Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2013 ПО ДЕЛУ N А32-27352/2012

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу N А32-27352/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Управление механизации N 2" (ИНН 2302007990, ОГРН 1022300636698) - Никитиной Т.Ю. (доверенность от 13.10.2013), от ответчика - администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2302020670, ОГРН 1032300669444) - Клешневой Е.В. (доверенность от 27.12.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление механизации N 2" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А32-27352/2012 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.), установил следующее.
ОАО "Управление механизации N 2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Армавир (далее - администрация) с требованиями об обязании администрации заключить договор купли-продажи от 15.08.2012 земельного участка площадью 18 461 кв. м с кадастровым номером 23:38:0102002:179, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона, в редакции протокола разногласий от 16.08.2012 общества, а именно:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
- "Администрация муниципального образования город Армавир, именуемая в дальнейшем "Продавец", в лице главы муниципального образования город Армавир Харченко Александра Юрьевича, действующего на основании Устава муниципального образования город Армавир, с одной стороны и открытое акционерное общество "Управление механизации N 2" (ИНН 2302007990, ОГРН 1022300636698) в лице генерального директора Гладинова Олега Владимировича, действующего на основании Устава и решения Совета директоров от 25.07.2012, именуемое в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, на основании постановления администрации муниципального образования город Армавир от 14.08.2012 N 2639 и в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации заключили настоящий договор о нижеследующем:";
2) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
- "2.1. Цена участка составляет 328 771 (триста двадцать восемь тысяч семьсот семьдесят один) рубль 95 копеек и вносится "Покупателем" в течение 30 календарных дней после заключения настоящего договора в УФК по Краснодарскому краю (департамент имущественных отношений Краснодарского края) на счет 40101810300000010013, код 82111406012040011430, ИНН 2308077553, КПП 230801001.";
3) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
- "2.2. Расчет цены участка произведен в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
4) часть пункта 6, содержащую фразу "Исполняющий обязанности генерального директора ________ Е.Е. Карабут", заменить на: "Генеральный директор ________ О.Н. Гладинов";
5) в Приложении к договору "Расчет цены выкупа земельного участка" изложить расчет в таблице в следующей редакции:

