Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Л.А. Захаровой, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "СельхозПромЭкспо": М., паспорт, по доверенности от 09.01.2013,
от Администрации: А., удостоверение, по доверенности от 09.01.2013 N 01-8/12-35,
от КФХ Г.В.П.: К., паспорт, по доверенности от 10.07.2013 N 4,
от КФХ Гусаров: С., паспорт, по доверенности от 15.03.2013 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо"
на решение Арбитражного суда Краснодарского краяот 23.04.2013 по делу N А32-24866/2012,
принятое судьей Савиной Р.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо"
к Администрации муниципального образования Ейский район
о признании недействительными постановлений,
при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Г.В.В., Г.В.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо" (далее - ООО "СельхозПромЭкспо") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Ейский район (далее - Администрация) о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Ейский район N 531 от 28.05.2012 "О предоставлении земельных участков индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Г.В.В. и индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Г.В.П. для расширения крестьянских (фермерских) хозяйств" и постановления N 640 от 25.06.2012 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ейский район от 28 мая 2012 года N 531".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, КФХ Г.В.В., КФХ Г.В.П.
Решением суда от 23.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что постановление вынесено в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СельхозПромЭкспо" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что земельные участки неправомерно предоставлены без проведения торгов и без опубликования сообщения о предоставлении земельного участка.
В судебное заседание не явились представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Представитель ООО "СельхозПромЭкспо" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представители крестьянских (фермерских) хозяйств в судебном заседании также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленных отзывов на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 18.07.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования Ейский район, ст. Должанская, на землях сельскохозяйственного назначения, располагался земельный участок, общей площадью 5373844,0 кв. м с кадастровым номером 23:08:0000000:169, образованный после раздела земельного участка, из фонда перераспределения "Должанский", общей площадью 5840000,0 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0:0001: (постановление главы муниципального образования Ейский район N 739 от 21.06.2007.
С момента образования земельного участка, площадью 5373844,0 кв. м с кадастровым номером 23:08:0000000:169, местоположение Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская и до момента его предоставления главам КФХ Г.В.В. и КФХ Г.В.П., участок не был обременен правами третьих лиц.
В 2011 году администрацией муниципального образования Ейский район проведена работа по разделу земельного участка кадастровым номером 23:08:0000000:169, в связи с необходимостью предоставления земель сельскохозяйственного назначения жителям станицы Должанской для выпаса скота и сенокошения.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:169 были образованы следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 23:08:0104000:603, площадью 59372,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:604, площадью 2490,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:605, площадью 9046,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:606, площадью 716053,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:608, площадью 184046,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:609, площадью 1177361,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:610, площадью 3208262,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:611, площадью 1134642,0 кв. м
- с кадастровым номером 23:08:0104000:612, площадью 59372,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:613, площадью 1011128,0 кв. м (спорные земельные участки).
В мае 2012 года на имя главы муниципального образования Ейский район с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков на срок 10 лет с целью осуществления деятельности КФХ обратились глава КФХ Г.В.В. (земельные участки кадастровые номера: 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609) и глава КФХ Г.В.П. (земельные участки кадастровые номера: 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613).
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район N 531 от 28.05.2012 земельные участки 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609 предоставлены Г.В.В., земельные участки 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613 предоставлены Г.В.П. для расширения крестьянских (фермерских) хозяйств.
Постановлением N 640 от 25.06.2012 г. в п. 1 постановления администрации муниципального образования Ейский район от 28 мая 2012 года N 531 внесены изменения (слова "с кадастровым номером 23:08:0502001:36" заменены на слова "с кадастровым номером 23:08:0000000:169").
На основании указанных постановлений между управлением муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район и Г.В.В., управлением муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район и Г.В.П. 28.05.2012 заключены договоры аренды соответствующих земельных участков, которые зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРП и отметками регистрирующего органа на договорах.
Постановка спорных земельных участков на кадастровый учет подтверждена кадастровыми выписками и кадастровыми паспортами земельных участков.
Считая незаконными постановления Администрации от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640, ООО "СельхозПромЭкспо" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий незаконности постановлений Администрации муниципального образования Ейский район.
В соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 74-ФЗ в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что заявления были поданы КФХ Г.В.В. и Г.В.П. с приложением всех необходимых документов, перечень которых определен статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Заявления КФХ были рассмотрены Администрацией и по ним приняты решения также в полном соответствии с требованиями Закона "О крестьянских (фермерских) хозяйствах".
Судом первой инстанции правильно критично оценены доводы ООО "СельхозПромЭкспо" о том, что земельные участки неправомерно предоставлены без проведения торгов и без опубликования сообщения о предоставлении земельного участка.
