Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N А82-1718/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N А82-1718/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Развалова Е.В., действующего на основании доверенности от 01.04.2013,
представителей ответчика: председателя Комитета Тереховой Е.В., действующей на основании приказа от 30.04.2008, Логиновой К.Э., действующей на основании доверенности от 21.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-1718/2013, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Золотовой Натальи Владимировны (ИНН 760210816628, ОГРНИП 312760633500045)
к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7621003800, ОГРН 1027601598617), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7621003399, ОГРН 1027601598573)
о признании ненормативного правового акта,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Золотова Наталья Владимировна (далее - заявитель, Золотова Н.В., глава КФХ) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - КУМИ) от 21.12.2012 об отказе в предоставлении земельного участка для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Некрасовского муниципального района и об обязании Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и КУМИ предоставить данный земельный участок в аренду для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства "Золотово", а также о признании незаконными любых действий ответчиков в отношении данного земельного участка, совершенных в период с 12.12.2012 по настоящее время (заключение договора аренды, продажа, принятие заявления на право аренды или покупку данного земельного участка от третьих лиц)
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным оспариваемое решение и обязал Администрацию в течение месяца с момента принятия настоящего решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В части требований о признании незаконными любых действий Администрации суд отказал.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, судом первой инстанции при принятии решения нарушены нормы материального и процессуального права. В частности ответчик не согласен с выводом суда о том, что рассматриваемые правоотношения регламентируются исчерпывающим образом Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Администрация считает, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются не только Законом N 74-ФЗ, но и нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Кроме того полагает, что суд неправомерно обязал Администрацию исполнить решение суда (выдать заявителю схему расположения земельного участка) до вступления решения суда в законную силу.
Золотова Н.В. возражает против доводов ответчика по приведенным в отзыве на апелляционную жалобу основаниям.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее и поддержаны представителями в судебном заседании.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Золотова Наталья Владимировна, зарегистрированная Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 30.11.2012 (л.д. 16). Крестьянское хозяйство Золотовой Н.В. создано одним лицом, поэтому в силу ст. 4 Закона N 74-ФЗ соглашения, заключаемого между членами хозяйства, не требовалось.
12.12.2012 Золотова Н.В. обратилась к Главе Некрасовского муниципального района Ярославской области с заявлением о предоставлении в аренду на 25 лет за плату земельного участка из земель фонда перераспределения земель в Никольском сельском округе Некрасовского района Ярославской области, расположенного между населенными пунктами Легчаниха, Лисоково и Беркаиха, площадью 100га для осуществления деятельности фермерского хозяйства по выращиванию овощных культур (л.д. 11).
Письмом от 21.12.20102 N 01-10/4166 земельная комиссия при Администрации отказала заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что крестьянское хозяйство зарегистрировано на территории г. Ярославля, а для получения земель в Некрасовском муниципальном районе необходимо зарегистрироваться на его территории (л.д. 12).
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, Золотова Н.В. обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
В суде первой инстанции ответчики, кроме изложенного в оспариваемом решении основания отказа, указали на непредставление заявителем план-схемы земельного участка, как того требует Административный регламент, утвержденный постановлением администрации Некрасовского муниципального района от 23.07.2010 N 959, а также на необходимость применения в данном случае положений статьи 34 ЗК РФ и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в части установленных в них принципов публичности и открытости процедур предоставления земель, предполагающих предварительное опубликование соответствующего сообщения.
Руководствуясь положениями ст. ст. 34, 81 ЗК РФ, ст. 12 Закона N 74-ФЗ, статьей 10 Закона N 101-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому признал его недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с часть 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Частью 7 статьи 201 АПК РФ определено, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Закона N 74-ФЗ. Согласно части 1 указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков (часть 1). К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона N 74-ФЗ (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ (часть 4). Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (часть 5).
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Закона N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям ЗК РФ и Закона N 101-ФЗ, которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между Администрацией и Золотовой Н.В.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям не применяется статья 10 Закона N 101-ФЗ и статья 34 ЗК РФ, является правильным. Земельный участок должен предоставляться уполномоченным органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что глава КФХ Золотова Н.В. 12.12.2012 обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства по выращиванию овощных культур. Заявление оформлено с учетом требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
В оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка (письмо от 21.12.20102 N 01-10/4166) Администрация предложила главе КФХ Золотовой Н.В. зарегистрировать крестьянское хозяйство на территории Некрасовского муниципального района. Золотова Н.В. зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля, испрашиваемый земельный участок расположен в Ярославской области в Никольском сельском округе Некрасовского района.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что статьей 12 Закона N 74-ФЗ предоставление земельного участка на котором будет осуществляться деятельность фермерского хозяйства, не поставлено в зависимость от места регистрации главы КФХ. Данные выводы суда Администрацией в апелляционной жалобе не оспариваются
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Администрации обязанности выдавать схему расположения земельного участка противоречат как ч. 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, так и ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, в силу которой орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По смыслу данных норм обязанность подготовки схемы расположения земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Поэтому оспариваемый отказ Администрации правомерно признан судом первой инстанции незаконным (статья 81 ЗК РФ, статья 12 Закона N 74-ФЗ). Оспариваемые (неправомерные) действия Администрации повлекли нарушение прав и интересов главы КФХ, лишенной возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной специальным законом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ Администрации не соответствующим названным выше положениям закона и нарушающим права и законные интересы главы КФХ Золотовой Н.В. в сфере предпринимательской деятельности и в качестве меры восстановления нарушенного права обязал ответчика утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) по испрашиваемому адресу. Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом процессуальных норм подлежат отклонению как несоответствующие положениям пункта 3 части 5 и части 7 статьи 201 АПК РФ.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-1718/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)