Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А13-1054/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А13-1054/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года по делу N А13-1054/2013 (судья Корепин С.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Завод КрупноПанельного Домостроения" (ОГРН 1113528005238, далее - Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Вологодской суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление) с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0113, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, площадью 14 208 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 2, в размере рыночной стоимости, равной 16 032 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0104, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, площадью 15 082 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здание, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 8, в размере рыночной стоимости, равной 17 018 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0114, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, площадью 20 651 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 1, в размере рыночной стоимости, равной 23 302 000 руб.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести вышеуказанную рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 25 марта 2013 года исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что 11 февраля 2013 года в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 внесены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 18 января 2013 года. Кадастровая стоимость, которую указывает Общество в своем исковом заявлении, утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154, которое отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51. Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III. 1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. По мнению апеллянта, для обжалования кадастровой стоимости земельного участка необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением - в суд с заявлением по обжалованию решения комиссии. Также одним из доводов Учреждения является то, что на сегодняшний момент с учетом установленной новой кадастровой стоимости земельных участков право заявителя не может быть признано нарушенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу от 23.05.2013 считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Учреждения без удовлетворения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности истца находятся земельные участки: с кадастровым номером 35:21:0102004:0113, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, площадью 14 208 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 2; с кадастровым номером 35:21:0102004:0104, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, площадью 15 082 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 8; с кадастровым номером 35:21:0102004:0114, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, площадью 20 651 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 1 (свидетельство о праве собственности от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043002 - т. 1, л. 84; свидетельство о праве собственности от 24.10.2011 серии 34 АБ N 043003 - т. 1, л. 92; свидетельство о праве собственности от 24.10.2011 серии 35АБ N 043001 - т. 1, л. 95).
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года. В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с указанным постановлением, кадастровая стоимость принадлежащих Обществу земельных участков, составила: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-46 672 001 руб. 28 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-49 543 012 руб. 62 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-67 836 676 руб. 41 коп.
Истец не согласился с результатами государственной кадастровой оценки земель и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Оценка" об оценке рыночной стоимости земельных участков от 1 ноября 2012 года N 065/10/2012 рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 19 октября 2012 года в следующем размере: земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-16 208 000 руб., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-17 205 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-23 558 000 руб. (т. 1, л. 23 - 136).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков нарушает права истца, необоснованно завышая налоговую базу, истец обратился с настоящим иском в суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
На момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18 января 2013 года) утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составляет: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-16 674 508 руб. 80 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-17 700 235 руб. 20 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-24 236 013 руб. 60 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Как установил суд, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Истец данный факт не оспаривает.
Вместе с тем Законом N 167-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же Законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценка рыночной стоимости земельных участков определена истцом по состоянию на 19 октября 2012 года в размере: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-16 208 000 руб., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-17 205 000 руб., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-23 558 000 руб.
В обоснование заявленной позиции Общество предоставило суду отчет N 065/10/2012 об оценке рыночной стоимости имущества, выполненный оценщиком ООО "Премьер-оценка" Курицыной Мариной Владимировной. В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета Обществом также представлено экспертное заключение от 17.01.2013 N 121102-591-78 по экспертизе отчета N 065/10/2012, выполненное Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" (далее - НИ СРО "НКСО"), членом которого является Курицына М.В. НП СРО "НКСО" включено в единый госреестр саморегулируемых организаций оценщиков 19.12.2007 года за N 0006.
В соответствии с правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 и принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика, общество провело экспертизу этого отчета в целях проверки его достоверности и соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно экспертному заключению отчет N 065/10/2012 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО "НКСО". Выбор оценщиком методов оценки обоснован, приведено убедительное обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. Расчеты стоимости объекта оценки соответствуют описанным в отчете методам, приведены в отчете в полном объеме и позволяют проверить полученный результат. Расчет выполнен без ошибок и пропусков. Допущения, использованные в отчете, обоснованы. Вся использованная в расчетах рыночная информация указана в отчете, имеет ссылки на источник и содержится в приложениях к отчету. Таким образом, по мнению экспертного совета НП СРО "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", отчет является достоверным, правильным и соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Согласно пункту 26 ФСО N 1 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что кадастровая стоимость спорных участков правомерно установлена судом первой инстанции на основании отчета N 065/10/2012 "Об оценке рыночной стоимости объекта оценки, включающего в себя три земельных участка", поскольку на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев, и не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
С учетом изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Кадастровая палата выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 Учреждение с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Учреждение, как орган наделенный полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.НОСАЧ

Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)