Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2013 N 15АП-13987/2012 ПО ДЕЛУ N А32-7811/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. N 15АП-13987/2012

Дело N А32-7811/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Малыхиной М.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Гунько Д.С. по доверенности от 27.01.2012 N 178,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представителя Кузьмина Д.В. по доверенности от 01.11.2012 N 523,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29 августа 2012 года по делу N А32-7811/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Армавирская межрайонная аптечная база"
к заинтересованным лицам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город Армавир, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю
о признании незаконными бездействий по неосуществлению государственной кадастровой оценке земельного участка,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,

установил:

первоначально открытое акционерное общество "Армавирская межрайонная аптечная база" (далее - ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК), в котором просило признать незаконными бездействия по государственной оценке принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем определения кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 и внесения его актуальной кадастровой стоимости в ГКН.
Заявленные требования мотивированы тем, что ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" с 03.12.2007 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, расположенного по адресу:
Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона, 16.
Государственная кадастровая оценка земельного участка производилась в 2007 и 2010 годах, при этом участок был отнесен к 9 группе.
19.01.2012 общество получило кадастровый паспорт на земельный участок, в котором имелась отметка о том, что кадастровая стоимость земельного участка была установлена на основании постановления главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 и составляет 118 439 034 руб. 84 коп.
Однако в 2011 году была проведена новая государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Краснодарского края, результаты которой были утверждены приказом ДИО КК N 1756 от 22.11.2011.
Постановление главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 было отменено 01.01.2012 постановлением главы администрации Краснодарского края N 1561 от 27.12.2011.
В связи с этим, в настоящее время в ГКН отсутствуют актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31.
Управление Росреестра по КК сообщило обществу, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка отсутствуют в результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края, утвержденных приказом ДИО КК N 1756 от 22.11.2011, так как в отношении участка имеются противоречивые сведения о разрешенном виде использования - "для эксплуатации объектов недвижимости". Управление указало, что определение кадастровой стоимости земельного участка будет возможным только после уточнения вида использования участка и внесения соответствующих изменений в ГКН.
Однако с момента формирования данного земельного участка он использовался по своему целевому назначению - "под эксплуатацию аптечной базы", указанный вид разрешенного использования никогда не изменялся.
Бездействия государственных органов по неопределению кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют положениям действующего законодательства и возлагают на общество дополнительную обязанность по несению дополнительных расходов по определению за свой счет рыночной стоимости земельного участка для последующего установления кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, согласно которым просило:
- - признать незаконным бездействие Управления Росреестра по КК по государственной оценке принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31;
- - признать не подлежащим применению с 01.01.2012 сведения, содержащиеся в ГКН в отношении кадастровой стоимости в размере
118 439 034 руб. 84 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере
5 583 руб. 06 коп. принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2012 признано незаконным бездействие Управления Росреестра по КК, выразившееся в необеспечении внесения в кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31.
На Управление Росреестра по КК возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в силу решения внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, установленной с 01.01.2012, в том же порядке, что и для остальных землепользователей в связи с ее актуализацией на основании приказа ДИО КК N 1756 от 22.11.2011 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
В удовлетворении остальной части заявленных требований и в требованиях к ДИО КК, ФГБУ "ФКП Росреестра" судом отказано.
