Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2012 ПО ДЕЛУ N А55-13946/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу N А55-13946/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Асафова Александра Геннадьевича - Моргачева Л.Н.; доверенность от 16.04.2012 года N 2Д-1034,
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2012 года по делу N А55-13946/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Асафова Александра Геннадьевича, (ОГРНИП 305631309500010), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Асафов Александр Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом, о признании незаконным отказа о предоставлении в аренду земельного участка площадью 23 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, улица Восьмого Марта, под временным торговым киоском с дальнейшей эксплуатацией, содержащегося в сообщении N 12-4/0612/09 от 16.12.2011, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Асафова Александра Геннадьевича путем рассмотрения его заявления N 12-4/0612/09 по существу и принятия решения по указанному заявлению в установленном законом порядке (л.д. 34).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не принято во внимание, что представленный заявителем кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка содержал особые отметки, а именно, что площадь земельного участка является ориентировочной, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, и границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, принятие министерством решения о предоставлении такого земельного участка повлечет возможное нарушение прав третьих лиц, а также неопределенность в предмете договора аренды.
Податель жалобы считает, что оспариваемый отказ министерства N 12-4/0612/09 от 16.12.2011 является законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Индивидуального предпринимателя Асафова Александра Геннадьевича считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИП Асафова А.Г., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Асафов Александр Геннадьевич является владельцем металлического торгового киоска, находящегося по адресу: г. Самара, поселок Управленческий, улица Сергея Лазо/улица Восьмое Марта, что подтверждается договором купли-продажи торгового киоска от 07.07.2003 (л.д. 17).
30 декабря 2004 года Администрацией Красноглинского района вынесено Распоряжение N 1199 "О предоставлении предпринимателю Асафову А.Г. в аренду земельного участка, занимаемого торговым киоском в пос. Управленческий" (л.д. 18).
Актом N 3 приемки в эксплуатацию временного объекта на территории Красноглинского района от 18.04.2005 подтверждается, что архитектурно-художественное решение и благоустройство объекта (торговый киоск) выполнено по согласованной проектной документации и соответствует техническим условиям, нормам эксплуатации и санитарным требованиям (л.д. 19).
7 мая 2009 года ИП Асафов А.Г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/0612/09 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 23 кв. м, расположенного по адресу: город Самара, Красноглинский район, улица Восьмого Марта, под временным торговым киоском с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 12).
Письмом N 12-4/0612/09 от 03.09.2009 Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило заявителю о том, что необходимо представить кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 63:01:03 17 003:3. Из письма N 12-4/0612/09 от 20.05.2011 следует, что заявителю необходимо уточнить площадь заявленного земельного участка и представить три экземпляра кадастрового паспорта земельного участка. Письмом N 12-4/0612/09 от 16.12.2011 заинтересованное лицо сообщило заявителю о том, что поскольку заявителем не предоставлены кадастровые паспорта на земельный участок, министерство снимает с рассмотрения заявление ИП Асафова А.Г. (л.д. 10).
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области (пункт 2.7 Порядка).
Пунктом 2.9 Порядка определено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного срока. В случае, если заявление не соответствует установленным требованиям, министерство в трехдневный срок уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления.
В силу пункта 2.10 Порядка земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в пункте 2.9 настоящего Порядка, министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Асафовым А.Г. вместе с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка был предоставлен необходимый пакет документов, что подтверждается распиской N 12-4/0612/09 от 07.05.2009 г., а именно:
- договор купли-продажи N 5321 от 07.07.2003 г.;
- план-схема земельного участка;
- выписка из ЕГРИП от 13.04.2009 г.;
- паспорт заявителя;
- доверенность представителя ИП N 4138 от 21.04.2009 г.;
- паспорт представителя;
- акт приемки в эксплуатацию объекта N 3 от 18.04.2005 г.;
- распоряжение о предоставлении в аренду N 1199 от 30.12.2004 г.;
- сведения из ФГУП "Ростехинвентаризация" N 4113 от 18.03.2009 г.;
- выписка из ЕГРП на недвижимое имущество от 05.05.2009 г.;
- сведения из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N 166525 от 24.04.2009 г.
Из вышеуказанного перечня документов видно, что заявителем в Министерство имущественных отношений был сдан и акт N 3 приемки в эксплуатацию временного объекта на территории Красноглинского района от 18.04.2005 г.. из которого следовало, что архитектурно-художественное решение и благоустройство объекта выполнено по согласованной проектной документации и соответствует техническим условиям, нормам эксплуатации и санитарным требованиям.
Поэтому ссылка подателя жалобы на отсутствие данного документа необоснованна.
Впоследствии заявителем к настоящему пакету документов были приобщены запрашиваемые кадастровые паспорта в трех экземплярах на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером: 63:01:03 17 003:3 (л.д. 21 - 23). Данное обстоятельство подтверждается также письмом министерства от 20.05.2011 (л.д. 25).
Решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Между тем Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение вышеназванных требований направило в адрес заявителя письмо N 124/0612/09 от 16.12.2011, из которого следовало, что поскольку заявителем не представлены кадастровые паспорта на испрашиваемый земельный участок, министерство снимает с рассмотрения заявление ИП Асафова А.Г.
Судом верно отмечено, что довод заинтересованного лица о том, что заявителем не представлены кадастровые паспорта, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, из содержания ст. 34 ЗК РФ следует, что как утверждение проекта границ земельных участков, так и утверждение и выдача схемы расположения земельных участков состоит в формировании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для последующего предоставления их для целей, не связанных со строительством. Формирование таких земельных участков является обязанностью органов местного самоуправления, а не обязанностью заявителя, как необоснованно полагает заинтересованное лицо.
Из содержания норм Порядка следует, что отказ в предоставлении земельного участка выдается при выявлении (на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления) препятствий для предоставления земельного участка (п. 2.4. Порядка).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью 23 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, улица Восьмого Марта, под временным торговым киоском с дальнейшей эксплуатацией, содержащийся в сообщении N 124/0612/09 от 16.12.2011, не соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует реализации установленного нормами Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение земельного участка в пользование и в соответствии со ст. 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2012 года по делу N А55-13946/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)