Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2012 года в зале судебных заседаний N 6 апелляционную жалобу Кабинета министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по делу N А65-10770/2012 (судья Кашапов А.Р.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПФ "ТрансТехСервис-2", гор. Казань, (ИНН 1650061884)
к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, гор. Казань (ОГРН 1021603478533)
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (гор. Казань, ул. Авангардная, д. 74),
2. Кабинет министров РТ (гор. Казань, пл. Свободы, д. 1),
3. Муниципальное образование гор. Набережные Челны в лице Исполнительного комитета гор. Казань (ИНН 1655065547),
об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 104 596 030 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьего лица (Управление Росреестра по РТ) - не явился, извещен;
- от третьего лица (Кабинет министров РТ) - не явился, извещен;
- от третьего лица (Исполком) - не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПФ "ТрансТехСервис-2" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, при участии третьих лиц - Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 104 596 030 руб.
Определением Арбитражного суда Российской Федерации от 09 апреля 2012 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Кабинет министров РТ, Муниципальное образование гор. Набережные Челны в лице Исполнительного комитета гор. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года удовлетворены заявленные требования ООО "ПФ "ТрансТехСервис" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан" внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка: с кадастровым номером 16:50:10042:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов в размере рыночной стоимости - 104 596 030 руб.
Кабинет министров Республики Татарстан, не согласившись с доводами суда, обратился с апелляционной жалобой, считает, что данное решение не соответствует законодательству и необоснованно, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 04 сентября 2012 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А. отложил судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Кабинета министров Республики Татарстан до 27 сентября 2012 года.
Определением апелляционного суда от 27 сентября 2012 года на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена судьи Терентьева Е.А. в связи с его уходом в отпуск на судью Пышкину Н.Ю. После замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Общества с ограниченной ответственностью "ПФ "ТрансТехСервис-2" поступил отзыв на апелляционную жалобу, которым он просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2012 года суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы и предложил сторонам рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы рыночной стоимости спорного земельного участка.
В судебное заседание от сторон предложений о проведении судебной экспертизы или возражений по данному вопросу не поступили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ООО "ПФ "ТрансТехСервис-2" на основании договора аренды земельного участка N 12178 от 04 октября 2007 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9 по состоянию на 01 июня 2011 года, удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка был определен в размере 13 757,71 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 224 388 250,10 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 года по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 года по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету ООО "ЭКЦ "Оценщик" N 02-314/11, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов составила 104 596 030 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" региональное отделение "Общество оценщиков Татарстана" N 046-4/ВН.
Согласно экспертному заключению N 046-4/ВН подтверждено соответствие отчета N 02-314/11 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в основе государственной кадастровой оценки земель лежит метод массовой оценки недвижимости, а рыночная оценка базируется на индивидуальном отчете о рыночной стоимости конкретного земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 года итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Заявитель в жалобе указывает на то, что ссылка суда на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации неправомерна, поскольку данный закон принят Государственной Думой от 09.07.2010 года, одобрен Советом Федерации от 14.07.2010 года, текст опубликован в "Российской газете" от 26.07.2010 года N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26.07.2010 года N 30 ст. 3998. Государственный контракт N ЗК/2010 от 26.07.2010 года заключен до истечения 60 дней (до 26.09.2010 года) после дня официального опубликования Федерального Закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ, следовательно, в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на который ссылается заявитель, не применялся, и действовала ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно последней порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2) и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3). Наряду с этим в пункте 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость земельного участка или быть равной рыночной, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости. Следовательно, при вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно: применил закон, не подлежащий применению.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 года.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок. Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Кроме того, внесение в государственный кадастр недвижимости новой, указанной выше, стоимости земельного участка повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что, несомненно, вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога; при этом в свою очередь возникнет дефицит местного бюджета в Республике Татарстан.
Указанный довод заявителем жалобы документально не подтвержден, в связи с чем не может быть принят судом во внимание.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что в соответствии со ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки только на постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. В своем решении суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11, что не предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11 в данном случае является неправомерной.
