Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны - Гайнутдинов И.П. по доверенности от 16.09.2010 года,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2012 года по делу N А65-19089/2011, судья Хасанов А.Р.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ЕГРИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск,
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
третьи лица:
Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан", г. Нижнекамск,
открытое акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля", г. Казань,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Казань,
о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя,
установил:
Индивидуальный предприниматель Дякун Ольга Ивановна, г. Нижнекамск обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Определением арбитражного суда от 05 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан".
Определением арбитражного суда от 28 сентября 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика Нижнекамского отдела Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Определением суда от 09 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая Палата по Республике Татарстан".
Решением арбитражного суда от 29 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07 марта 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан заменено на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Постановлением кассационной инстанции от 31 мая 2012 года отменено решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-19089/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, г. Нижнекамск к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25 сентября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Дякун Ольга Ивановна просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования с учетом изменения предмета иска, заменив ненадлежащего ответчика на надлежащего, удовлетворить, ссылаясь на то, что заявлением от 12 июля 2012 года об уточнении предмета иска истец вместо признания кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 площадью 2 140 кв. м в размере 7 025 748,40 руб. недействительной, признания действий УФСГК и К по РТ, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 незаконными, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем изменения внесений в государственный кадастр недвижимости органом государственного кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость на основании пункта 5 Правил, пункта 2.2.5 Методических указаний просил определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14 на 23 марта 2012 года, обязать ответчика внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы считает, что при этом, как видно из заявления, ни одно из обстоятельств, на которые ссылался заявитель как на основание своих требований, изменено не было - изменились только материально-правовые требования.
Заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил уточнение истцом предмета иска, посчитав, что истец в данном случае изменил и основание исковых требований. Считает, что суд первой инстанции необоснованно также отказал заявителю в назначении судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 16.11.2012 г. N 12979-05. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан" и открытое акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела на основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного заказчиком - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с исполнителем - Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 19 ноября 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14, площадью 2140 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Строителей, дом 39 и принадлежащего заявителю на праве собственности, был определен в размере 3655 руб. 59 коп. за 1 квадратный метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 7 822 962 руб. 60 коп. Указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2010 года по делу N А65-22220/2010 был признан незаконным отказ Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14 площадью 2140 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижнекамск, ул. Строителей, дом 39, выраженный в принятии постановления о предоставлении этого же участка на праве аренды.
На исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района была возложена обязанность в двухнедельный срок со дня получения решения по указанному делу принять решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне земельный участок с кадастровым номером 16:53:040205:14 площадью 2140 кв. м в собственность, а также подготовить в месячный срок проект Договора купли-продажи указанного объекта и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Руководителем Исполкома Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан было принято Постановление N 499 от 24 мая 2011 года "О продаже земельного участка", а также направлен проект Договора N 02-11-79 купли-продажи земельного участка с установленной стоимостью в размере 7 025 748 руб. 40 коп.
Заявитель, полагая, что в государственный кадастр недвижимости была внесена недостоверная кадастровая стоимость земельного участка, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на экспертную оценку, проведенную в отношении оспариваемого участка, по результатам которой стоимость земельного участка составила 1 993 000 руб.
Решением арбитражного суда от 29 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований было отказано, по причине не правильно избранного заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2012 года были отменены: решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-19089/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, г. Нижнекамск к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
В Постановлении кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа было указано на следующие обстоятельства.
Предприниматель, заявив требование по настоящему делу, по существу ссылался на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание обязанность исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка в проекте договора указал его стоимость равной кадастровой стоимости, что является нарушением прав предпринимателя как владельца этого земельного участка.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 отмечалось на необоснованность рассмотрения судами схожих требований по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, рассматривая требования предпринимателя по названным правилам, суд дал оценку вышеуказанному отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В названном Постановлении Президиума указано, что принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Применение Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (в редакции от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ) возможно после установления периода обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, так как в дальнейшем действия государственных органов, признаны арбитражным судом неправомерными.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, предложил сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений.