С Управления Росреестра по КК в пользу ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" взыскано 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что со стороны Управления Росреестра по КК, на которое возложена организация обеспечения государственной кадастровой оценки земель, имело место бездействие, выразившееся в неполучении от органа кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, приведенного в соответствие с действующим законодательством. Орган кадастрового учета, получивший соответствующий запрос, обязан был в порядке информационного взаимодействия с органами местного самоуправления привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с действующими в настоящее время правилами, что позволило бы Управлению Росреестра по КК осуществить надлежащим образом возложенные на него функции. Таким образом, установив, что для осуществления кадастровой оценки спорного земельного участка необходимо приведение в соответствие его вида разрешенного использования, Управление Росреестра по КК было обязано принять меры по получению соответствующих необходимых сведений. Не направив соответствующий запрос в орган кадастрового учета о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с действующими правилами, Управление Росреестра допустило бездействие, приведшее к нарушению права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С принятым судебным актом не согласилось Управление Росреестра по КК, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить, в указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (ГКОЗ НП) на территории Краснодарского края в 2011 году органом кадастрового учета - филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в соответствии со статьей 24.13 Закона N 135-ФЗ был сформирован перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011 (начало года проведения данных работ). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:38:0102002:31 также были внесены в указанный перечень. Однако ввиду того, что вид разрешенного использования участка имеет неоднозначное толкование, исполнителем работ по ГКОЗ НП - ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ в соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102002:31 был включен в перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
В целях актуализации сведений о целевом использовании земель, в том числе спорного земельного участка, Управление Росреестра по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от 13.10.2011 N 16-312/38522 направило в
ДИО по КК указанный перечень земельных участков для принятия мер по уточнению (установлению) недостающих характеристик.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 характеристики не уточнялись, в связи с чем, кадастровая стоимость данного участка исполнителем работ не определена.
Определение кадастровой стоимости земельного участка возможно только после изменения (уточнения) его вида разрешенного использования и внесения соответствующих изменений в ГКН в порядке, установленном статьей 16 Закона
N 221-ФЗ.
- В связи с этим, арбитражным судом сделан необоснованный вывод о бездействии Управления Росреетра по Краснодарскому краю, выразившимся в необеспечении внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31;
- - суд первой инстанции при вынесении решения вышел за пределы заявленных требований и разрешил вопрос, который заявителем при рассмотрении дела в суде не заявлялся. Суд не разрешил заявленные требования общества, а разрешил вопрос по иному предмету спора о правах, за защитой которых общество не обращалось;
- - суд не учел, что права и законные интересы заявителя не могут быть ни нарушены, ни восстановлены Управлением Росреестра по Краснодарскому краю, утратившим функции органа кадастрового учета. В случае удовлетворения требований заявителя Управление Росреестра по Краснодарскому краю не сможет исполнить данное решение Арбитражного суда, т.к. это будет выходить за пределы компетенции Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях по делу ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" указало, что судом первой инстанции заявленные требования подлежали удовлетворению в полном объеме по отношению ко всем заинтересованным лицам. По мнению общества, в силу положений норм действующего законодательства, основания для отказа в проведении государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 на дату 01.01.2011 не имелось, в связи с чем, ДИО КК был обязан принять от исполнителя и утвердить кадастровую стоимость земельного участка общества по состоянию на 01.01.2011, Управление Росреестра по КК было обязано организовать работу по определению кадастровой стоимости земельного участка общества, ФГБУ "ФКП Росреестра" было обязано внести соответствующие сведения в ГКН. Таким образом, ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база", по сути, приводятся возражения относительно законности и обоснованности решения суда первой инстанции в той части, в которой суд отказал в удовлетворении заявленных требований общества по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра" и ДИО КК.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных к управлению требований отказать.
Представитель ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда в части удовлетворения требований к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю оставить без изменения. Представитель привел возражения относительно законности и обоснованности решения суда первой инстанции в той части, в которой суд отказал в удовлетворении заявленных требований общества по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра" и ДИО КК, просил признать незаконными действия и бездействие всех заинтересованных лиц, выразившиеся в непроведении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. При наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Следует также учитывать, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание правовые позиции по делу Управления Росреестра по КК и ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база", суд апелляционной инстанции осуществляет проверку законности и обоснованности решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2012 по делу N А32-7811/2012 в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" на основании договора купли-продажи от 23.10.2007 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 21 214 кв. м с кадастровым номером 23:38:0102002:31, расположенный по адресу: Краснодарский край,
г. Армавир, Северная промзона, 16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23 АД N 465425 от 03.12.2007
(т. 1 л.д. 6).
Приказом ДИО КК N 1756 от 22.11.2011 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края на дату 01.01.2011.
Согласно кадастровому паспорту N 2343/12/12-11102 от 19.01.2012 В ГКН в отношении спорного земельного участка имеются сведения о том, что кадастровая стоимость участка была установлена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 58 от 05.02.2012 и составляет 118 439 034 руб. 84 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости - 5 583 руб. 06 коп. за 1 кв. м) (т. 1 л.д. 4-5).