Данный довод заявителя жалобы является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с налоговым кодексом освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по делу N А65-10770/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кабинета министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N А65-10770/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N А65-10770/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2012 года в зале судебных заседаний N 6 апелляционную жалобу Кабинета министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по делу N А65-10770/2012 (судья Кашапов А.Р.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПФ "ТрансТехСервис-2", гор. Казань, (ИНН 1650061884)
к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, гор. Казань (ОГРН 1021603478533)
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (гор. Казань, ул. Авангардная, д. 74),
2. Кабинет министров РТ (гор. Казань, пл. Свободы, д. 1),
3. Муниципальное образование гор. Набережные Челны в лице Исполнительного комитета гор. Казань (ИНН 1655065547),
об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 104 596 030 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьего лица (Управление Росреестра по РТ) - не явился, извещен;
- от третьего лица (Кабинет министров РТ) - не явился, извещен;
- от третьего лица (Исполком) - не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПФ "ТрансТехСервис-2" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, при участии третьих лиц - Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 104 596 030 руб.
Определением Арбитражного суда Российской Федерации от 09 апреля 2012 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Кабинет министров РТ, Муниципальное образование гор. Набережные Челны в лице Исполнительного комитета гор. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года удовлетворены заявленные требования ООО "ПФ "ТрансТехСервис" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан" внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка: с кадастровым номером 16:50:10042:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов в размере рыночной стоимости - 104 596 030 руб.
Кабинет министров Республики Татарстан, не согласившись с доводами суда, обратился с апелляционной жалобой, считает, что данное решение не соответствует законодательству и необоснованно, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 04 сентября 2012 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А. отложил судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Кабинета министров Республики Татарстан до 27 сентября 2012 года.
Определением апелляционного суда от 27 сентября 2012 года на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена судьи Терентьева Е.А. в связи с его уходом в отпуск на судью Пышкину Н.Ю. После замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Общества с ограниченной ответственностью "ПФ "ТрансТехСервис-2" поступил отзыв на апелляционную жалобу, которым он просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2012 года суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы и предложил сторонам рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы рыночной стоимости спорного земельного участка.
В судебное заседание от сторон предложений о проведении судебной экспертизы или возражений по данному вопросу не поступили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ООО "ПФ "ТрансТехСервис-2" на основании договора аренды земельного участка N 12178 от 04 октября 2007 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9 по состоянию на 01 июня 2011 года, удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка был определен в размере 13 757,71 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 224 388 250,10 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 года по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 года по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету ООО "ЭКЦ "Оценщик" N 02-314/11, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:9, общей площадью 16 310 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Московский район, на пересечении улиц Декабристов составила 104 596 030 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" региональное отделение "Общество оценщиков Татарстана" N 046-4/ВН.
Согласно экспертному заключению N 046-4/ВН подтверждено соответствие отчета N 02-314/11 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в основе государственной кадастровой оценки земель лежит метод массовой оценки недвижимости, а рыночная оценка базируется на индивидуальном отчете о рыночной стоимости конкретного земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 года итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Заявитель в жалобе указывает на то, что ссылка суда на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации неправомерна, поскольку данный закон принят Государственной Думой от 09.07.2010 года, одобрен Советом Федерации от 14.07.2010 года, текст опубликован в "Российской газете" от 26.07.2010 года N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26.07.2010 года N 30 ст. 3998. Государственный контракт N ЗК/2010 от 26.07.2010 года заключен до истечения 60 дней (до 26.09.2010 года) после дня официального опубликования Федерального Закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ, следовательно, в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на который ссылается заявитель, не применялся, и действовала ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно последней порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2) и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3). Наряду с этим в пункте 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость земельного участка или быть равной рыночной, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости. Следовательно, при вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно: применил закон, не подлежащий применению.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 года.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок. Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Кроме того, внесение в государственный кадастр недвижимости новой, указанной выше, стоимости земельного участка повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что, несомненно, вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога; при этом в свою очередь возникнет дефицит местного бюджета в Республике Татарстан.
Указанный довод заявителем жалобы документально не подтвержден, в связи с чем не может быть принят судом во внимание.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что в соответствии со ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки только на постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. В своем решении суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11, что не предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11 в данном случае является неправомерной.
Данный довод заявителя жалобы является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с налоговым кодексом освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по делу N А65-10770/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кабинета министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)