Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-312/2011

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2011 г. по делу N 33-312/2011


Судья: Ярыгина Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Жуковой Н.В., Белинской С.В.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрев 26 января 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Орский мясокомбинат" на решение Советского районного суда г. Орска от 2 ноября 2010 года по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу "Орский мясокомбинат" о признании незаконными действий по сбросу неочищенных сточных вод, возмещении материального ущерба и понуждении к проведению рекультивации земли,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,

установила:

Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО "Орский мясокомбинат" с требованиями о признании незаконным сброс неочищенных сточных вод на почву в отсутствие разрешения и проектных документов на эксплуатацию резервной аварийной карды на случай аварийной ситуации, запрещении использования земельного участка в качестве резервной (аварийной) карды в отсутствие разрешения и проектных документов на эксплуатацию резервной карды на случай аварийной ситуации, а также правоустанавливающих документов на указанный земельный участок, о возложении обязанности на ЗАО "Орский мясоконсервный комбинат" в срок до 1 октября 2010 года устранить нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем проведения рекультивации земельного участка, находящегося на территории МО "город Орск" возле насосной станции предприятия в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
В обоснование своих требований прокурор указал, что названным предприятием допускаются нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. На территории, расположенной возле насосной станции, справа от дамбы, на площади примерно 5-6 га находятся неочищенные канализационные стоки со специфическим запахом. С края канавы находится вынутый грунт с осадками, образованный в результате прочистки сбросной канавы. Высота вынутого грунта более двух метров на протяжении 10 метров от начала сбросной канавы. Факт сброса неочищенных сточных вод подтверждается также материалом проверки, зарегистрированным в ОВД по Советскому району г. Орска в КУСП от 8 мая 2010 года N 4804.
Согласно протоколу лабораторных исследований в образцах почвы на глубине слоя от 0-5 см обнаружено 10 онкосфер тениид с неповрежденной оболочкой (жизнеспособные), на глубине слоя от 5-20 см обнаружено 5 онкосфер тениид с неповрежденной оболочкой (жизнеспособные), при норме не допускаются. Указанное не соответствует требованиям ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы".
В образце пробы сточной воды перед поступлением на очистные сооружения ЗАО "Орский мясокомбинат" согласно протоколу лабораторных исследований от 14 мая 2010 года N 1 в нарушении требования ч. 1 ст. 22 указанного федерального закона обнаружены яйца фасциол и онкосферы тениид с неповрежденной оболочкой (жизнеспособные), что является характерным для предприятий мясоперерабатывающей деятельности.
Онкосферы тениид являются одной из промежуточных стадий развития свиного или бычьего цепня (биогельминтов). Согласно п. 8.2.3 Методических указаний МУ 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 7 февраля 1999 года, загрязнение почвы жизнеспособными онкосферами тениид представляет прямую угрозу здоровью населения.
Кроме того, из протокола результатов химического анализа почв в пробе, отобранной на месте сброса сточных вод со станции перекачки сточных вод ЗАО "Орский мясокомбинат", следует в нарушении пп. 1, 2 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" превышение с фоновой пробой по следующим показателям: нитраты в 7 раз, хлорид-ион в 32 раза, сульфат-ион в 2,2 раза, фосфора в 1,3 раза.
Ответчиком не представлены разрешение, и проектные документы на эксплуатацию резервной аварийной карды на случай аварийной ситуации. Отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок под резервную (аварийную) карду.
Данный земельный участок (кадастровый номер ОРБ 430300) общей площадью 468 200 кв. м, расположенный по адресу: ***, в соответствии с распоряжением от 10 марта 1999 года N 399-р Администрации г. Орска предоставлен в аренду садоводческому кооперативу участка N 3 "Мясокомбината" сроком на 10 лет, и расположен на землях сельскохозяйственного назначения. ЗАО "Орский мясокомбинат" земельный участок для использования под резервную (аварийную) карду в районе садов-огородов и насосной станции предприятия по *** не выделялся.
Полагает, что сброс предприятием сточных вод на земли сельскохозяйственного назначения оказывает негативное воздействие на почву, создает угрозу ее загрязнения и может причинить вред окружающей среде, здоровью населения, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 20 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация г. Орска и ОАО "РЖД".
В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно уточнял требования и окончательно просил признать незаконными действиями ЗАО "Орский мясокомбинат" по сбросу неочищенных сточных вод на почву в отсутствие разрешения на сброс и правоустанавливающих документов на эксплуатацию резервной аварийной карды на случай аварийной ситуации, взыскать с ответчика причиненный загрязнением почв химическими веществами ущерб в сумме 242 076 рублей, взысканные денежные средства перечислить на указанный им в заявлении расчетный счет, обязать ЗАО "Орский мясокомбинат" в срок до 30 декабря 2010 года обратиться в Комитет по управлению имуществом администрации МО "город Орск" для получения разрешения на проведение рекультивации загрязненного химическими веществами земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 6 гектаров, расположенного по адресу: *** (начиная от сбросной трубы насосной станции ЗАО "Орский мясокомбинат" справа от дамбы), и согласования в Администрации МО "город Орск" сроков ее проведения на указанном земельном участке, в соответствии с разработанным ЗАО "Орский мясокомбинат" проектом рекультивации, обязать ответчика устранить нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем проведения рекультивации на указанном земельном участке в срок до 30 мая 2011 года.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования с учетом уточнений поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ЗАО "Орский мясокомбинат" Г., действующая на основании доверенности от 30 ноября 2009 года, иск не признала, возражала против его удовлетворения.
