Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Залетовой И.А. (доверенность от 10.12.2012); Кокшаровой Н.А. (доверенность от 10.12.2012),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2012 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Антонова О.И., Дубровина О.А.)
по делу N А57-22120/2011
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", г. Балаково (ОГРН 1086439001505, ИНН 6439068743) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва (ОГРН 1027700530835, ИНН 7710011592), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Правительству Саратовской области, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, при участии третьих лиц: Комитета по управлению имуществом Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,
установил:
закрытое акционерное общество "Балаковский автомобильный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича" (далее - ФГУП "Госземкадастрсъемка"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), Правительству Саратовской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 180 000 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:52, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76 в виде кадастровой стоимости в сумме 271 807 200 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1510,04 руб. за квадратный метр; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52 общей площадью 180 000 кв. м, расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 32 400 000 руб.; обязать Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52 общей площадью 180 000 кв. м, расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 в размере 32 400 000 руб., определенную по состоянию на 01 января 2007 года, в качестве его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2012 исковые требования Общества удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 32 400 000 руб. и обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения по состоянию на 01 января 2007 года. В остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к ФГУП "Госземкадастрсъемка", Управлению Росреестра и Правительству Саратовской области отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 решение суда первой инстанции от 21.11.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что суды неправомерно отказали в удовлетворении требований о признании результатов кадастровой оценки недостоверными.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит судебные акты отменить, указывая на нарушение судами норм права. Заявитель жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 16.10.2013 был объявлен перерыв до 13 ч. 40 мин. 23.10.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
После перерыва на основании распоряжения Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2013 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в связи с болезнью судьи произведена замена судьи Хайруллиной Ф.В. на судью Фатхутдинову А.Ф., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52 общей площадью 180 000 кв. м, расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2009 серии 64-АВ 246740.
В целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка ФГУП "Госземкадастрсъемка" были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по итогам которых был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007, утвержденный 18.02.2009.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости составлен акт проверки отчета от 18.02.2009 N 7, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, оформленной 07.06.2010, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 271 807 200 руб. 55 коп.
Согласно отчету от 05.08.2010 N 2607-10 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 180 000 кв. м, кадастровый номер 64:40:20214:52, проведенному по инициативе Общества и выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Поволжское Агентство Оценки", рыночная стоимость земельного участка составила 34 964 830 руб.
Общество, полагая, что определенные значения кадастровой стоимости земельного участка существенно превышают размер его рыночной стоимости, что позволяет сделать вывод о недостоверности этих значений и необходимости защиты прав и законных интересов истца посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости и признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки этого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав Общества, как собственника данного земельного участка и плательщика налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Приведенные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Из представленного Обществом отчета от 05.08.2010 N 2607-10 следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2012 назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено потребительскому обществу "Областная коллегия оценщиков".
Согласно заключению эксперта от 04.10.2012 N 877-с/10 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 32 400 000 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из их рыночной стоимости, составляющей 32 400 000 руб.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с этим суды установили кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере равной его рыночной стоимости и обязали Кадастровую палату внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, то есть Кадастровой палатой, в связи с чем судами правильно именно на этот орган была возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Однако судебная коллегия, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011 и от 25.06.2013 N 10761 по делу N А11-5098/2010, из которых следует, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в удовлетворенной части требований Общества путем исключения из резолютивной части обжалуемых судебных актов указания на определение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2013 по делу N А55-21398/2011, от 21.03.2013 по делу N А57-24371/2011, от 20.05.2013 по делу N А57-8285/2012, от 16.10.2013 по делу N А57-18912/2012.
При этом, отказывая в удовлетворении требований истца о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из положений абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", согласно которым оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
При этом судами не установлено нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Напротив, как указано выше, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости составлен акт проверки отчета от 18.02.2009 N 7, которым подтверждено его соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Доводы Общества, содержащиеся в кассационной жалобе, не учитывают правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, согласно которой в порядке искового производства не оспаривается достоверность кадастровой оценки, а устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, устанавливающего такую стоимость.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить обжалуемые судебные акты путем исключения из их резолютивных частей указания на определение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007, в остальной части судебные акты оставить без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу N А57-22120/2011 изменить, исключив из резолютивной части судебных актов указание на определение рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N А57-22120/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N А57-22120/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Залетовой И.А. (доверенность от 10.12.2012); Кокшаровой Н.А. (доверенность от 10.12.2012),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2012 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Антонова О.И., Дубровина О.А.)
