Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-11576/2013, 05АП-11577/2013
на решение от 12.08.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-18833/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2008)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения
при участии:
- от администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 03.07.2013 N 1-3/2573 (со спец. полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 4279;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 02.07.2013 N 27/1-1-1947 (со спец. полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 4279;
- от ООО "Сити-Лэнд" - Строганова П.Г., представитель по доверенности от 01.10.2013 (со спец. полномочиями), сроком действия один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации (далее - администрация) г. Владивостока N 55937/1у от 24.04.2013 об отказе в обеспечении выбора, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обязании управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА, управление) обеспечить выбор земельного участка площадью 2380 кв. м расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Острогорная, 1 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торгового центра.
Решением арбитражного суда Приморского края от 12.08.2013 требования общества удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 2380 кв. м, расположенного в районе ул. Острогорная, 1 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торгового центра, в порядке установленном пунктами 2 - 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация и УГА обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Решение суда считают вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов указали, что при рассмотрении поступивших документов было установлено, что в обращении органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от 10.10.2012 выражено волеизъявление на обеспечение выбора и утверждение схемы расположения земельного участка площадью 3500 кв. м, а в схеме, представленной заявителем на утверждение площадь земельного участка указана в размере 2380 кв. м в то же время от департамента, как органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками на территории г. Владивостока, поступило уточнение по площади испрашиваемого земельного участка, но согласно уточнению площадь составляет не 2380 кв. м, а 5000 кв. м.
Кроме того, при изучении топографической съемки установлено, что в границы формируемого земельного участка включены объекты МН, Мконт, капитальный забор. Данный факт, по мнению УГА и администрации свидетельствует о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Испрашиваемый земельный участок полностью вошел в границы земельного участка, утвержденного на основании распоряжения УМИГА администрации г. Владивостока от 03.09.2008 N 2070 ИП Быкову Н.М. для строительства административного здания.
Изложенные обстоятельства, по мнению УГА и администрации, свидетельствуют о невозможности обеспечения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка. В связи, с чем решение суда просят отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту, представленного в материалы дела отзыва, возражало против доводов апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
22.08.2012 ООО "Сити-Лэнд" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (в настоящее время - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка примерной площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Острогорная, 1 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торговый центр с парковкой для автомобилей, с учетом дополнений к заявлению от 16.10.2012, примерная площадь земельного участка составила 3500 кв. м
09.10.2013 Департамент письмом N 29/02/02-12/21779 обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, с приложением документов, полученных от общества.
Письмом от 30.10.2012 Департамент направил в адрес главы г. Владивостока обращение общества N 29/02/02-12/23344 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка с увеличением площади до 5000 кв. м.
С сопроводительным письмом от 25.01.2013 N 55937/1у (12) заявитель направил в Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока заявление с приложение пакета документов о выдаче акта выбора земельного участка и схемы расположения данного участка, а также уточнил площадь испрашиваемого земельного участка, которая ставила 2380 кв. м
30.01.2013 администрацией города Владивостока опубликовано объявление на сайте администрации города Владивостока о предстоящем предоставлении земельного участка в районе ул. Острогорная, 1, площадью 2380 кв. м для строительства торгового центра по обращению ООО "Сити-Лэнд".
По запросу УГА заявителем 06.02.2013 было представлено дополнение к заявлению, согласно которому последний сообщил, что на испрашиваемом земельном участке располагаются контейнеры и забор, которые принадлежат ООО "СИТИ-Лэнд" и первоначально установлены на соседнем участке по согласованию правообладателем ООО "Дальвострой".
По окончанию действия соглашения объекты были временно перемещены на испрашиваемый земельный участок.
По итогам рассмотрения представленных обществом документов администрация г. Владивостока письмом от 24.04.2013 N 55937/1у отказала ООО "Сити-Лэнд" в обеспечении выбора земельного участка и в утверждении схемы земельного участка. При этом в качестве обоснования отказала указала следующее:
- - площадь испрашиваемого земельного участка, указанная обществом составила 3500 кв. м, а площадь земельного участка в представленной на утверждение схеме расположения составила 2380 кв. м;
- - испрашиваемый земельный участок вошел в границы земельного участка, утвержденного в 2008 году управлением муниципальной имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для строительства с предварительном согласованием месте размещения административного здании;
- - на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории установлено, что в границы формируемого земельного участка включены объекты литерой "МН", "Мконт", капитальный забор, что свидетельствует о том, что участок не свободен от прав третьих лиц.
