Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-20862/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N А55-20862/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головихиным А.В.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2012 г. по делу N А55-20862/2012 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "ГТЛ" (ОГРН 1026300897919, ИНН 6314013650), г. Самара,
о взыскании 134 090 руб. 65 коп.,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГТЛ" о взыскании 134 090 руб. 65 коп., в том числе задолженность по арендной плате по договору N 237-2009/14 от 15.09.2009 в сумме 126 035 руб. 22 коп., пени в сумме 9 519 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 4.1 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Как следует из материалов дела, 15.09.2009 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ГТЛ" (арендатор) заключен договор аренды N 237-2009/14 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0339002:604, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара Красноглинский район, п. Мехзавод, Московское шоссе участок б/н. Участок предоставлен под временный магазин площадью 80,3 кв. м сроком с 01.03.2009 по 28.02.2014.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 18.01.2010, земельный участок передан арендатору.
Из условий договора следует, что размер арендной платы за участок составляет 104 390 руб. в год (п. 3.1. договора).
В соответствии с п. 3.2. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от суммы, указанной в п. 3.1. договора, до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
В соответствии с п. 3.3. договора арендная плата начисляется с 01.03.2009.
Согласно п. 3.4. договора размер арендной платы изменяется не чаще одного раза в год в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду. Размер арендной платы может быть изменен в случае изменения рыночной стоимости земельного участка и в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области письмами от 02.12.2010 N 1308, от 23.12.2011 N 23212 уведомило ответчика об изменении размера арендной платы.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленным иском.
Согласно статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, в мотивировочной части решения указал на неправомерное увеличение размера арендной платы в связи с отсутствием заключения дополнительного соглашения, предусмотренного п. 3.4. договора.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации, установление порядка определения размера арендной платы при передаче данного земельного участка в аренду в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации относится к компетенции Российской Федерации. Указанный порядок определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", пунктом 8 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), которого предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.
При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Подпунктом 5.2.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, к полномочиям этого министерства отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. В целях реализации указанного полномочия министерством утверждено несколько различных по значению коэффициентов-дефляторов, в частности, коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент-дефлятор К1 является корректирующим коэффициентом базовой доходности, показывающим степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.
Истец в расчете арендной платы по договору применил коэффициент-дефлятор К1, установленный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2010 N 519.
Проанализировав методику расчета и порядок применения коэффициента-дефлятора К1, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение указанного коэффициента-дефлятора к арендным отношениям неправомерно, поскольку названный коэффициент применяется для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ, поэтому он не может быть применен для расчета размера арендной платы по гражданско-правовому договору.
Коэффициент-дефлятор К1 может быть применен лишь для тех целей, которые непосредственно указаны в соответствующих приказах Министерства экономического развития Российской Федерации.
Из содержания договора аренды от 15.09.2009 N 237-2009/14 следует, что размер арендной платы был установлен сторонами на основании рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком в 2009 году (отчет об оценке от N 6-18/08 от 29.09.2009).
Пунктом 10 Правил N 582 предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Учитывая, что приказы от 13.11.2009 N 465 от 27.10.2010 N 519, положенные ТУ Росимущества в основу увеличения размера арендной платы, регулируют налоговые правоотношения и не имеют отношения к вопросам определения размера арендной платы по гражданско-правовому договору, судебная коллегия считает, что к спорным правоотношениям не применим коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2010 год в размере 1,295 и на 2011 год в размере 1,372.
Применение указанного коэффициента при изменении размера арендной платы по заключенному сторонами договору означает увеличение размера арендной платы на 37,2%, то есть, в том числе на величину, учитывающую изменение уровня цен за период с 2003 года до 2010 года, которая должна была быть учтена оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков.
В настоящее время коэффициент-дефлятор, подлежащий применению для целей изменения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации не установлен.
Таким образом, ежеквартальный размер арендной платы за 2010, 2011 годы составляет 26 097,50 руб. (104 390 руб.: 4).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697 внесены изменения в пункт 8 Правил N 582, вступившие в силу с 01.09.2011. В новой редакции названным пунктом установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Коэффициент инфляции на 2012 (И1 = 1,06) установлен Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов". Закон опубликован в "Российской газете" N 275 от 07.12.2011 и вступил в законную силу с 01.01.2012.
На основании уведомления от 23.12.2011 N 23212 в соответствии с п. 8 Правил N 582, Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ с 01.01.2012 установлен размер арендной платы в год 151 816,47 руб., соответственно в квартал 37 954,12 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в договоре аренды предусмотрено изменение арендной платы на коэффициент-дефлятор отклоняются, поскольку из содержания пункта 3.4. договора от 15.09.2009 N 237-2009/14, а также из содержания пункта 8 Правил N 582 не следует, что для изменения размера арендной платы подлежит применению именно коэффициент-дефлятор К1, утверждаемый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.
Таким образом, за период с 01.01.2010 по 31.03.2012 ответчик должен был оплатить 246 734,12 руб.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком за указанный период произведена оплата в размере 254 006,74 руб., что подтверждается актом сверки по состоянию на 10.04.2013, платежными поручениями. Соответственно задолженность за период с 01.01.2010 по 31.03.2012 по договору аренды отсутствует.
В отсутствие у ответчика задолженности по внесению арендной платы также отсутствуют основания и для удовлетворения требований истца о взыскании с него неустойки, поскольку последняя согласно статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации является мерой ответственности за нарушение порядка исполнения обязательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что истец уточнял исковые требования, отклоняется судебной коллегией. Поскольку как следует из материалов дела, фактически истцом в ходатайстве заявлены дополнительные новые требования, что статьей 49 АПК РФ не предусмотрено, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении данного ходатайства.
Учитывая, что обжалуемым истцом решением исковые требования оставлены без удовлетворения, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 35 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", считает возможным, изменив мотивировочную часть решения, оставить резолютивную часть решения суда первой инстанции без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2012 г. по делу N А55-20862/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА

Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)