Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Булыгин Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Сказочкина В.Н., судей: Минеевой О.Г., Сивохина Д.А.,
при секретаре: А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самара от 15 января 2013 года, с участием М.А. (представителя ТУ Росимущества в Самарской области), М.Л. (представителя К.),
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области), указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания.
Ссылаясь на то, что ТУ Росимущества в Самарской области не приняло решение о предоставлении в собственность за плату участка, а также не подготовило и не направило проект договора купли-продажи участка, К. просил признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: "для жилищного строительства", площадью 1,35 га, и направления заявителю проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2013 года заявление К. удовлетворено частично. Бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по вопросу о предоставлении К. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, площадью 1,35 га. признано незаконным. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязано принять решение по заявлению К. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, площадью 1,35 га, и направить сообщение о принятом решении в течение двух недель после вступления решения суда в законную силу.
Представителем ТУ Росимущества в Самарской области принесена апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Кроме того, указывается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 и п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пп. "ж" п. 4.8 Положения Территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Согласно Приказу Росимущества от 31 января 2012 N 16 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Территориальное управление Росимущества по Самарской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1,35 га.
Частично удовлетворяя требования заявителя, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в установленные законом сроки не принято соответствующее решение о предоставлении К. земельного участка, не подготовлен и не направлен проект договора купли-продажи участка. Бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом создает препятствие к реализации заявителем своих прав, предоставленных законом. Такое бездействие может быть оспорено в суде (ст. ст. 254, 255 ГПК РФ).
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, суд обоснованно признал бездействие агентства недействительным и обязал рассмотреть заявление К., не предрешая исход его рассмотрения.
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнительный орган государственной власти в полном объеме выполнил возложенные на него обязательства, направив письмом N заявление К. вместе с пакетом документов в Росимущество для рассмотрения и направления соответствующего поручения - несостоятелен по мотивам, приведенным выше.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущество в Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5831/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу N 33-5831/2013
Судья: Булыгин Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Сказочкина В.Н., судей: Минеевой О.Г., Сивохина Д.А.,
при секретаре: А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самара от 15 января 2013 года, с участием М.А. (представителя ТУ Росимущества в Самарской области), М.Л. (представителя К.),
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области), указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания.
Ссылаясь на то, что ТУ Росимущества в Самарской области не приняло решение о предоставлении в собственность за плату участка, а также не подготовило и не направило проект договора купли-продажи участка, К. просил признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: "для жилищного строительства", площадью 1,35 га, и направления заявителю проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2013 года заявление К. удовлетворено частично. Бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по вопросу о предоставлении К. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, площадью 1,35 га. признано незаконным. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязано принять решение по заявлению К. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, площадью 1,35 га, и направить сообщение о принятом решении в течение двух недель после вступления решения суда в законную силу.
Представителем ТУ Росимущества в Самарской области принесена апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Кроме того, указывается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 и п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пп. "ж" п. 4.8 Положения Территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Согласно Приказу Росимущества от 31 января 2012 N 16 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Территориальное управление Росимущества по Самарской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1,35 га.
Частично удовлетворяя требования заявителя, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в установленные законом сроки не принято соответствующее решение о предоставлении К. земельного участка, не подготовлен и не направлен проект договора купли-продажи участка. Бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом создает препятствие к реализации заявителем своих прав, предоставленных законом. Такое бездействие может быть оспорено в суде (ст. ст. 254, 255 ГПК РФ).
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, суд обоснованно признал бездействие агентства недействительным и обязал рассмотреть заявление К., не предрешая исход его рассмотрения.
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнительный орган государственной власти в полном объеме выполнил возложенные на него обязательства, направив письмом N заявление К. вместе с пакетом документов в Росимущество для рассмотрения и направления соответствующего поручения - несостоятелен по мотивам, приведенным выше.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущество в Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)