В связи с этим, 25.01.2012 ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" обратилось в Управление Росреестра по КК с заявлением о разъяснениях определения кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 22).
В письме от 20.02.2012 N 16-373/1237-л Управление Росреестра по КК сообщило заявителю, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 723:38:0102002:31 отсутствуют в результатах государственной оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, утвержденных приказом ДИО КК N 1756 от 22.11.2011, ввиду наличия противоречивых сведений о разрешенном виде использования земельного участка - "для эксплуатации объектов недвижимости". Управление также указало, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно только после изменения (уточнения) его вида разрешенного использования и внесения соответствующих изменений в ГКН в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)(т. 1 л.д. 23-24).
Полагая, что у заинтересованных лиц не имелось правовых оснований для неосуществления кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, а неутверждение приказом ДИО КК N 1756 от 22.11.2011 результатов такой оценки в отношении спорного земельного участка свидетельствует о допущении государственными органами незаконного бездействия, ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания бездействия органа государственной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение бездействием органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статьям 24.12., 24.15 Закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Согласно общему правилу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Непосредственно порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регламентирован подзаконными нормативными актами.
Так согласно пунктам 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Из приведенных норм права следует, что государственная кадастровая оценка земельных участков, является законодательно регламентированной, поэтапной процедурой, осуществляемой компетентным органом (ФГБУ "ФКП Росреестра") с учетом установленных методических указаний, завершаемой утверждением результатов такой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На момент проведения государственной оценки земель Краснодарского края в 2011 году действовал приказ Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007
"Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Технические рекомендации по ГКОЗ НП), согласно пункту 1.3 которого кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по ГКОЗ НП на территории субъекта Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке:
- -формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- -расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102002:31 был включен ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра") в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Армавира Краснодарского края, подлежащих государственной кадастровой оценке
(т. 2 л.д. 18).
Письмом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю
N 01036/01-6 от 26.01.2011 указанный перечень земельных участков был передан заказчику работ по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края (далее - ГКОЗНП), которым выступил ДИО КК (т. 2 л.д. 59).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась по 16-ти видам разрешенного использования земельных участков, указанных в Типовом перечне видов разрешенного использования (приложение 2 таблица 1 Технических рекомендаций по ГКОЗНП). Объектом оценки являлись земельные участки в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102002:31 площадью 21214 кв. м относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенный вид использования - "для эксплуатации объектов недвижимости" (т. 1 л.д. 4-5).
Ввиду того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 не соответствовал ни одному из видов разрешенного использования, закрепленного в таблице 1 приложения 2 Технических рекомендаций по ГКОЗНП, спорный участок был включен в перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки, что в полной мере соответствовало положениям пунктов 2.2, 2.5 Технических рекомендаций по ГКОЗНП (т. 2 л.д. 19, 58).
Действуя в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, утвердившего "Административный регламент по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", а также приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, утвердившего "Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", Управление Росреестра по КК с сопроводительным письмом от 13.10.2011 N 16-312/38522 в целях актуализации кадастровой стоимости земельных участков, не включенных в перечень объектов оценки, направило в адрес ДИО КК перечень земельных участков для принятия мер по уточнению (установлению) недостающих характеристик (т. 2 л.д. 55-56, 58).
Применительно к рассматриваемому спору для проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 требовалось внесение изменений в сведения ГКН, касающихся вида разрешенного использования земельного участка.
Как следует из материалов дела, правила землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, в составе которых содержатся сведения о градостроительных регламентах территориальных зон, были утверждены решением Армавирской городской Думы N 70 от 29.07.2010.
Согласно частям 4, 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие у лица правомочий собственника земельного участка создает для последнего не только субъективные права, но и обременяет его определенной совокупностью обязанностей.
В том числе, собственник земельного участка, исходя из фактически осуществляемой на земельном участке деятельности, должен своевременно предпринимать действия по актуализации сведений ГКН, касающихся разрешенного вида использования данного участка с учетом действующих на определенных территориях градостроительных регламентов.
Ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102002:31 находится в собственности ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" и на дату проведения государственной кадастровой оценки земель на территории муниципального образования г. Армавира существовали и действовали правила землепользования и застройки, обязанность по приведению в соответствие с указанными правилами сведений ГКН о разрешенном виде использования спорного земельного участка лежала именно на акционерном обществе.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему разрешения на установление условно разрешенного вида использования земельного участка (при наличии такой необходимости), либо в порядке, установленном статьей 16 Закона N 221-ФЗ, с заявлением о внесении изменений в ГКН, касающихся уточнения основного или вспомогательного видов разрешенного использования земельного участка.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что действующее законодательство не предоставляет ни Управлению Росреестра по КК, ни ФГБУ "ФКП Росреестра", ни ДИО КК полномочий по своему усмотрению изменять (уточнять) сведения ГКН, касающиеся вида разрешенного использования земельных участков при осуществлении их кадастрового учета.
Указанные органы государственной власти в порядке информационного взаимодействия могут получать уточненные сведения о разрешенном виде использования земельных участков от компетентного орган муниципальной власти, при условии, что земельные участки не находится в частной собственности граждан и юридических лиц, так как в последнем случае вид разрешенного использования определяется самим правообладателем участка (за исключением случаев установления условно разрешенного вида использования земли).
Действующее законодательство также не содержит указаний на то, что лица, участвующие в правоотношениях по поводу осуществления государственной кадастровой оценки земель, были бы обязаны обращаться к правообладателям земельных участков по вопросам уточнения сведений о разрешенном виде использования принадлежащих им на праве собственности земельных участков.
Ввиду того, что на дату издания приказа ДИО КК N 1756 от 22.11.2011, которым были утверждены результаты ГКОЗ НП Краснодарского края, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 характеристики о разрешенном виде использования уточнены не были, у органа кадастрового учета не имелось возможности внести в ГКН обновленные сведения о кадастровой стоимости участка (фактически по объективным причинам у органа кадастрового учета не имелось возможности произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка).
Как указывалось ранее, Управление Росреестра по КК в письме
N 16-373/1237-л от 20.02.2012 проинформировало ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно только после изменения (уточнения) его вида разрешенного использования и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном статьей 16 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". После осуществления государственного кадастрового учета изменений, кадастровая стоимость земельного участка будет определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала 23:38:0102002, утвержденного приказом ДИО КК от 22.11.2011 N 1756 для вновь установленного вида разрешенного использования земельного участка (т. 1 л.д. 23-24).
ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" не реализовало своего права на уточнение сведений ГКН о разрешенном виде использования спорного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, при этом общество не обосновало возможность возложения на заинтересованных лиц обязанности по установлению кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденной приказом ДИО КК N 1756 от 22.11.2011, до внесения в ГКН уточненных сведений о разрешенном виде использования земельного участка.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что кто-либо из заинтересованных лиц при проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель допустил незаконное бездействие в отношении ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база", что могло бы повлечь нарушение субъективных прав последнего.
При таких обстоятельствах, заявленные ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" требования не подлежали удовлетворению в какой бы то ни было части.
Удовлетворяя требования общества по отношению к Управлению Росреестра по КК, суд первой инстанции также не учел, что согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Россреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра", соответственно, именно данное учреждение выступает компетентным органом кадастрового учета. Таким образом, возлагая на Управление Росреестра по КК обязанность по внесению в ГКН уточненных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, суд первой инстанции не учел, что такое решение фактически не может быть исполнено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества к Управлению Росреестра по КК, неверно дал оценку фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, что привело к принятию по делу в данной части незаконного и необоснованного решения. В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым
ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
В части отказа в удовлетворении требований, заявленных к ФГБУ "ФКП Росреестра" и ДИО КК, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на
ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база", как на проигравшую сторону.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 августа 2012 года по делу N А32-7811/2012 в части удовлетворения требований открытого акционерного общества "Армавирская межрайонная аптечная база" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, а также в части взыскании с последнего 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины отменить, в указанной части принять новое решение.
Открытому акционерному обществу "Армавирская межрайонная аптечная база" (ОГРН 1022300631176, ИНН 2302016219) в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА

Судьи
М.Н.МАЛЫХИНА
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)