Посчитав отказ, оформленный письмом от 24.04.2013 N 55937/1у незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из системного толкования пунктов 2, 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ следует, что проведение работ по выбору земельного участка предполагает определение возможных вариантов размещения испрашиваемого земельного участка и его площади, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
Указываемая заявителем площадь испрашиваемого земельного участка является примерной, а место его размещения предполагаемым, в связи с чем орган местного самоуправления вправе и обязан скорректировать заявителю как место расположения, так и площадь земельного участка, с учетом экологических, градостроительных и иных норм.
Как верно отмечено судом первой инстанции, администрация отказывая заявителю, фактически рассмотрела вопрос об утверждении конкретной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом, орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, что прямо указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ.
Поэтому в случае, если представленный проект схемы расположения земельного участка не позволяет сформировать земельный участок в целях его дальнейшего предоставления для конкретной цели, УГА надлежало обеспечить выбор земельного участка, проработав возможные варианты выбора, что не было сделано ни Управлением, ни Администрацией.
Факт того, что площадь земельного участка, указанная обществом в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствует площади земельного участка в предложенной схеме расположения земельного участка, не свидетельствует о законности оспариваемого отказа, поскольку как отмечено выше, в силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ в заявлении указываются лишь примерный размер и предполагаемое место размещения земельного участка.
Кроме того, в заявлении, поданном в УГА 25.01.2013, общество указало, что площадь планируемого объекта - 1500 кв. м, для благоустройства прилегающей территории - 880 кв. м, и площадь земельного участка составляет 2380 кв. м, исходя из желаемых размеров объекта.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб, коллегия также учитывает, что Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления услуги администрацией города Владивостока "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент), целью которого является повышение качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию города Владивостока по вопросам обеспечения выбора земельных участков.
Регламент определяет сроки и последовательность действий при предоставлении услуги, порядок взаимодействия управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока между структурными подразделениями Управления (отделами), а также с физическими и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства.
Пунктом 2.8 Регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении услуги.
В обоснование законности оспариваемого отказа, УГА и администрация ссылаются на наличие в границах формируемого земельного участка объектов, обозначенных литерами "МН", "Мконт", капитальный забор.
Указанный довод судом первой инстанции исследовался и был обоснованно отклонен. При этом суд исходил из следующего.
Часть 1 статья 130 ГК РФ устанавливает, что недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, из положений данных норм права следует, что исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность или в аренду обладают собственники объектов недвижимости.
В свою очередь, в нарушение пункта 1 статьи 65 АПК РФ, доказательств того, что объекты, расположенные на спорном земельном участке, являются капитальным строением, т.е. объектом недвижимости и на него зарегистрированы права третьих лиц, администрацией не представлено.
Таким образом, данное основание для отказа в выдаче акта выбора земельного участка не предусмотрено ни нормами земельного законодательства, ни положениями Регламента.
Не может рассматриваться в качестве препятствия для обеспечения выбора земельного участка и выдачи акта выбора и тот факт, что в границы земельного участка испрашиваемого обществом, вошли в границы участка, утвержденного распоряжением от 03.09.2008 УМИГА администрации г. Владивостока предназначенного для строительства административного здания. Как верно отмечено судом первой инстанции, распоряжение УМИГА от 03.09.2008 до настоящего времени не реализовано, участок не сформирован, границы не определены. В связи, с чем довод управления и администрации о наложении границ земельных участков не может быть принят во внимание, как неподтвержденный надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в обеспечении выбора участка, в связи с чем обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Управления градостроительства и архитектуры города Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 2380 кв. м, расположенного в районе ул. Острогорная, 1 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торгового центра, в порядке установленном пунктами 2 - 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2013 по делу N А51-18833/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2013 N 05АП-11576/2013, 05АП-11577/2013 ПО ДЕЛУ N А51-18833/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. N 05АП-11576/2013, 05АП-11577/2013
Дело N А51-18833/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-11576/2013, 05АП-11577/2013
на решение от 12.08.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-18833/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2008)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения
при участии:
- от администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 03.07.2013 N 1-3/2573 (со спец. полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 4279;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 02.07.2013 N 27/1-1-1947 (со спец. полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 4279;
- от ООО "Сити-Лэнд" - Строганова П.Г., представитель по доверенности от 01.10.2013 (со спец. полномочиями), сроком действия один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации (далее - администрация) г. Владивостока N 55937/1у от 24.04.2013 об отказе в обеспечении выбора, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обязании управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА, управление) обеспечить выбор земельного участка площадью 2380 кв. м расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Острогорная, 1 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торгового центра.
