Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2013 N 15АП-5931/2013 ПО ДЕЛУ N А32-29392/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. N 15АП-5931/2013

Дело N А32-29392/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представителя Шевченко О.И. по доверенности N НЮ-10/259 от 14.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28 марта 2013 года по делу N А32-29392/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Кореновский район, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
о признании незаконным бездействия,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в КК), в котором с учетом заявления об уточнении заявленных требований и заявления об отказе от части требований, просило:
1) признать незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в КК, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД":
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га из земель поселений;
- 2) обязать ТУ ФАУГИ в КК принять решение о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД":
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га из земель поселений;
- 3) обязать ТУ ФАУГИ в КК направить ОАО "РЖД" проекты договоров аренды земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества ОАО "Российские железные дороги":
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га из земель поселений.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании постановления главы администрации Кореновского района Краснодарского края N 198/2 от 24.04.1995 ОАО "РЖД" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок общей площадью 470,4862 га, занятый полосой отвода железной дороги.
В ходе уточнения границ указанного земельного участка из него было образовано 2 земельных участка площадью 378,0692 га и 92,417 га.
ОАО "РЖД" на протяжении 2005-2012 годов неоднократно обращалось к
ТУ ФАУГИ в КК, как к лицу, уполномоченному распоряжаться спорными земельными участками от имени Российской Федерации, находящимися в федеральной собственности, с заявлениями о предоставлении данных участков на праве аренды. Однако в установленные законом сроки ТУ ФАУГИ в КК не приняло решение о предоставлении участков ОАО "РЖД", что нарушает права последнего.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Кореновский район и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 удовлетворено заявление ОАО "РЖД" об отказе от части заявленных требований, в указанной части производство по делу прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в КК, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД":
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - с кадастровым N 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га из земель поселений.
На ТУ ФАУГИ в КК возложена обязанность принять решение о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" спорные земельные участки и направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, ввиду того, что изначально земельный участок предоставлялся заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, оснований для не предоставления ОАО "РЖД" в долгосрочную аренду спорных земельных участков с кадастровым N 23:12:0000000:0001 и с кадастровым N 23:12:0000000:0024 не имеется.
С принятым решением не согласилось ТУ ФАУГИ в КК, в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 площадью 470,4862 га. В результате раздела данного земельного участка за счет его территории были образованы земельные участки с кадастровыми номерами N 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га и
N 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га, при этом категория последнего земельного участка была изменена с категории земель промышленности, энергетики, транспорта на категорию земли поселений. Однако ТУ ФАУГИ в КК не принимало решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1, Правительство Российской Федерации не принимало решения о переводе части указанного земельного участка в категорию земель населенных пунктов, а Краснодарский край не принимал решение о включении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га в состав земель муниципального образования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель
ОАО "РЖД" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ТУ ФАУГИ в КК и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
От администрации поступил отзыв, в котором последняя указала, что на спорные земельные участки она не претендует, просила апелляционную жалобу рассмотреть в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "РЖД", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта на право пользования землей от 13.03.1986 за Краснодарской 21-ой дистанции пути Северо-Кавказской ордена Ленина железной дороги РСФСР был закреплен земельный участок в бессрочное и бесплатное пользование площадью 470,4 га для размещения железной дороги по территории Кореновского района.
Постановлением главы администрации Кореновского района Краснодарского края N 298 от 06.06.1995, в связи с изменением внешних границ полосы отвода железной дороги в черте г. Кореновска, внесены изменения в постановление главы муниципального образования от 24.04.1995, согласно которым утвержден план внешних границ и размера земельного участка Краснодарской дистанции пути ПЧ-21 на общей площади 470,5 га в Кореновском районе (т. 1 л.д. 19).
21.07.2003 в ЕГРП внесена регистрационная запись N 23-01/00-94/2003-232 о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 общей площадью 470,4862 га (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения; целевое использование - под объекты железнодорожного транспорта), расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АБ N 085957 от 22.07.2003 (т. 1 л.д. 11).
Первоначально ОАО "РЖД", являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке, 29.09.2004 обратилось к ТУ ФАУГИ в КК с заявлением N 590 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования землей путем предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 общей площадью 470,4862 га, предназначенного для размещения железной дороги (т. 1 л.д. 24-26).
Ввиду того, что границы земельного участка нуждались в корректировке и закреплении на местности ОАО "РЖД" в 2005 году были проведены межевые работы по уточнению границ земельного участка.
По результатам проведенных работ постановлением главы муниципального образования Кореновский район Краснодарского края было вынесено постановление N 429 от 09.08.2005, которым были внесены изменения в постановление N 298 от 06.06.1995, согласно которым утвержден план внешних границ и размера земельного участка Краснодарской дистанции пути ПЧ-21, проходящего по землям Кореновского района, необходимого для размещения объектов железнодорожного транспорта, общей площадью 470,4862 га, в том числе:
- - 92,4170 га на землях поселений, из них: 69,1024 га в границах земель Кореновского городского округа; 23,3146 га в границах земель Платнировского сельского округа;
- - 378,0692 га на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 1 л.д. 20).
В государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие изменения, согласно которым:
- - площадь земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 составила 378,0692 га (категория земель и разрешенный вид использования остались неизменными - т. 1 л.д. 12-15);
- - на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га (категория земель - земли населенных пунктов; разрешенный вид использования: для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта объектов железнодорожного транспорта). В качестве собственника земельного участка указана Российская Федерация (т. 1 л.д. 16-18).
На протяжении периода с 2005 по 2012 годы ОАО "РЖД" неоднократно обращалось к ТУ ФАУГИ в КК с заявлениями о предоставлении акционерному обществу указанных земельных участков на праве аренды. Однако данные обращения оставались без удовлетворения, по существу вопрос о передаче участков в аренду заявителю не разрешался.