по делу N А57-22120/2011
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", г. Балаково (ОГРН 1086439001505, ИНН 6439068743) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва (ОГРН 1027700530835, ИНН 7710011592), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Правительству Саратовской области, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, при участии третьих лиц: Комитета по управлению имуществом Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,
установил:
закрытое акционерное общество "Балаковский автомобильный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича" (далее - ФГУП "Госземкадастрсъемка"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), Правительству Саратовской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 180 000 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:52, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76 в виде кадастровой стоимости в сумме 271 807 200 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1510,04 руб. за квадратный метр; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52 общей площадью 180 000 кв. м, расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 32 400 000 руб.; обязать Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52 общей площадью 180 000 кв. м, расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 в размере 32 400 000 руб., определенную по состоянию на 01 января 2007 года, в качестве его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2012 исковые требования Общества удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 32 400 000 руб. и обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения по состоянию на 01 января 2007 года. В остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к ФГУП "Госземкадастрсъемка", Управлению Росреестра и Правительству Саратовской области отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 решение суда первой инстанции от 21.11.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что суды неправомерно отказали в удовлетворении требований о признании результатов кадастровой оценки недостоверными.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит судебные акты отменить, указывая на нарушение судами норм права. Заявитель жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 16.10.2013 был объявлен перерыв до 13 ч. 40 мин. 23.10.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
После перерыва на основании распоряжения Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2013 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в связи с болезнью судьи произведена замена судьи Хайруллиной Ф.В. на судью Фатхутдинову А.Ф., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52 общей площадью 180 000 кв. м, расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2009 серии 64-АВ 246740.
В целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка ФГУП "Госземкадастрсъемка" были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по итогам которых был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007, утвержденный 18.02.2009.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости составлен акт проверки отчета от 18.02.2009 N 7, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, оформленной 07.06.2010, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 271 807 200 руб. 55 коп.
Согласно отчету от 05.08.2010 N 2607-10 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 180 000 кв. м, кадастровый номер 64:40:20214:52, проведенному по инициативе Общества и выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Поволжское Агентство Оценки", рыночная стоимость земельного участка составила 34 964 830 руб.
Общество, полагая, что определенные значения кадастровой стоимости земельного участка существенно превышают размер его рыночной стоимости, что позволяет сделать вывод о недостоверности этих значений и необходимости защиты прав и законных интересов истца посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости и признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки этого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав Общества, как собственника данного земельного участка и плательщика налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Приведенные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Из представленного Обществом отчета от 05.08.2010 N 2607-10 следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2012 назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено потребительскому обществу "Областная коллегия оценщиков".
Согласно заключению эксперта от 04.10.2012 N 877-с/10 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 32 400 000 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из их рыночной стоимости, составляющей 32 400 000 руб.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с этим суды установили кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере равной его рыночной стоимости и обязали Кадастровую палату внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, то есть Кадастровой палатой, в связи с чем судами правильно именно на этот орган была возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Однако судебная коллегия, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011 и от 25.06.2013 N 10761 по делу N А11-5098/2010, из которых следует, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в удовлетворенной части требований Общества путем исключения из резолютивной части обжалуемых судебных актов указания на определение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2013 по делу N А55-21398/2011, от 21.03.2013 по делу N А57-24371/2011, от 20.05.2013 по делу N А57-8285/2012, от 16.10.2013 по делу N А57-18912/2012.
При этом, отказывая в удовлетворении требований истца о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из положений абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", согласно которым оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
При этом судами не установлено нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Напротив, как указано выше, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости составлен акт проверки отчета от 18.02.2009 N 7, которым подтверждено его соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Доводы Общества, содержащиеся в кассационной жалобе, не учитывают правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, согласно которой в порядке искового производства не оспаривается достоверность кадастровой оценки, а устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, устанавливающего такую стоимость.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить обжалуемые судебные акты путем исключения из их резолютивных частей указания на определение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007, в остальной части судебные акты оставить без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу N А57-22120/2011 изменить, исключив из резолютивной части судебных актов указание на определение рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)