Решением арбитражного суда Приморского края от 12.08.2013 требования общества удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 2380 кв. м, расположенного в районе ул. Острогорная, 1 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торгового центра, в порядке установленном пунктами 2 - 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация и УГА обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Решение суда считают вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов указали, что при рассмотрении поступивших документов было установлено, что в обращении органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от 10.10.2012 выражено волеизъявление на обеспечение выбора и утверждение схемы расположения земельного участка площадью 3500 кв. м, а в схеме, представленной заявителем на утверждение площадь земельного участка указана в размере 2380 кв. м в то же время от департамента, как органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками на территории г. Владивостока, поступило уточнение по площади испрашиваемого земельного участка, но согласно уточнению площадь составляет не 2380 кв. м, а 5000 кв. м.
Кроме того, при изучении топографической съемки установлено, что в границы формируемого земельного участка включены объекты МН, Мконт, капитальный забор. Данный факт, по мнению УГА и администрации свидетельствует о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Испрашиваемый земельный участок полностью вошел в границы земельного участка, утвержденного на основании распоряжения УМИГА администрации г. Владивостока от 03.09.2008 N 2070 ИП Быкову Н.М. для строительства административного здания.
Изложенные обстоятельства, по мнению УГА и администрации, свидетельствуют о невозможности обеспечения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка. В связи, с чем решение суда просят отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество по тексту, представленного в материалы дела отзыва, возражало против доводов апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
22.08.2012 ООО "Сити-Лэнд" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (в настоящее время - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка примерной площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Острогорная, 1 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торговый центр с парковкой для автомобилей, с учетом дополнений к заявлению от 16.10.2012, примерная площадь земельного участка составила 3500 кв. м
09.10.2013 Департамент письмом N 29/02/02-12/21779 обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, с приложением документов, полученных от общества.
Письмом от 30.10.2012 Департамент направил в адрес главы г. Владивостока обращение общества N 29/02/02-12/23344 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка с увеличением площади до 5000 кв. м.
С сопроводительным письмом от 25.01.2013 N 55937/1у (12) заявитель направил в Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока заявление с приложение пакета документов о выдаче акта выбора земельного участка и схемы расположения данного участка, а также уточнил площадь испрашиваемого земельного участка, которая ставила 2380 кв. м
30.01.2013 администрацией города Владивостока опубликовано объявление на сайте администрации города Владивостока о предстоящем предоставлении земельного участка в районе ул. Острогорная, 1, площадью 2380 кв. м для строительства торгового центра по обращению ООО "Сити-Лэнд".
По запросу УГА заявителем 06.02.2013 было представлено дополнение к заявлению, согласно которому последний сообщил, что на испрашиваемом земельном участке располагаются контейнеры и забор, которые принадлежат ООО "СИТИ-Лэнд" и первоначально установлены на соседнем участке по согласованию правообладателем ООО "Дальвострой".
По окончанию действия соглашения объекты были временно перемещены на испрашиваемый земельный участок.