- Площадь
земельного
участка

Кадастровая
стоимость
земельного

Расчет
стоимости выкупа

Цена выкупа
земельного участка






6) Абзац второй в Приложении к договору "Расчет цены выкупа земельного участка" изложить в следующей редакции" Цена выкупа земельного участка составляет 328 771 (триста двадцать восемь тысяч семьсот семьдесят один) рубль 95 копеек и определена на основании статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Решением от 15.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Общество относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета 2,5% от его кадастровой стоимости.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2013 решение от 15.03.2013 изменено в части указания цены выкупа земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка, принятой для расчета цены выкупа. В абзаце 7 резолютивной части решения (пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка) апелляционный суд постановил указать цену земельного участка в размере 519 151 рубля 01 копейки; в абзаце 12 резолютивной части решения в графах "Кадастровая стоимость земельного участка" и "Расчет стоимости выкупа земельного участка" кадастровая стоимость указана в размере 20 766 040 рублей 46 копеек, в графе "Цена выкупа земельного участка" указана цена в размере 519 151 рубля 01 копейки; в абзаце 14 резолютивной части решения указана цена выкупа земельного участка в размере 519 151 рубля 01 копейки. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции в части применения для расчета цены выкупа льготного порядка (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка), поскольку общество заявило о намерении выкупить участок в период действия нормы пункта 1 статьи 2 Вводного закона (до 01.07.2012). В то же время апелляционный суд посчитал невозможным рассчитать выкупную цену от новой кадастровой стоимости земельного участка (13 150 878 рублей), внесенной 23.07.2012 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), то есть после обращения общества с заявлением о выкупе и прекращения действия нормы пункта 1 статьи 2 Вводного закона (после 01.07.2012), когда льготный порядок расчета выкупной цены уже не действовал.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Согласно доводам жалобы при расчете цены выкупа земельного участка необходимо использовать порядок (условия) определения цены (2,5% х кадастровая стоимость), установленный пунктом 1 статьи 2 Вводного закона (измененную 03.07.2012 и внесенную 23.07.2012 в ГКН кадастровую стоимость). Заявление о выкупе земельного участка подано обществом 28.06.2012, то есть до 01.07.2012, ввиду чего пункт 1 статьи 2 Вводного закона подлежит применению и после 01.07.2012. При расчете цены земельного участка надлежит применять измененную кадастровую стоимость с момента, когда первоначально утверждена кадастровая стоимость (01.01.2012). При расчете цены выкупа администрация должна была руководствоваться измененной (надлежащей) кадастровой стоимостью. В рассматриваемом случае цена выкупа регламентируется не только частью 1 статьи 2 Вводного закона, но и статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135), частью 1 статьи 422 и статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить в силе постановление апелляционного суда, кассационную жалобу - без удовлетворения, подчеркнув, что общество обратилось за выкупом участка в льготном порядке, действовавшем до 01.07.2012, когда в ГКН была указана кадастровая стоимость земельного участка 20 766 040 рублей 46 копеек. Сведения о кадастровой стоимости спорного участка в размере 13 150 878 рублей внесены в ГКН после 01.07.2012, когда льготный период уже не действовал.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы и письменных дополнений к ней, представитель администрации просила в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании от 05.11.2013 объявлялся перерыв до 08.11.2013 до 14 часов 30 минут. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе с дополнением, и отзыве, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является правопреемником Армавирского государственного предприятия механизации и строительства, учреждено в порядке приватизации в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Согласно плану приватизации общества, зарегистрированному 03.12.1993 постановлением главы администрации города Армавира от 22.12.1995 N 2187, находящийся в пользовании общества земельный участок (производственная база под 300 строительных машин) площадью 2,27 га кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона, предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование.
Общество и администрация заключили договор аренды от 28.09.1999 N 414 (в дальнейшем - 3800000212) в отношении указанного земельного участка.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 23:38:0102002:34, впоследствии 23:38:0102002:179. Площадь данного земельного участка с 2009 года составляет 18 461 кв. м, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 31.07.2012 N 2343/12/12-479607.
На земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, а именно: здание гаража (литера В), здание гаража (литера Г), административно-бытовое здание (литера Д), здание диспетчерской (литера З), здание мастерских (литеры Е, е, е1), здание склада (литера И1), здание склада (литера Л), здание производственного корпуса (литера М), здание склада-навеса (литера Н), здание мастерских (литера Р), и здание автомойки (литера П), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 65-75).
В целях реализации предусмотренного пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса права выкупа земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением от 28.06.2012 N 84 о предоставлении в собственность спорного земельного участка с приложением всех необходимых документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (т. 1, л.д. 14, 15).
Постановлением главы администрации от 14.08.2012 N 2639 принято решение о предоставлении обществу на праве собственности испрашиваемого земельного участка по цене 3 114 906 рублей. Обществу направлен договор купли-продажи земельного участка (письмо от 15.08.2012 N 30-15/4788) с предложением выкупа по цене 3 114 906 рублей (т. 1, л.д. 16, 22, 42-45).
Не согласившись с указанной ценой, заявитель подготовил протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка, в котором предложил внести изменения в договор в части установления и расчета цены выкупаемого земельного участка, а также в части изменения лица, которое вправе подписать договор от имени общества в связи со сменой и. о. генерального директора общества.
Протокол разногласий в 4-х экземплярах, подписанных со стороны общества, направлен администрации вместе с сопроводительным письмом с приложением договора купли-продажи земельного участка (4 экз.), подписанный со стороны общества с оговоркой о принятии его условий при подписании администрацией протокола разногласий, выписка из протокола заседания Совета директоров общества, которым назначен новый и. о. генерального директора, а также копия кадастрового паспорта выкупаемого земельного участка от 31.07.2012 N 2343/12/12-479607 с указанием его актуальной кадастровой стоимости - 13 150 878 рублей (т. 1, л.д. 91, 92, 79-83).
Письмом от 15.08.2012 N 30-15/4805/2230 администрация отказала в принятии предложенных обществом изменений, мотивируя тем, что общество не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене. Произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка по новой кадастровой стоимости не представляется возможным. Расчет выкупной цены земельного участка необходимо производить в соответствии со статьей 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) в размере 15% от кадастровой стоимости участка (т. 1, л.д. 93, 94).
Несогласие администрации с условиями договора купли-продажи земельного участка в редакции, изложенной обществом, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Выводы судебных инстанций об отнесении общества к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета 2,5% от его кадастровой стоимости в рассматриваемом деле не оспариваются.
Как видно из доводов кассационной жалобы общество оспаривает судебный акт в части вывода о необходимости расчета выкупной цены земельного участка от его кадастровой стоимости на момент обращения с заявлением в администрацию, то есть 20 766 040 рублей 46 копеек.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Вводного закона до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
При приобретении лицами, указанными в абзацах 2-5 пункта 1 статьи 2 Вводного закона, таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Как видно из материалов дела, рассматриваемый договор купли-продажи заключается сторонами в связи с обращением общества в администрацию о приобретении земельного участка в собственность ввиду нахождения на нем принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества (статья 36 Земельного кодекса). С заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка общество обратилось 28.06.2012, что не оспаривается.
На основании изложенного коллегия считает правильным вывод апелляционной инстанции, что поскольку общество обратилось за выкупом участка в льготном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, действовавшим строго до 01.07.2012, тем самым оно выразил волю на приобретение спорного участка по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, определенной на тот момент (20 766 040 рублей 46 копеек).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 13 150 878 рублей внесены в ГКН после 01.07.2012 (решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 03.07.2012 N 21/24, т. 1, л.д. 89, 90). На момент внесенных изменений о кадастровой стоимости земельного участка льготный порядок расчета выкупной цены, предусмотренный пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, не действовал (статья 24.20 Закона N 135).
Сведения о новой кадастровой стоимости распространяются только на будущее время, и не могут быть использованы при расчете выкупной цены по формуле, действовавшей в момент подачи обществом заявления в администрацию (до 01.07.2012).
Аналогичный подход последствиям установления новой кадастровой стоимости в связи с определением рыночной стоимости земельного участка приведен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/2011.
Как обоснованно указано в апелляционном постановлении, если общество заявило о необходимости расчета выкупной цены земельного участка из новой кадастровой стоимости (13 150 878 рублей), установленной после 01.07.2012, ему следует руководствоваться порядком, предусмотренным статьей 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ (цена земельного участка определяется в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка).
Доводы общества о необходимости расчета стоимости земельного участка из новой кадастровой стоимости, установленной на момент принятия судебного решения, изучены и отклоняются. В данном случае администрации следовало направить договор в установленные сроки на основании представленных заявителем документов в связи с чем руководствоваться теми положениями законодательства и имеющимися данными кадастрового учета, которые действовали при обращении общества с соответствующим заявлением.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных апелляционным судом с соблюдением норм главы 7 Кодекса.
В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены апелляционным судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А32-27352/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)