Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-152/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N А41-152/13


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бабченкова М.А., Пономаренко Ю.А., по доверенности от 04.09.2013,
от заинтересованного лица - Галушко Т.П., по доверенности от 22.02.2013 N 30-59/дов,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года по делу N А41-152/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению ООО "Дипстройреставрация" с учетом замены на ООО "Управляющая компания "Столичная" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Континент-2" к ГКУ "МОСОБЛЛЕС" Подольский филиал-лесничество с учетом замены на Комитет лесного хозяйства Московской области, третьи лица: ФГУП "Рослесинфорг" филиал "Мослеспроект", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконными результаты лесоустройства, в части включения части земельного участка с кадастровым номером 50:21.-090212:57, площадью 9,9302 га, в выделы 1,2,3,4,5, квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества в границы лесного фонда и обязании Комитета лесного хозяйства Московской области в месячный срок с даты принятия решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении к землям лесного фонда,

установил:

ООО "Дипстройреставрация" с учетом замены на ООО "Управляющая компания "Столичная" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Континент-2" (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ГКУ "МОСОБЛЛЕС" Подольский филиал-лесничество с учетом замены на Комитет лесного хозяйства Московской области (далее также Комитет), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП "Рослесинфорг" Филиал "Мослеспроект", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, с требованиями:
- - о признании незаконным результатов лесоустройства, в части включения части земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 площадью 9,9302 га выделов 1, 2, 3, 4, 5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области в границы лесного фонда;
- - об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области в месячный срок с даты принятия решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении к землям лесного фонда:
- лесного выдела 1 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области, площадью - 1,2047 га, расположенного в координатах:




Мера линий,

Дирек. углы, град.





























































































































- части лесных выделов 2, 3, 5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области, составляющий единый массив площадью - 8,1883 га, расположенного в координатах:

N



Мера линий,

Дирек. углы,















































































































































































































































































































































- лесного выдела 4 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области, площадью - 0,5372 га, расположенного в координатах:

