Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Еременко
судей Л.В. Борисовой и В.И. Анишиной
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОКО" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" по апелляционной жалобе ООО "ОКО" на решение Иркутского областного суда от 19 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Правительством Иркутской области 27 ноября 2008 года принято постановление N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Постановлением Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп, официально опубликованным в газете "Областная" от 17 ноября 2010 года, в указанное постановление внесены изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области.
ООО "ОКО" обратилось в Иркутский областной суд с заявлением об оспаривании названного постановления в части отнесения земельного участка, арендатором которого является, с кадастровым номером 8:36:000005:0158, площадью 2817 кв. м, расположенного в городе Иркутске по адресу: ул. Розы Люксембург, в Приложении N 1 к 5 виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для которых кадастровая стоимость установлена в размере 5 588 руб. 24 коп. за 1 кв. м.
В обоснование своих требований ООО "ОКО" сослалось на то, что оспариваемые нормы приняты в нарушение требований таблицы 2 приложения N 1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 и установленной Административным Регламентом процедуры принятия нормативного правового акта - в отсутствие положительного заключения Роснедвижимости о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области Методическим указаниям, а также нарушают права заявителя в связи с неосновательным завышением размера кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО "ОКО" поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Иркутского областного суда от 19 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ОКО" просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 65 Земельного кодекса РФ предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в Иркутской области, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Иркутской области на основании контрактов от 28 июня 2007 года и от 2 мая 2008 года и технических заданий на выполнение соответствующих работ проводились ФГУП "ФКЦ "Земля" и ФГУП "Госземкадастрсъемка".
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:0158, расположенный в г. Иркутске по адресу: ул. Розы Люксембург, отнесен к 5 виду разрешенного использования и его кадастровая стоимость определена в размере 5 588 руб. 24 коп. за 1 кв. м.
По результатам работы составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Иркутской области от 10 июня 2009 года, который был рассмотрен Роснедвижимостью и согласован на его соответствие Методическим указаниям государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что подтверждается актом проверки N 6 от 10 - 14 августа 2009 года.
Указанный акт проверки был направлен в Управление Роснедвижимости Иркутской области, которое представило согласованные результаты на утверждение в Правительство Иркутской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденные оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области, включая оценку земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:0158, соответствуют результатам кадастровой оценки, отраженным в отчете от 10 - 14 августа 2009 года, что подтверждается выпиской из отчета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое постановление принято исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий, при этом предусмотренный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель соблюден.
При таких обстоятельствах нарушений положений действующего законодательства судом не установлено.
Ссылка в жалобе на то, что оспариваемое заявителем постановление содержит недостоверные данные по виду разрешенного использования земельного участка, была предметом рассмотрения суда и этому обстоятельству дана соответствующая оценка.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Решение Иркутского областного суда от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ОКО" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.01.2013 N 66-АПГ12-5
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. N 66-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Еременко
судей Л.В. Борисовой и В.И. Анишиной
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОКО" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" по апелляционной жалобе ООО "ОКО" на решение Иркутского областного суда от 19 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительством Иркутской области 27 ноября 2008 года принято постановление N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Постановлением Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп, официально опубликованным в газете "Областная" от 17 ноября 2010 года, в указанное постановление внесены изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области.
ООО "ОКО" обратилось в Иркутский областной суд с заявлением об оспаривании названного постановления в части отнесения земельного участка, арендатором которого является, с кадастровым номером 8:36:000005:0158, площадью 2817 кв. м, расположенного в городе Иркутске по адресу: ул. Розы Люксембург, в Приложении N 1 к 5 виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для которых кадастровая стоимость установлена в размере 5 588 руб. 24 коп. за 1 кв. м.
В обоснование своих требований ООО "ОКО" сослалось на то, что оспариваемые нормы приняты в нарушение требований таблицы 2 приложения N 1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 и установленной Административным Регламентом процедуры принятия нормативного правового акта - в отсутствие положительного заключения Роснедвижимости о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области Методическим указаниям, а также нарушают права заявителя в связи с неосновательным завышением размера кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО "ОКО" поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Иркутского областного суда от 19 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ОКО" просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 65 Земельного кодекса РФ предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в Иркутской области, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Иркутской области на основании контрактов от 28 июня 2007 года и от 2 мая 2008 года и технических заданий на выполнение соответствующих работ проводились ФГУП "ФКЦ "Земля" и ФГУП "Госземкадастрсъемка".
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:0158, расположенный в г. Иркутске по адресу: ул. Розы Люксембург, отнесен к 5 виду разрешенного использования и его кадастровая стоимость определена в размере 5 588 руб. 24 коп. за 1 кв. м.
По результатам работы составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Иркутской области от 10 июня 2009 года, который был рассмотрен Роснедвижимостью и согласован на его соответствие Методическим указаниям государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что подтверждается актом проверки N 6 от 10 - 14 августа 2009 года.
Указанный акт проверки был направлен в Управление Роснедвижимости Иркутской области, которое представило согласованные результаты на утверждение в Правительство Иркутской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденные оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области, включая оценку земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:0158, соответствуют результатам кадастровой оценки, отраженным в отчете от 10 - 14 августа 2009 года, что подтверждается выпиской из отчета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое постановление принято исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий, при этом предусмотренный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель соблюден.
При таких обстоятельствах нарушений положений действующего законодательства судом не установлено.
Ссылка в жалобе на то, что оспариваемое заявителем постановление содержит недостоверные данные по виду разрешенного использования земельного участка, была предметом рассмотрения суда и этому обстоятельству дана соответствующая оценка.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Иркутского областного суда от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ОКО" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)