Представитель ОАО "РЖД" К., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Решением Советского районного суда г. Орска от 2 ноября 2010 года иск прокурора удовлетворен частично. Признаны незаконными действия ЗАО "Орский мясокомбинат" по сбросу неочищенных сточных вод на почву в отсутствие разрешения на сброс и правоустанавливающих документов на эксплуатацию резервной аварийной карды. В возмещение ущерба, причиненного загрязнением почвы, с ЗАО "Орский мясокомбинат" в бюджет г. Орска взысканы 242076 рублей. В удовлетворении остальной части иска прокурора отказано. С ЗАО "Орский Мясокомбинат" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9620 76 рублей.
С таким решением суда ЗАО "Орский Мясокомбинат" не согласно и в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. ст. 7, 42 ЗК РФ и ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с установленным целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно требованиям ст. 76 ЗК РФ юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами, виновными в указанных правонарушениях, или за их счет.
Судом установлено, что в период с 7 по 11 мая 2010 года ЗАО "Орский мясокомбинат" в отсутствие разрешения и проектных документов на эксплуатацию резервной карды произвел несанкционированный сброс сточных вод на земельный участок, расположенный на территории пос. Нагорный возле насосной станции, справа от дамбы на площади 5-6 га.
На основании акта осмотра местности (объекта) от 11 мая 2010 года расстояние от садов-огородов до затопленной ответчиком территории около 30-50 метров. На момент осмотра канализационные стоки имели примесь крови (характерного бурого цвета) и бытовых отходов.
Определением судьи Советского районного суда г. Орска от 6 июля 2010 года ЗАО "Орский мясокомбинат" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и подвергнут наказанию виде штрафа в размере 130000 рублей.
Судом установлено, что на эксплуатацию резервной аварийной кадры у ЗАО "Орский мясокомбинат" нет разрешения и правоустанавливающих документов.
Земельный участок, на который осуществлен несанкционированный сброс сточных вод, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, является государственной собственностью, предоставлен в аренду садоводческому кооперативу участка N 3 "Мясокомбината" сроком на 10 лет.
На основании протокола лабораторных исследований филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Орске, Домбаровском районе, г. Новотроицке, Светлинском районе, г. Ясном, Ясненском районе" от 14 мая 2010 года N 19 установлено, что в образцах почвы на глубине слоя от 0-5 см обнаружено 10 онкосфер тениид с неповрежденной оболочкой (жизнеспособные), на глубине слоя от 5-20 см обнаружено 5 онкосфер тениид с неповрежденной оболочкой (жизнеспособные), при норме не допускаются.
Кроме того, согласно протокола лабораторных исследований от 14 мая 2010 года N 1 в образце пробы сточной воды до их поступления на очистные сооружения ЗАО "Орский мясокомбинат" обнаружены яйца фасциол и онкосферы тениид с неповрежденной оболочкой (жизнеспособные).
Поскольку онкосферы тениид являются одной из промежуточных стадий развития свиного или бычьего цепня (биогельминтов), и загрязнение почвы жизнеспособными онкосферами тениид оказывает негативное воздействие на почву, создает угрозу ее загрязнения и представляет прямую угрозу здоровью населения, то решение суда о признании незаконным сброса ответчиком неочищенных сточных вод на почву в отсутствие разрешения на сброс и правоустанавливающих документов на эксплуатацию резервной аварийной карды соответствует закону.
Доводы кассационной жалобы ЗАО "Орский мясокомбинат" в указанной части являются необоснованными.
Судом на основании протокола результатов количественного химического анализа почв, проведенному аккредитованным ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" Орской СИГЭКиА, от 12 мая 2010 года N 10 установлено, что в пробе, отобранной на месте сброса сточных вод со станции перекачки сточных вод ЗАО "Орский мясокомбинат" имеется превышение с фоновой пробой по следующим показателям: нитраты в 7 раз, хлорид-ион в 32 раза, сульфат-ион в 2,2 раза, фосфора в 1,3 раза.
Общая сумма ущерба, причиненного загрязнением земель химическими веществами ЗАО "Орский мясокомбинат", исходя из расчета начальником Орского отдела экологического контроля составляет 242 076 рублей.
Ввиду того, что данный расчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства, и ответчиком не оспаривался, то решение суда о взыскании указанной суммы с ЗАО "Орский мясокомбинат" в бюджет г. Орска является законным.
Доводы кассационной жалобы ЗАО "Орский мясокомбинат" о том, что вред окружающей среде не был причинен, не соответствуют материалам дела, основаны на неверном толковании норм материального права, ввиду чего являются необоснованными.
Судом на основании протоколов лабораторных исследований почвы N N 32, 478 от 18 августа 2010 года, заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы от 19 августа 2010 года, выданного Орским филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" установлено, что образцы повторных проб почвы в месте несанкционированного сброса по микробиологическим и гельминтологическим показателям соответствуют требования СапНиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" п. 3.5, п. 4.1, яйца гельминтов не обнаружены.
Поскольку прокурором не представлено доказательств обратному, то суд отказал в удовлетворении его требований в этой части.
Ввиду изложенного и на основании ст. 103 ГПК РФ и пп. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ЗАО "Орский мясокомбинат" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9620 76 рублей.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Орка от 2 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Орский мясокомбинат" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)