Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-29220/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А55-29220/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 03 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Мартиросян А.Р., решение от 15.04.2010 г. N 1, Калинина Ю.Г., доверенность от 01.04.2013 г. N 9/04,
от ответчика - Иванова М.В., доверенность от 19.02.2013 г. N 3-49/42,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2013 г. по делу N А55-29220/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРМ-ВОЛГАКОНТРАКТ" (ИНН 6311004376, ОГРН 1036300002408), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:

ООО "АРМ-ВолгаКонтракт" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области (далее ответчик) об отказе в предоставлении земельного участка для строительства станции технического обслуживания легкового автотранспорта по Садовому проезду/улице Кабельной в Советском районе г. Самары, содержащегося в письме N 3/7007 от 10.10.2012 г. и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2013 г. по делу N А55-29220/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "АРМ-ВолгаКонтракт" обратилось в Министерство строительства Самарской области 10.02.2010 г. N 20100089 с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания легкового автотранспорта и магазина автозапчастей по Садовому проезду/улице Кабельной в Советском районе города Самары, 15.09.2010 г. Обществом поданы изменения в части наименования предполагаемого объекта строительства.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство СТО легкового автотранспорта и магазина автозапчастей было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом N СП-4/1118-0-14 от 15.11.2011 г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил невозможности подготовки и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории схемы земельного участка по адресу г. Самара, Садовый проезд/улица Кабельная под размещение станции технического обслуживания легкового автотранспорта. Отказ мотивирован возможным нарушением прав смежных землепользователей и нахождением на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2012 г. по делу N А55-31109/2011, вступившим в законную силу признан незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в подготовке и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории схемы земельного участка по адресу г. Самара, Садовый проезд/улица Кабельная под размещение станции технического обслуживания легкового автотранспорта, содержащийся в письме N СП-4/1118-0-14 от 15.11.2011 г.
Суд обязал Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары в месячный срок по вступлении настоящего решения в законную силу подготовить и утвердить схему расположения на кадастровом плане территории схемы земельного участка по адресу г. Самара, Садовый проезд/улица Кабельная под размещение станции технического обслуживания легкового автотранспорта.
Во исполнение указанного судебного акта, Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 10.09.2012 г. утверждена схема расположения спорного участка и подготовлен Акт о выборе земельного участка.
Указанная схема и Акт о выборе 10.09.2012 г. были направлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства строительства, указанные документы поступили в адрес ответчика 13.09.2012 г.
По результатам рассмотрения указанного заявления, письмом от 10.10.2012 г. N 3/7007 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом участка расположен газон с высокорастущими деревьями (березами) и необходимость оплатить компенсационную стоимость зеленых насаждений, попадающих в зону строительства и отсутствие постановления Главы г.о. Самары, разрешающего снос указанных деревьев.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (Далее - Регламент).
Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель предоставляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Заявление ООО "АРМ-ВолгаКонтракт" в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям.
Из указанных, а также иных положений нормативных правовых актов не следует, что заявителю необходимо предоставить в Министерство доказательства оплаты стоимости зеленых насаждений, постановление Главы, разрешающее снос деревьев, а также какие-либо другие документы.
Кроме того, вопросы нахождения на территории испрашиваемого участка деревьев проверялись при проведении Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара процедуры выбора земельных участков, а также при рассмотрении Арбитражным судом Самарской области дела N А55-31109/2011.
Из сказанного следует, что вышеуказанные основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта не основаны на нормах права.
В соответствии с частью 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Частью 6 статьи 31 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В качестве оснований для отказа ответчик указывает, в частности, на отсутствие доказательств оплаты стоимости за зеленые насаждения, а также на отсутствие Постановления главы города Самары о сносе деревьев.
При этом, указанные основания не соответствует положениям статьи 28 ЗК РФ и нарушают права заявителя.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (Далее - Регламент).
Указанным Регламентом распределены полномочия (обязанности) по формированию и распоряжению земельными участками на территории г.о. Самара между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления г.о. Самара.
Вышеуказанным Регламентом органам государственной власти Самарской области не предоставлены полномочия по осуществлению контрольных или надзорных функций за действиями или бездействием органов местного самоуправления и наоборот.
Как следует из п. п. 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из сказанного следует, что основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Таким образом, наличие утвержденной схемы расположения и подготовленного акта о выборе, являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Более того, в данном случае, указанные акты органом местного самоуправления подготовлены на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, в Акте о выборе земельного участка прямо указано на рекомендацию к дальнейшему оформлению данного участка, какие-либо особые условия не указаны.
Кроме того в материалах дела имеются санитарно-эпидемиологическое заключение N 542\\04 от 22.11.2010, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, а также экспертные заключения, выданные отделом гигиены и эпидемиологии в г. Самара с протоколами лабораторных следовании, Санитарно-гигиеническое задание к проектированию, выданное отделом гигиены и эпидемиологии в г. Самара (N 291\\05 от 17.11.2010), которые подтверждают, что размещение станции технического обслуживания на спорном земельном участке соответствует требованиям СанПиН, а также градостроительным и экологическим нормами и правилам.
При указанных обстоятельствах, оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя.
Суд отклоняет довод Министерства имущественных отношений Самарской области о невозможности удовлетворения требований заявителя в связи с принятием Постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г. об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах, изложенный в отзыве на заявление.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010 г., органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г., то есть после обращения заявителя в Министерство, после утверждения схемы расположения земельного участка и после оформления Акта о выборе и направления в адрес Министерства, согласованного Акта о выборе.
С настоящим заявлением в суд заявитель обратился также до принятия данного нормативного акта.
Поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного Постановления Правительства, ссылка Министерства на него, как на основание отказа в оформлении документов о выборе спорного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта не соответствует закону.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Совокупное толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в данном случае нормы Постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г. об исключительности процедуры торгов не применяются к правоотношениям Общества по предоставлению земельного участка в аренду, так как и заявление и схема расположения и Акт о выборе и оспариваемый отказ совершены до принятия и вступления в силу данного нормативного правового акта.
В суд с настоящими требованиями заявитель обратился также до принятия Постановления Правительства Самарской области N 639.
Оспариваемое решение не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 января 2013 г. по делу N А55-29220/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)