Законом "О крестьянских (фермерских) хозяйствах" установлен специальный порядок предоставления земель из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Указанный порядок не предусматривает опубликования сообщения о земельных участках, предполагаемых к передаче.
Проведение торгов также не требовалось, поскольку КФХ Г.В.В. испрашивал земельные участки 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609, а КФХ Г.В.П. испрашивал земельные участки 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613.
ООО "СельхозПромЭкспо" также обратилось в администрацию муниципального образования Ейский район с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков NN 23:08:0104000 участки 606 490, 607 483, 486 611, 485, 484 613.
Письмом от 20.06.2012 N 21-05-257/12-05 заместитель главы муниципального образования Ейский район отказал ООО "СельхозПромЭкспо" в предоставлении в аренду земельных участков в связи с нецелесообразностью ввиду нестабильного финансового состояния предприятия.
В материалах дела отсутствуют доказательства признания незаконным указанного решения органа местного самоуправления.
Проверка законности отказа в предоставлении земельных участков обществу "СельхозПромЭкспо" не входит в предмет спора по настоящему арбитражному делу.
При таких обстоятельствах, с учетом отказа обществу "СельхозПромЭкспо" в предоставлении земельных участков, Администрация МО Ейский район правомерно приняла постановления от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640 о предоставлении земельных участков 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609 КФХ Г.В.В. и земельных участков 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613 КФХ Г.В.П.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов ООО "СельхозПромЭкспо" в сфере предпринимательской деятельности.
В частности, из письма от 20.06.2012 N 21-05-257/12-05 не следует, что отказ в предоставлении земельных участков обществу "СельхозПромЭкспо" связан с предоставлением земельных участков КФХ Г.В.В. и Г.В.П. постановлениями от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640.
Недоказанность нарушения оспариваемыми ненормативными правовыми актами прав и законных интересов ООО "СельхозПромЭкспо" является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "СельхозПромЭкспо", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "СельхозПромЭкспо", поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконными постановлений Администрации МО Ейский район от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640 отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 23.04.2013 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на ООО "СельхозПромЭкспо" и были уплачены при обращении с апелляционной жалобой.
Излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возвращению обществу "СельхозПромЭкспо" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 апреля 2013 года по делу N А32-24866/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2013 N 15АП-7176/2013 ПО ДЕЛУ N А32-24866/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. N 15АП-7176/2013
Дело N А32-24866/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Л.А. Захаровой, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "СельхозПромЭкспо": М., паспорт, по доверенности от 09.01.2013,
от Администрации: А., удостоверение, по доверенности от 09.01.2013 N 01-8/12-35,
от КФХ Г.В.П.: К., паспорт, по доверенности от 10.07.2013 N 4,
от КФХ Гусаров: С., паспорт, по доверенности от 15.03.2013 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо"
на решение Арбитражного суда Краснодарского краяот 23.04.2013 по делу N А32-24866/2012,
принятое судьей Савиной Р.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо"
к Администрации муниципального образования Ейский район
о признании недействительными постановлений,
при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Г.В.В., Г.В.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо" (далее - ООО "СельхозПромЭкспо") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Ейский район (далее - Администрация) о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Ейский район N 531 от 28.05.2012 "О предоставлении земельных участков индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Г.В.В. и индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Г.В.П. для расширения крестьянских (фермерских) хозяйств" и постановления N 640 от 25.06.2012 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ейский район от 28 мая 2012 года N 531".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, КФХ Г.В.В., КФХ Г.В.П.
Решением суда от 23.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что постановление вынесено в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СельхозПромЭкспо" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что земельные участки неправомерно предоставлены без проведения торгов и без опубликования сообщения о предоставлении земельного участка.
В судебное заседание не явились представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Представитель ООО "СельхозПромЭкспо" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представители крестьянских (фермерских) хозяйств в судебном заседании также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленных отзывов на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 18.07.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования Ейский район, ст. Должанская, на землях сельскохозяйственного назначения, располагался земельный участок, общей площадью 5373844,0 кв. м с кадастровым номером 23:08:0000000:169, образованный после раздела земельного участка, из фонда перераспределения "Должанский", общей площадью 5840000,0 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0:0001: (постановление главы муниципального образования Ейский район N 739 от 21.06.2007.
С момента образования земельного участка, площадью 5373844,0 кв. м с кадастровым номером 23:08:0000000:169, местоположение Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская и до момента его предоставления главам КФХ Г.В.В. и КФХ Г.В.П., участок не был обременен правами третьих лиц.
