Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2013 ПО ДЕЛУ N А05-1857/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу N А05-1857/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строй Лидер-М" Перевозчикова П.И. по доверенности от 01.02.2013, от министерства имущественных отношений Архангельской области Семушиной А.Г. по доверенности от 02.07.2013 N 312-04-07/5928, от мэрии города Архангельска Бровкина В.А. по доверенности от 25.07.2013 N 002-38/1001,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 мая 2013 года по делу N А05-1857/2013 (судья Меншикова И.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строй Лидер-М" (ОГРН 1032900007711; далее - ООО "Строй Лидер-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - министерство) о признании недействительным решения, выраженного в выписке от 22.12.2011 из протокола заседания коллегии министерства от 16.12.2011 N 6, об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1572 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина.
В порядке устранения нарушения своих прав заявитель просил суд возложить на ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1572 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина в кадастровом квартале 29:22:040612.
Определением суда от 25 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее - мэрия).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 мая 2013 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ответчик и его представитель сослались на несоответствие выводов суда действующему законодательству, на недоказанность заявителем нарушения его прав оспариваемым отказом, на отсутствие в генеральном плане города Архангельска размещения гаража-стоянки легкового автотранспорта в границах запрашиваемого земельного участка, а также на то, что оспариваемое решение принято с учетом обоснованного мнения населения, не согласного с размещением данного объекта на спорном земельном участке, в целях избежания нарушения их прав и законных интересов, реализации целей местного самоуправления и с учетом основных принципов земельного законодательства. В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик также сослался на неполное выяснение судом обстоятельств дела, касающихся соответствия площади земельных участков, сформированных под многоквартирными жилыми домами, расположенными вокруг планируемого размещения гаража-стоянки легкового автотранспорта по адресам, указанным в этих дополнениях.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Сослались на то, что доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, не заявлялись в суде первой инстанции и не были предметом исследования судом.
Мэрия в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, поддержали правовую позицию общества, просят в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, общество обратилось в Агентство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Архангельской области (прежнее наименование ответчика) с заявлением от 17.07.2009 о предоставлении земельного участка в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина для размещения здания гаража-автостоянки.
Агентство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Архангельской области направило указанное заявление вместе с сопроводительным письмом от 23.07.2009 директору Департамента градостроительства мэрии города Архангельска для обеспечения выбора земельного участка и утверждения его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департамент градостроительства мэрии города Архангельска опубликовал в городской газете "Архангельск - город воинской славы" от 22.11.2011 N 58 извещение о планируемом размещении здания гаража-автостоянки легкового автотранспорта, расположенного на внутридомовой территории жилых домов по улице Гагарина, 50 - улице Гагарина, 48/пр. Дзержинского, 21, корпус 1.
Распоряжением мэра города Архангельска от 15.11.2011 N 2813р утверждена схема испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,1572 га в кадастровом квартале 29:22:040612, расположенного в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина (категория - земли населенных пунктов) для размещения здания гаража-автостоянки легкового автотранспорта. Распоряжение с приложением схемы и каталога координат направлены ответчику с письмом мэрии от 21.11.2011 N 6176/194-03.
ООО "Строй Лидер-М" обратилось к ответчику с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания гаража-автостоянки.
Министерство своим решением, выраженным в выписке от 22.12.2011 из протокола заседания коллегии министерства от 16.12.2011 N 6, полученной обществом 28.01.2013, отказало в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки легкового автотранспорта в границах земельного участка площадью 0,1572 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина в связи с тем, что градостроительной документацией города Архангельска не предусмотрено размещение указанного здания в границах запрашиваемого земельного участка, а также по причине несогласия жильцов близлежащих жилых домов с планируемым строительством данного объекта.
Общество не согласилось с данным решением и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 названного Кодекса предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 указанного Кодекса.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу положений пункта 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением.
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31).
При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, земельным законодательством императивно установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В рассматриваемом случае по заявлению общества мэрия обеспечила выбор земельного участка, проинформировала население о планируемом размещении здания гаража-автостоянки.
Как предусмотрено Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска", распоряжение такими участками в соответствии с приложением к названному Закону осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области, то есть министерством.
Разделом 5 приложения к областному Закону регулируется порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, аналогичный порядку, установленному ЗК РФ.
Следовательно, обществом и мэрией соблюдена процедура, предусмотренная действующим земельным законодательством, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отказ ответчика в принятии решения о предварительном согласовании места размещения здания гаража-стоянки в границах земельного участка площадью 0,1572 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина в кадастровом квартале 29:22:040612 мотивирован тем, что градостроительная документация города Архангельска не предусматривает размещение гаража-автостоянки в границах запрашиваемого участка.
Вместе с тем, как установлено судом и не опровергнуто подателем жалобы, согласно Генеральному плану муниципального образования "Город Архангельск", утвержденному решением Архангельского городского Совета депутатов от 26.05.2009 N 872, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки.
Согласно пункту 5.1 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, в жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
В соответствии со статьей 93 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516, в зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов с кодовым обозначением зоны Ж-04-9-2, к которой относится испрашиваемый заявителем участок, условно разрешенным видом использования земельных участков является размещение объектов для хранения индивидуальных автотранспортных средств.
Таким образом, строительство на спорном участке здания гаража-стоянки не нарушает требований градостроительных норм.
