствии с пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок) (далее - Порядок ведения кадастра). Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрено обязательного проведения кадастровых работ по установлению границ исходного земельного участка в случае, если указанный земельный участок после преобразования сохраняется в измененных границах. Кроме того, порядок раздела земельного участка не являлся предметом судебного разбирательства. Требование о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кировской области по проведению кадастрового учета в установленном порядке не предъявлялось.
Заявитель полагает, что поскольку воля собственника земельного участка - Российской Федерации - на передачу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в управление и распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации прямо выражена в статье 3.2 Закона N 137-ФЗ, обязанность Территориального управления по подаче заявления на регистрацию права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки возникает у ответчика из совокупности положений вышеназванной статьи и статей 4, 5, 16 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), раздела I пункта 5.40 Раздела II Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432. Субъект Российской Федерации "Кировская область" без государственной регистрации права федеральной собственности на вновь сформированные земельные участки не может распорядиться ими для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, опровергая доводы апелляционной жалобы, указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Территориального управления обращаться с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки. При этом полагает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе. Ответчик считает, что решение суда вынесено с соблюдением норм материального права, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
УФРС явку представителя в апелляционный суд не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 43:00:000000:0096 площадью 5025 га является собственностью Российской Федерации и относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Участок расположен в центральной части кадастрового квартала, граница которого ориентировочно проходит по административной границе Кировской области (свидетельство о государственной регистрации права от 12.09.2006) (л.д. 13).
16.01.2008 в целях реализации своих полномочий, определенных статьей 3.2 Закона N 137-ФЗ Правительством принято распоряжение N 3 о включении в границу деревни Шутовщина Федяковского сельского округа Кирово-Чепецкого района Кировской области земельного участка с кадастровым номером 43:00:000000:0096, находящегося в собственности Российской Федерации, и установлен вид разрешенного использования для жилищного строительства (л.д. 11-13).
13.02.2008 заявитель своим распоряжением N 45 прекратил право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком государственным предприятием "Опытно-производственное хозяйство "Пригородное" (л.д. 101).
20.05.2008 для организации проведения аукционов по предоставлению земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства Правительство распоряжением N 203 обязало свои соответствующие департаменты обеспечить выбор территорий в границах вышеуказанного земельного участка, предполагаемых для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также постановку земельных участков на государственный кадастровый учет (л.д. 102-103).
20.01.2009 земельные участки, сформированные из земельного участка 43:00:000000:0096 поставлены на кадастровый учет (л.д. 15-47).
03.02.2009 Департамент госсобственности направил в Территориальное управление кадастровые паспорта 34 земельных участков с просьбой о регистрации права федеральной собственности на них в целях организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (л.д. 63).
Рассмотрев данное заявление, ответчик письмом от 09.02.2009 N 08-1224 о формировании земельных участков в целях жилищного строительства сообщил, что при анализе представленных кадастровых паспортов выявлено, что в проект границ земельного участка не включено около 1000 га. В целях рационального использования земель, непригодных для жилищного строительства рекомендовано произвести перевод данных земель в категорию - земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, предложено доработать материалы по формированию земельных участков, возникающих при разделе земельного участка, поскольку современным законодательством не предусмотрено формирование земельных участков в результате выдела из земельных участков, находящихся в государственной собственности и свободных от прав третьих лиц (л.д. 54)
Считая данное бездействие Территориального управления незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Правительство оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198 АПК РФ, статьей 3.2 Закона N 137-ФЗ, пунктом 1 статьи 11.4, пунктом 1 статьи 11.5 ЗК РФ, пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства от 08.06.2008 N 432, исходил из того, что заявителем нарушены нормы земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении полномочий по управлению и распоряжению земельным участком и не была соблюдена установленная данным законодательством процедура формирования земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 43:40:000000:0096. Также Арбитражный суд Кировской области указал, что законодательство не предусматривает обязанности Территориального управления по обращению с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 3.2 Закона N 137-ФЗ в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов.
Указанные полномочия Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение вышеназванного срока имеет право осуществлять переданные в соответствии с настоящей статьей и предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе:
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, аренду земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей, в предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации порядке либо принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки;
- принять решение о разделе земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей;
- предоставить земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей, для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, предусмотренные вышеназванными положениями закона, Правительство прекратило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, с кадастровым номером 43:40:000000:0096, являющимся собственностью Российской Федерации, государственным предприятием "Опытно-производственное хозяйство "Пригородное", включив его в границу деревни Шутовщина Кирово-Чепецкого района Кировской области и установив вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
В дальнейшем 34 земельных участка, сформированных из вышеназванного земельного участка, являющегося единым землепользованием, были поставлены на кадастровый учет.
Правительство, представив кадастровые паспорта на данные участки, обратилось в Территориальное управление с просьбой обеспечить государственную регистрацию права собственности на сформированные участки в целях проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
Территориальное управление, возвратив заявителю кадастровые паспорта участков для доработки, указало, что для регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки, необходимо направить ответчику также кадастровые паспорта земельных участков, непригодных для жилищного строительства.
Правительство, посчитав, что бездействием Территориального управления, выразившимся в непредставлении документов в УФРС для регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки, нарушаются его права на распоряжение данными земельными участками до 16.07.2009, обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьями 4, 5, 16 Закона N 122-ФЗ определено право правообладателя, в том числе и Российской Федерации, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество, но не его обязанность. Не установлена обязанность Территориального управления обращаться с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки и Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о необоснованности утверждений заявителя об уклонении Территориального управления от государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь сформированные земельные участки, является правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с непредставлением доказательств нарушения Территориальным управлением действующего земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о порядке формирования земельных участков, при отсутствии незаконного бездействия со стороны Территориального управления, не влияют на выводы суда о необоснованности заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, который освобожден от ее уплаты (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2009 по делу N А28-3294/2009 без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ЛЫСОВА
Судьи
Г.Г.ПЕРМИНОВА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)