Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-12329/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-12329/2013


Судья Короткий В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кудинова А.В., Шелудько В.В.,
по докладу судьи Кудинова А.В.,
при секретаре М.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования город-курорт Геленджик Х. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

П.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - МО г. Геленджик) о признании права на предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 290 кв. м категории земель - земли населенных пунктов с целевым использованием - для целей не связанных со строительством - благоустройство, расположенного по адресу: "адрес обезличен". Просил обязать администрацию МО г. Геленджик заключить договор аренды указанного земельного участка на указанный срок.
В судебном заседании районного суда представитель П.Н. по доверенности Б. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель администрации МО г. Геленджик по доверенности Г. в зале судебного заседания возражал против удовлетворения требований П.Н.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2013 года за П.Н. признано право на предоставление в аренду земельного участка площадью порядка 290 кв. м, расположенного по адресу: "адрес обезличен", и прилегающего к собственному земельному участку со стороны задней межи с кадастровым номером "номер обезличен" по вышеуказанному адресу - для благоустройства (для целей, не связанных со строительством).
В апелляционной жалобе глава МО г. Геленджик Х. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований П.Н.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителя администрации МО г. Геленджик по доверенности С., настаивавшего на требованиях апелляционной жалобы, пояснения представителя П.Н. по доверенности Б., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, П.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства площадью 613 кв. м, расположенный по адресу: "адрес обезличен" с кадастровым номером "номер обезличен".
П.Н. обратилась в администрацию МО г. Геленджик по вопросу предоставления для целей, не связанных со строительством земельного участка площадь 290 кв. м, прилегающего к собственному застроенному земельному.
Решением заместителя главы МО г. Геленджик П.О. в удовлетворении требований обращения отказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что П.Н. длительное время фактически владеет и пользуется земельным участком площадью порядка 290 кв. м, расположенным по адресу: "адрес обезличен", прилегающим к ее собственному площадью 613 кв. м для благоустройства, то есть для проведения мероприятий, направленных на повышение эксплуатационных и эстетических характеристик земельного участка, производит все необходимые работы по его содержанию в надлежащем состоянии, оплачивает текущие расходы по содержанию данной территории.
Районный суд посчитал отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка незаконным, поскольку ответчиком не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к категории участков, изъятых из оборота. Испрашиваемый земельный участок площадью порядка 290 кв. м отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
В решении суд первой инстанции сослался на положения "Порядка предоставления земельных участков, для целей, не связанных со строительством на территории Краснодарского края", утвержденных Постановлением Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2009 г. N 331 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, для целей, не связанных со строительством на территории Краснодарского края", в соответствии с которым, предоставление земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, в случае если в течение тридцати дней с даты публикации сообщения о земельных участках подана единственная заявка, за исключением случаев, установленных законодательством.
В связи с чем, районный суд пришел к выводу о том, что отказ администрации МО г. Геленджик, препятствует П.Н. в осуществлении права на получение в установленном законом порядке испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, несоответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу п. 1.5 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2009 N 331 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Краснодарского края", публикация сообщений, связанных с оформлением прав на земельные участки, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в средствах массовой информации, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 декабря 2002 года N 1369 "Об утверждении перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений".
Предоставление земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, в случае если в течение тридцати дней с даты публикации сообщения о земельных участках подана единственная заявка, за исключением случаев, установленных законодательством.
В случае если поданы две и более заявки, земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
Как следует из материалов дела, доказательства того, что информация о предстоящем предоставлении истцу спорного земельного участка была опубликована в средствах массовой информации в деле отсутствуют.
Следовательно, несостоятельным является ссылка районного суда на Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2009 года N 331 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Краснодарского края".
Во исполнение требований Земельного кодекса РФ на территории муниципального образования город-курорт Геленджик принято решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 21 декабря 2006 года N 303 "О порядке предоставления земельных участков в муниципальном образовании город-курорт Геленджик для целей, не связанных со строительством".
Согласно подпункту 2.3.2 указанного Порядка, в случае поступления двух и более заявлений о приобретении в собственность либо в аренду одного и того же земельного участка данный земельный участок либо право на заключение договора его аренды реализуется на торгах.
Аналогичные требования содержатся в Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2009 года N 331.
Таким образом, предоставление истцу спорного земельного участка в аренду без публикации информации о его предстоящем предоставлении и невыявление всех заинтересованных в приобретении данного земельного участка лиц является нарушением требований Земельного кодекса РФ, решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 21 декабря 2006 года N 303 и Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2009 года N 331.
Кроме того, районным судом оставлено без внимания, проверки и надлежащей оценки то обстоятельство, что спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Предоставление спорного земельного участка истцу противоречит установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Поскольку судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Геленджикского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2013 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу главы муниципального образования город-курорт Геленджик Х. - удовлетворить.
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 03 апреля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований П.Н. о признании права на предоставление в аренду земельного участка площадью порядка 290 кв. м, расположенного по адресу: "адрес обезличен", и прилегающего к собственному земельному участку П.Н. со стороны задней межи с кадастровым номером "номер обезличен" по вышеуказанному адресу, для благоустройства (для целей, не связанных со строительством), отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)