По итогам рассмотрения представленных обществом документов администрация г. Владивостока письмом от 24.04.2013 N 55937/1у отказала ООО "Сити-Лэнд" в обеспечении выбора земельного участка и в утверждении схемы земельного участка. При этом в качестве обоснования отказала указала следующее:
- - площадь испрашиваемого земельного участка, указанная обществом составила 3500 кв. м, а площадь земельного участка в представленной на утверждение схеме расположения составила 2380 кв. м;
- - испрашиваемый земельный участок вошел в границы земельного участка, утвержденного в 2008 году управлением муниципальной имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для строительства с предварительном согласованием месте размещения административного здании;
- - на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории установлено, что в границы формируемого земельного участка включены объекты литерой "МН", "Мконт", капитальный забор, что свидетельствует о том, что участок не свободен от прав третьих лиц.
Посчитав отказ, оформленный письмом от 24.04.2013 N 55937/1у незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из системного толкования пунктов 2, 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ следует, что проведение работ по выбору земельного участка предполагает определение возможных вариантов размещения испрашиваемого земельного участка и его площади, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
Указываемая заявителем площадь испрашиваемого земельного участка является примерной, а место его размещения предполагаемым, в связи с чем орган местного самоуправления вправе и обязан скорректировать заявителю как место расположения, так и площадь земельного участка, с учетом экологических, градостроительных и иных норм.
Как верно отмечено судом первой инстанции, администрация отказывая заявителю, фактически рассмотрела вопрос об утверждении конкретной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом, орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, что прямо указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ.
Поэтому в случае, если представленный проект схемы расположения земельного участка не позволяет сформировать земельный участок в целях его дальнейшего предоставления для конкретной цели, УГА надлежало обеспечить выбор земельного участка, проработав возможные варианты выбора, что не было сделано ни Управлением, ни Администрацией.
Факт того, что площадь земельного участка, указанная обществом в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствует площади земельного участка в предложенной схеме расположения земельного участка, не свидетельствует о законности оспариваемого отказа, поскольку как отмечено выше, в силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ в заявлении указываются лишь примерный размер и предполагаемое место размещения земельного участка.
Кроме того, в заявлении, поданном в УГА 25.01.2013, общество указало, что площадь планируемого объекта - 1500 кв. м, для благоустройства прилегающей территории - 880 кв. м, и площадь земельного участка составляет 2380 кв. м, исходя из желаемых размеров объекта.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб, коллегия также учитывает, что Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления услуги администрацией города Владивостока "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент), целью которого является повышение качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию города Владивостока по вопросам обеспечения выбора земельных участков.
Регламент определяет сроки и последовательность действий при предоставлении услуги, порядок взаимодействия управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока между структурными подразделениями Управления (отделами), а также с физическими и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства.
Пунктом 2.8 Регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении услуги.
В обоснование законности оспариваемого отказа, УГА и администрация ссылаются на наличие в границах формируемого земельного участка объектов, обозначенных литерами "МН", "Мконт", капитальный забор.
Указанный довод судом первой инстанции исследовался и был обоснованно отклонен. При этом суд исходил из следующего.
Часть 1 статья 130 ГК РФ устанавливает, что недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, из положений данных норм права следует, что исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность или в аренду обладают собственники объектов недвижимости.
В свою очередь, в нарушение пункта 1 статьи 65 АПК РФ, доказательств того, что объекты, расположенные на спорном земельном участке, являются капитальным строением, т.е. объектом недвижимости и на него зарегистрированы права третьих лиц, администрацией не представлено.
Таким образом, данное основание для отказа в выдаче акта выбора земельного участка не предусмотрено ни нормами земельного законодательства, ни положениями Регламента.
Не может рассматриваться в качестве препятствия для обеспечения выбора земельного участка и выдачи акта выбора и тот факт, что в границы земельного участка испрашиваемого обществом, вошли в границы участка, утвержденного распоряжением от 03.09.2008 УМИГА администрации г. Владивостока предназначенного для строительства административного здания. Как верно отмечено судом первой инстанции, распоряжение УМИГА от 03.09.2008 до настоящего времени не реализовано, участок не сформирован, границы не определены. В связи, с чем довод управления и администрации о наложении границ земельных участков не может быть принят во внимание, как неподтвержденный надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в обеспечении выбора участка, в связи с чем обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Управления градостроительства и архитектуры города Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 2380 кв. м, расположенного в районе ул. Острогорная, 1 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - торгового центра, в порядке установленном пунктами 2 - 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2013 по делу N А51-18833/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)