В 2011 году администрацией муниципального образования Ейский район проведена работа по разделу земельного участка кадастровым номером 23:08:0000000:169, в связи с необходимостью предоставления земель сельскохозяйственного назначения жителям станицы Должанской для выпаса скота и сенокошения.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:169 были образованы следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 23:08:0104000:603, площадью 59372,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:604, площадью 2490,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:605, площадью 9046,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:606, площадью 716053,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:608, площадью 184046,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:609, площадью 1177361,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:610, площадью 3208262,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:611, площадью 1134642,0 кв. м
- с кадастровым номером 23:08:0104000:612, площадью 59372,0 кв. м;
- с кадастровым номером 23:08:0104000:613, площадью 1011128,0 кв. м (спорные земельные участки).
В мае 2012 года на имя главы муниципального образования Ейский район с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков на срок 10 лет с целью осуществления деятельности КФХ обратились глава КФХ Г.В.В. (земельные участки кадастровые номера: 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609) и глава КФХ Г.В.П. (земельные участки кадастровые номера: 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613).
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район N 531 от 28.05.2012 земельные участки 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609 предоставлены Г.В.В., земельные участки 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613 предоставлены Г.В.П. для расширения крестьянских (фермерских) хозяйств.
Постановлением N 640 от 25.06.2012 г. в п. 1 постановления администрации муниципального образования Ейский район от 28 мая 2012 года N 531 внесены изменения (слова "с кадастровым номером 23:08:0502001:36" заменены на слова "с кадастровым номером 23:08:0000000:169").
На основании указанных постановлений между управлением муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район и Г.В.В., управлением муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район и Г.В.П. 28.05.2012 заключены договоры аренды соответствующих земельных участков, которые зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРП и отметками регистрирующего органа на договорах.
Постановка спорных земельных участков на кадастровый учет подтверждена кадастровыми выписками и кадастровыми паспортами земельных участков.
Считая незаконными постановления Администрации от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640, ООО "СельхозПромЭкспо" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий незаконности постановлений Администрации муниципального образования Ейский район.
В соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 74-ФЗ в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что заявления были поданы КФХ Г.В.В. и Г.В.П. с приложением всех необходимых документов, перечень которых определен статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Заявления КФХ были рассмотрены Администрацией и по ним приняты решения также в полном соответствии с требованиями Закона "О крестьянских (фермерских) хозяйствах".
Судом первой инстанции правильно критично оценены доводы ООО "СельхозПромЭкспо" о том, что земельные участки неправомерно предоставлены без проведения торгов и без опубликования сообщения о предоставлении земельного участка.
Законом "О крестьянских (фермерских) хозяйствах" установлен специальный порядок предоставления земель из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Указанный порядок не предусматривает опубликования сообщения о земельных участках, предполагаемых к передаче.
Проведение торгов также не требовалось, поскольку КФХ Г.В.В. испрашивал земельные участки 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609, а КФХ Г.В.П. испрашивал земельные участки 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613.
ООО "СельхозПромЭкспо" также обратилось в администрацию муниципального образования Ейский район с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков NN 23:08:0104000 участки 606 490, 607 483, 486 611, 485, 484 613.
Письмом от 20.06.2012 N 21-05-257/12-05 заместитель главы муниципального образования Ейский район отказал ООО "СельхозПромЭкспо" в предоставлении в аренду земельных участков в связи с нецелесообразностью ввиду нестабильного финансового состояния предприятия.
В материалах дела отсутствуют доказательства признания незаконным указанного решения органа местного самоуправления.
Проверка законности отказа в предоставлении земельных участков обществу "СельхозПромЭкспо" не входит в предмет спора по настоящему арбитражному делу.
При таких обстоятельствах, с учетом отказа обществу "СельхозПромЭкспо" в предоставлении земельных участков, Администрация МО Ейский район правомерно приняла постановления от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640 о предоставлении земельных участков 23:08:0104000:604, 23:08:0104000:605, 23:08:0104000:606, 23:08:0104000:609 КФХ Г.В.В. и земельных участков 23:08:0104000:610, 23:08:0104000:611, 23:08:0104000:613 КФХ Г.В.П.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов ООО "СельхозПромЭкспо" в сфере предпринимательской деятельности.
В частности, из письма от 20.06.2012 N 21-05-257/12-05 не следует, что отказ в предоставлении земельных участков обществу "СельхозПромЭкспо" связан с предоставлением земельных участков КФХ Г.В.В. и Г.В.П. постановлениями от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640.
Недоказанность нарушения оспариваемыми ненормативными правовыми актами прав и законных интересов ООО "СельхозПромЭкспо" является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "СельхозПромЭкспо", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "СельхозПромЭкспо", поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконными постановлений Администрации МО Ейский район от 28.05.2012 N 531 и от 25.06.2012 N 640 отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 23.04.2013 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на ООО "СельхозПромЭкспо" и были уплачены при обращении с апелляционной жалобой.
Излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возвращению обществу "СельхозПромЭкспо" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 апреля 2013 года по делу N А32-24866/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СельхозПромЭкспо" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)