N



Мера линий,

Дирек. углы,















































































Определением суда от 20.02.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением от 27 мая 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы Комитет ссылается на то, что лесоустроительная документация, послужившая основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные выделы 1 - 5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области как участок категории земель "земли лесного фонда" является законной и действительной. Спорный земельный участок относится к категории земель - земли лесного фонда на основании статьи 7 Лесного кодекса РФ, статьи 10 Основ лесного законодательства от 06.03.1993 N 4613-1, Лесного кодекса РСФСР 1978 года. Также категория спорного земельного участка не была изменена в установленном законом порядке.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ФГУП "Рослесинфорг" филиал "Мослеспроект", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, решением Главы Администрации Ленинского района Московской области от 22.06.1993 совхозу имени XXI съезда КПСС был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 2315,4 га для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Главы Ленинского района Московской области от 22.06.1993 N 1130 "Об утверждении границ землепользования совхоза имени XXI съезда КПСС Ленинского района Московской области и выдаче государственного акта" утверждены границы землепользования совхоза в размере 2315,4 га и выдан государственный акт N 295.
В силу разграничения государственной собственности на землю в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственником земельного участка, находившемся на праве бессрочного пользования у совхоза имени XXI съезда КПСС, а впоследствии преобразования у ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" являлась Российская Федерация.
В 2004 году был произведен кадастровый учет земельных участков принадлежавших ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на праве бессрочного пользования, в т.ч. кадастровый учет земельного участка общей площадью 880600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, с/о Булатниковский, в районе дер. Боброво, уч. N 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:21:090212:57 (далее по тексту - земельный участок).
Землеустроительное дело по земельному участку утверждено Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ленинского района Московской области от 30.07.2004 г. за N 21.1/04-4667.
В соответствии с информацией, содержащейся в землеустроительном деле по земельному участку, при установлении его границ 22.12.2003 было произведено согласование границ с ГУ Спецлесхоз "Юго-Восточный".
Распоряжением Администрации Ленинского района Московской области от 02.02.2006 N 225-р/о "Об утверждении границ земельного участка ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" вблизи дер. Боброво" был утвержден проект границ земельного участка.
Впоследствии, 31.08.2007 право бессрочного пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" было переоформлено на право аренды земельного участка (договор аренды от N 57/07 от 31.08.2007, заключен между ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" и ТУ Росимущества по Московской области).
С 15.10.2007 на основании договора уступки прав аренды земельного участка N 2, заключенного между ООО "Дипстройреставрация" и ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС", ООО "Дипстройреставрация" стало арендатором земельного участка.
На основании договора купли продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка N 50/2011-П от 12.07.2011 ООО "Дипстройреставрация" приобрело право собственности на земельный участок.
На основании сделок с земельным участком между ООО "Дипстройреставрация", ООО "ИНВЕСТ-КАПИТАЛ" и ООО "Управляющая компания "Столичная" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Континент-2" с 28.02.2013 собственником земельного участка является Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Континент-2" под управлением ООО "Управляющая компания "Столичная".
Вместе с тем, письмом от 30.11.2012 исх. N 2023 Подольский филиал ГКУ Московской области "Мособллес" известил собственника земельного участка о том, что на основании сведений, полученных при запросе из филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" земельный участок частично накладывается на земли лесного фонда выдел 1, 2, 3, 4, 5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Ленинского района общей площадью 9, 92 га.
Право собственности на лесной участок с условным номером 50-50-98/012/2009-63, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 2273 га, имеющий местоположение Московская область, Ленинский район, Подольское лесничество, Подольское сельское участковое лесничество, квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-9, квартал N 2 лесотаксационный выдел 1-10, квартал N 3 лесотаксационный выдел 1-9, квартал N 4 лесотаксационный выдел 1-8, квартал N 5 лесотаксационный выдел 1-29, квартал N 6 лесотаксационный выдел 1-25, квартал N 7 лесотаксационный выдел 1-12, квартал N 8 лесотаксационный выдел 1-15, квартал N 9 лесотаксационный выдел 1-35, квартал N 10 лесотаксационный выдел 1-28, квартал N 11 лесотаксационный выдел 1-14, квартал N 12 лесотаксационный выдел 1-14, квартал N 12 лесотаксационный выдел 1-20, квартал N 14 лесотаксационный выдел 1-9, квартал N 15 лесотаксационный выдел 1-13, квартал N 16 лесотаксационный выдел 1-10, 12-28, квартал N 17 лесотаксационный выдел 1-19, квартал N 18 лесотаксационный выдел 1-10, квартал N 19 лесотаксационный выдел 1-20, квартал N 20 лесотаксационный выдел 1-26, квартал N 21 лесотаксационный выдел 1-20, 22-27, квартал N 22 лесотаксационный выдел 1-6, квартал N 23 лесотаксационный выдел 1-6, квартал N 24 лесотаксационный выдел 1-16, квартал N 26 лесотаксационный выдел 1-16, квартал N 26 лесотаксационный выдел 1-11, квартал N 27 лесотаксационный выдел 1-29, квартал N 28 лесотаксационный выдел 1-8, квартал N 29 лесотаксационный выдел 1-15, квартал N 30 лесотаксационный выдел 1-35, 38-50, квартал N 31 лесотаксационный выдел 1-30, квартал N 32 лесотаксационный выдел 1-34, квартал N 33 лесотаксационный выдел 1-15, квартал N 34 лесотаксационный выдел 1-8, квартал N 35 лесотаксационный выдел 1-17, квартал N 36 лесотаксационный выдел 1-25, квартал N 37 лесотаксационный выдел 1-4, 6-12, квартал N 38 лесотаксационный выдел 1-11 зарегистрировано за Российской Федерацией на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2009.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности результатов лесоустройства, в части включения части земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 площадью 9,9302 га выделов 1, 2, 3, 4, 5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области в границы лесного фонда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, категория земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 изменена с категории земли сельскохозяйственного назначения на категорию земли населенных пунктов в порядке, предусмотренном статьями 8, 84 Земельного кодекса РФ, статьями 24, 25 Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению публичных слушаний от 28.06.2010 N 25/10, Постановлением Правительства Московской области от 05.04.2012 N 432/12 "О согласовании проекта генерального плана сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области", решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области от 04.05.2012 N 5/2, постановлением Администрации муниципального образования сельское поселение Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области от 25.07.2012 N 27.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что при отчуждении земельного участка его отнесение к категории земель сельскохозяйственного назначения была неоднократно подтверждена непосредственно собственником земельного участка в момент нахождения его в федеральной собственности.
Впоследствии, после передачи земельного участка в частную собственность, категория земельного участка была изменена с категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земли населенных пунктов в соответствии с процедурой предусмотренной для перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
Ни сделка по отчуждению земельного участка в установленных границах, ни изменение категории земель не было оспорено как собственником - Российской Федерацией, так и иным заинтересованным лицом.