04.04.2012 в очередной раз обратилось к ТУ ФАУГИ в КК с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1 и 23:12:0000000:24 на праве долгосрочной аренды, предоставив необходимый комплект документов (т. 1 л.д. 129-131).
Ввиду того, что ТУ ФАУГИ в КК не направило проекты договоров аренды в адрес ОАО "РЖД", последнее самостоятельно 24.07.2012 направило соответствующие проекты соглашений в адрес управления (т. 1 л.д. 43, 132-145).
В письме N 09-10/14035 от 12.11.2012 ТУ ФАУГИ в КК сообщило, что на праве собственности Российской Федерации принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га, в то время как ОАО "РЖД" просит предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 378,0692 га и с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га.
ТУ ФАУГИ в КК указало, что распоряжений по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 общей площадью 470,4862 га Росимущество не давало; перевод земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:24 из одной категории в другую возможен только по решению Правительства Российской Федерации, а включение участка в состав земель населенного пункта - по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации. ТУ ФАУГИ в КК разъяснило, что после приведения в соответствие категории земельных участков и оформления надлежащим образом раздела земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 на два самостоятельных участка, Территориальное управление готово вернуться к рассмотрению вопроса о возможности предоставления ОАО "РЖД" испрашиваемых земельных участков на праве аренды (т. 1 л.д. 125-127).
Непринятие ТУ ФАУГИ в КК конкретного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков на праве аренды явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания бездействия органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение бездействием органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в 2005 году в ходе проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га за счет его территории был сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га (фактически земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га был разделен на 2 участка: с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га и на земельный участок с измененными границами с прежним кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 378,0692 га).
При внесении соответствующих изменений в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:24 были внесены сведения о том, что данный участок относится к категории земель населенных пунктов (фактически категория земельного участка была изменена). Данное обстоятельство было вызвано тем, что Законом Краснодарского края N 743-КЗ от 02.07.2004 "Об установлении границ муниципального образования Кореновский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений - и установлении их границ" были установлены границы Кореновского городского поселения и Платнировского сельского поселения. Часть земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га, территориально вошедшая в состав земель указанных поселений, на основании постановления главы муниципального образования Кореновский район N 429 от 09.08.2005 фактически была выделена в отдельный земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га.
ТУ ФАУГИ в КК обоснованно указывает на то, что Российской Федерацией в лице его уполномоченных органов, как собственником земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1, не принималось решение о разделе земельного участка. Правительством Российской Федерации не принималось решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:24, образованного в результате раздела "материнского земельного участка", в категорию земель населенных пунктов (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о незаконности требований ОАО "РЖД" о предоставлении ему в долгосрочную аренду спорных земельных участков по следующим основаниям.
О факте произошедшего раздела земельного участка и внесения в ГКН сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 относится к категории земель населенных пунктов ТУ ФАУГИ в КК было поставлено в известность не позднее 24.01.2007, когда ОАО "РЖД" представила соответствующие кадастровые паспорта и постановление главы муниципального образования Кореновский район Краснодарского края N 429 от 09.08.2005 в адрес управления (т. 1 л.д. 31).
Уточненные сведения о земельных участках, внесенные в ГКН, ТУ ФАУГИ в КК не оспорило.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в результате внесения указанных сведений имущественные интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка общей площадью 470,4862 га, первоначально имевшего кадастровый номер 23:12:0000000:0001, нарушены не были.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшие в редакции на момент внесения указанных изменений в ГКН, не содержали в себе положений, в силу которых раздел земельного участка и изменение категории земельного участка, образованного в результате раздела "материнского участка", приводили бы к прекращению права собственности его правообладателя в отношении образуемых земельных участков.
Напротив, согласно положениям пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Таким образом, в настоящее время Российская Федерация, вне зависимости от состояния регистрационных записей ЕГРП, является собственником как земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 площадью 378,0692 га, так и земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:24 площадью 92,4170 га, при этом суммарная площадь данных участков (470, 4862 га) полностью совпадает с площадью ранее существовавшего ("материнского") земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0001.
Как следует из материалов дела, на спорных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ОАО "РЖД", используемые в качестве объектов железнодорожного транспорта, что в полной мере соответствует разрешенному виду использования земельных участков (т. 1 л.д. 55-111).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 постановления от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как указывалось ранее, спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 названного Кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1 указанного Положения). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Территориальные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, ТУ ФАУГИ в КК осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом изложенного, в целях реализации своего преимущественного права на приобретение спорных земельных участков на праве аренды ОАО "РЖД" обоснованно обратилось в ТУ ФАУГИ в КК.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, были представлены ТУ ФАУГИ в КК в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле заявлениями ОАО "РЖД", и не оспаривается заинтересованным лицом.
Учитывая, что оснований для не предоставления в аренду ОАО "РЖД" земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1 и 23:12:0000000:24 не имелось, ТУ ФАУГИ в КК согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации было обязано в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принять решение о предоставлении земельных участков обществу в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду управление было обязано осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков и направить их заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.
Данной обязанности ТУ ФАУГИ в КК не исполнило, доказательства наличия законных оснований для не предоставления ОАО "РЖД" в аренду испрашиваемых земельных участков управление не представило, что свидетельствует о допущении им бездействия, не соответствующего нормам действующего законодательства, которое повлекло нарушение прав и законных интересов ОАО "РЖД".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные ОАО "РЖД" требования подлежали удовлетворению.
Учитывая, что отказ ОАО "РЖД" от требований об обязании ТУ ФАУГИ в КК зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки и об обязании заключить договоры аренды данных земельных участков не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд первой инстанции обоснованно принял отказ общества от указанных требований и прекратил производство по делу в данной части (пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 марта 2013 года по делу N А32-29392/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
А.А.ПОПОВ

Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)