Наличие на земельном участке элементов благоустройства не означает, что земельный участок не может быть предоставлен для строительства. Само по себе благоустройство территории носит временный характер в связи с отсутствием самостоятельного значения, возможностью относительно простого перемещения элементов благоустройства, а также с ограниченным сроком службы временных сооружений. Элементы благоустройства не относятся к объектам недвижимого имущества, для которых ввиду прочной связи с землей, законодательством установлен особый порядок регулирования земельных отношений. Следовательно, размещение на спорном земельном участке здания гаража-автостоянки потребует лишь переноса отдельных элементов благоустройства с территории застройки. Кроме того, проект благоустройства является неотъемлемой частью проекта строительства любого объекта. Застройщик в проекте строительства здания гаража-автостоянки будет обязан предусмотреть перенос существующих объектов благоустройства и создание новых.
Распоряжение мэра города Архангельска от 15.11.2011 N 2813р, которым утверждена схема испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,1572 га в кадастровом квартале 29:22:040612, расположенного в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Гагарина (категория - земли населенных пунктов) для размещения здания гаража-автостоянки легкового автотранспорта, не отменено и не признано незаконным в судебном порядке.
Учитывая изложенное, довод министерства о том, что градостроительная документация города Архангельска не предусматривает размещение здания гаража-автостоянки в границах запрашиваемого участка, правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.
Кроме того, оспариваемое решение обосновано тем, что жильцы близлежащих домов не согласны с планируемым строительством данного объекта.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанная обязанность установлена в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений) и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абзац второй пункта 3 статьи 31 ЗК РФ).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ гражданам предоставлено право участвовать в решении тех вопросов, которые затрагивают их интересы и связаны с изъятием и предоставлением этих земельных участков для строительства. В данном случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд мэрией не производилось, земельный участок находился и находится в муниципальной собственности.
Доводы министерства о нарушении мэрией принципов участия граждан в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ распространяется на участие граждан в вопросах, касающихся их прав на землю, а также на участие граждан в решениях, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ направлен на обеспечение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, который принадлежит этому гражданину.
В рассматриваемом случае у граждан отсутствуют какие-либо права на спорный земельный участок.
Само по себе нежелание граждан проживать в доме, расположенном рядом с гаражом-автостоянкой (при отсутствии доказательств нарушения требований закона и законных интересов), не является правовым основанием для принятия министерством отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Иное толкование привело бы к злоупотреблению правом со стороны государственного органа.
Кроме того, доказательств, подтверждающих факты обращений горожан по данному поводу в мэрию, подателем жалобы ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Ссылка представителя ответчика на то, что при обсуждении вопроса о предварительном согласовании обществу места размещения здания гаража-стоянки легкового автотранспорта на испрашиваемом земельном участке депутатами Архангельского областного Собрания депутатов, участвовавших в рассмотрении данного вопроса, официально оглашалось общее возражение жильцов близлежащих жилых домов по данному вопросу, не подтверждена документально, в связи с этим отклоняется апелляционной коллегией.
Помимо изложенного, из положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ не следует, что органы местного самоуправления обязаны руководствоваться мнением населения муниципального образования при принятии решения, несогласие граждан со строительством объекта носит для органов власти, полномочных распоряжаться публичными землями, рекомендательный характер, обязательным для принятия решения органом местного самоуправления будет являться лишь мнение граждан, обоснованное реальным умалением их прав и законных интересов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления названной обязанности может служить основанием для отмены решения о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка для строительства, при условии наличия доказательств того, что данное обстоятельство нарушило права и охраняемые законом интересы конкретных граждан и юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не доказан тот факт, что размещение спорного объекта повлечет за собой нарушения прав и законных интересов граждан.
В материалах дела имеется выданное заявителю санитарно-эпидемиологическое заключение от 28.04.2011 N 29.01.01.522.Т.000231.04.11, согласно которому предоставление спорного земельного участка соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в том числе санитарным правилам и нормам, предъявляемым к санитарно-защитным зонам, к условиям проживания в жилых домах и помещениях относительно шума на территории жилой застройки, качества атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ и безопасных уровней воздействия в атмосферном воздухе населенных мест, норм радиационной безопасности и правил обеспечения радиационной безопасности.
В связи с этим, довод, изложенный в пункте 3 апелляционной жалобы ответчика, опровергается материалами дела и является несостоятельным.
Довод подателя жалобы о том, что действующее законодательство не содержит норм об обязанности уполномоченного органа исполнительной власти издать распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, основан на неверном толковании пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, поскольку данная правовая норма предусматривает в случае обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением обязательное принятие мотивированного и обоснованного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта и не предоставляет такому органу произвольно принимать одно из перечисленных решений.
Отказ министерства в предварительном согласовании места размещения объекта препятствует обществу в реализации предоставленного ему земельным законодательством права на получение испрашиваемого земельного участка для строительства объекта.
Довод министерства, изложенный в дополнениях к апелляционной жалобе, о неполном выяснении судом обстоятельств дела, касающихся соответствия площади земельных участков, сформированных под многоквартирными жилыми домами, расположенными вокруг планируемого размещения гаража-стоянки легкового автотранспорта по адресам, указанным в этих дополнениях, не принимается во внимание апелляционной коллегией, так как данный довод не заявлялся в суде первой инстанции при рассмотрении спора по существу и не указан в числе причин отказа обществу в предварительном согласовании места размещения объекта, оспариваемого в рамках настоящего дела.
Таким образом, оценив основания отказа министерства в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства гаража-автостоянки с учетом представленных в дело доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для изменения или отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 мая 2013 года по делу N А05-1857/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)