Учитывая, что категория земельного участка с момента его формирования и до государственной регистрации права Российской Федерации на лесной участок в установленном законом порядке не изменялась, отнесение части земельного участка к категории земель лесного фонда противоречит законодательству, т.к. в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок, а также прилагается согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, а также ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сформированный земельный участок может быть отнесен только к одной категории. В случае необходимости установления на часть участка другой категории необходимо произвести выдел такой части в отдельный земельный участок с последующей постановкой его на кадастровый учет и установлением ему необходимой категории.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлен закрытый перечень категорий земельных участков, включающий в себя, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Соответственно на земли лесного фонда также распространяются обязательные правила, предусмотренные законодательством, по установлению данной категории и по изменению ранее установленной категории участка на категорию земель лесного фонда и др. В частности статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает необходимость осуществления в отношении лесных участков кадастрового учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Учитывая, что спорный земельный участок на момент проведения лесоустройства был отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", указанный земельный участок не мог быть включен при инвентаризации в состав земель лесного фонда.
Учитывая, что земельный участок на момент изготовления проектной документации (01.01.2007) для регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, таксационного описания, плана лесных участков Ленинского района Московской области уже находился в собственности Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" как земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Поскольку Решением Главы Администрации Ленинского района Московской области от 22.06.1993 совхозу имени XXI съезда КПСС был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 2315,4 га для сельскохозяйственного производства, а границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 при постановке на кадастровый учет были согласованы со смежными землепользователями, в т.ч. и с ГУ Юго-Восточный спецлесхоз, что подтверждается материалами землеустроительного дела (указанный акт согласования расположен на листе 22 землеустроительного дела, согласование ГУ Юго-Восточный спецлесхоз произведено 22.12.2003), включение в состав лесного участка частей земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 является незаконным, т.к. в соответствии со статьей 23 "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле" (принятыми ВС СССР 28.02.1990) и действующими в момент издания государственного акта землями сельскохозяйственного назначения признавались земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
Указанное положение является достаточным основанием для отнесения земель, закрепленных за совхозом имени XXI съезда КПСС к землям сельскохозяйственного назначения.
Доводы ответчика о том, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций относятся в установленном порядке к лесному фонду (в т.ч. леса, находящиеся на землях, предоставлявшихся колхозам и их правопреемникам в бессрочное пользование) не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Как следует из свидетельства о праве собственности на лесной участок, основанием оформления права собственности Российской Федерации является часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой права лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесной кодекс РФ с 1997 года установил, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 72 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Таким образом, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
В силу пункта 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что расположение лесных участков на землях сельскохозяйственного назначения, к которым на момент регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок относился земельный участок с кадастровым номером 50:21:090212:57, исключает его отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно статье 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (ч. 3).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 N 310 был утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, указанный порядок действовал на дату подготовки проектной документации лесоустроительных материалов (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ (п. 2).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится в случаях:
- - предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда;
- - переоформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда при приведении таких договоров в соответствие с Лесным кодексом РФ (п. 4).
Государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Исходя из статей 23 и 67 Лесного кодекса РФ, лесоустройство на землях сельскохозяйственного назначения не проводится.
Таким образом, из содержания статьи 92 Лесного кодекса РФ и статей 4.1, 4.4 Вводного закона следует, что государственному учету, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, воспроизведенных в планах лесных участков, подлежат исключительно лесные участки в составе земель лесного фонда.
Из кадастрового паспорта на спорный земельный участок с кадастровым номером 50:21:090212:57 следует, что указанный земельный участок в установленных границах относиться к категории земель населенных пунктов. Постановка на кадастровый учет земельного участка произведена в установленном законом порядке, что подтверждается копиями материалов землеустроительного дела.
При этом из письма государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" от 30.11.2012 и письма Московского филиала государственной инвентаризации лесов филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:090212:57 частично накладывается на земли лесного фонда.
Факт наложения границ лесных выделов 1-5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области на границы земельного участка истца подтверждается заключением кадастрового инженера Фокина К.А. от 01.04.2013.
Доказательств иного Комитетом не представлено.
Оспаривая законность отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 к категории земель населенных пунктов Комитет указал на нарушение норм законодательства действовавших до введения в действие Лесного кодекса РФ. При этом лесоустроительная документация, послужившая основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные выделы 1-5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области была изготовлена в период 2006 - 2007 годов, т.е. в тот период времени, когда земельный участок с кадастровым номером уже стоял на кадастровом учете, и он был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов РФ спорные лесные участки, как расположенные на землях иных категорий, не входят в состав земель лесного фонда.
Таким образом, расположение лесных участков на землях сельскохозяйственного назначения к которым на момент регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок частично относился земельный участок с кадастровым номером 50:21:090212:57 исключает его отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.
Учитывая, что Комитетом при рассмотрении дела судом первой инстанции не представлено лесоустроительной документации, подтверждающей отнесение всего земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 или его части к землям лесного фонда в период до установления категории земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 и не опровергнуты доводы заявителя о том, что Комитетом при проведении лесного учета и составлении лесного реестра не соблюден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 N 310 и действовавший на дату подготовки спорной лесоустроительной документации, лесоустроительная документация и информация содержащаяся в лесном реестре в части отнесения частей земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 к соответствующим лесным выделам является незаконной.
Также в силу пункта 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 72 указанного Кодекса.
Доказательств того, что в отношении лесных участков квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области определены границы и проведен государственный кадастровый учет Комитетом также не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконными результаты лесоустройства, в части включения части земельного участка с кадастровым номером 50:21:090212:57 площадью 9,9302 га выделов 1, 2, 3, 4, 5 квартала 33 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Ленинского муниципального района Московской области в границы лесного фонда.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неверном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27.05.2013 по делу N А41-152/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)