Представителем предпринимателя в материалы дела после направления на новое рассмотрение был представлен Отчет N 01 по состоянию на 04 августа 2009 года, заявлено ходатайство об изменении предмета заявленных требований, согласно которому заявитель просил определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N 16:53:040205:14 на 23 марта 2010 года и обязать ответчика внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Представитель заявителя также заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Определением суда от 23 июля 2012 года арбитражный суд отказал заявителю в замене ответчика и изменении предмета и оснований заявленных требований, сославшись на то, что, установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является по смыслу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" прерогативой органа кадастрового учета.
При этом новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В случае изменения заявителем основания и предмета заявления и принятия его судом суд обязан перейти к рассмотрению дела в рамках искового производства.
Таким образом, фактически подлежит рассмотрению заявление по иным предмету и основанию заявленных требований.
При этом суд посчитал, что заявитель настаивает на тех же требованиях, что изначально были заявлены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Относительно экспертизы судом был сделан вывод о том, что поскольку экспертиза назначается судом только при условии необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, в данном конкретном случае необходимость проведения экспертизы отсутствует.
В суде апелляционной инстанции ходатайств о назначении экспертизы не заявлялось.
25 сентября 2012 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
В соответствии с указанной Методикой определены удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов функционального использования земель.
Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
При этом права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В данном случае установление судом рыночной стоимости земельного участка по смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не означает, что это должно быть заявлено как предмет искового заявления по вышеуказанным основаниям.
Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий ответчика как таковых.
Следовательно, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 и от 15 декабря 2011 года N 265/11 о том, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации указал, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование может быть предъявлено к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу.
Указанное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период его рассмотрения.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 275-О-О от 01 марта 2011 года действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, заявитель не лишен права на судебную защиту, соответствующие исковые требования могут быть им заявлены в установленном порядке, поскольку в рамках настоящего дела заявителем оспариваются действия ответчика, которые рассматриваются в рамках производства по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений.
Относительно довода заявителя о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 были нарушены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г., Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом МЭР и Т РФ N 39 от 15.02.2007 г., судом установлено следующее.
Определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:53:040205:14 был проведен в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2010 г. N 783-р "О проведении в 2010 г. государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов" и методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39, техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152, СПО "Расчет кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов", версия 6.1.40 (далее - СПО Расчет КС ЗУ НП), а также приказов и писем Роснедвижимости об организации работ.
Земельный участок с кадастровым N 16:53:040205:14 в соответствии с перечнем земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан относится к 5 виду разрешенного использования - к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Удельные показатели кадастровой стоимости для земельных участков в составе 5 вида разрешенного использования земель рассчитывались на основе построения статистических моделей.
Результаты оценки земель были согласованы рабочей группой по вопросам проведения от 01 ноября 2010 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102.
Все перечисленные в методике оценочные факторы, необходимые для определенного удельного показателя, учитывались и применялись при расчете по формулам, приведенным в методике.
Таким образом, права и законные интересы предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего предпринимателю земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, путем предъявления иска, который подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно системному анализу положений действующего законодательства, а также принимая во внимание судебно-арбитражную практику и указания Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции сделал вывод о том, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может разрешаться спор о праве.
Таким образом, возникший гражданско-правовой спор является спором, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодательством способов защиты.
Избрание предпринимателем ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Избрание неправильного способа защиты права влияет как на предмет доказывания по делу, так и на круг лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле.
Заявляя о нарушении своих прав, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку признание действий Управления Росреестра незаконными не приведет к восстановлению прав предпринимателя, поэтому заявитель должен был изначально избрать способ защиты нарушенного права, который приводил бы к восстановлению его нарушенных прав.
Таким образом, арбитражный суд, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, не нашел оснований для удовлетворения требований, касающихся оспаривания государственной кадастровой оценки и действий Управления Росреестра по РТ.
При этом представленный заявителем отчет не может являться в данном случае доказательством незаконности действий ответчика и кадастровой стоимости по вышеуказанным основаниям.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 100 руб. до рассмотрения апелляционной жалобы, то госпошлина подлежит взысканию с индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ЕГРИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск, в размере 100 (сто) руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2012 года по делу N А65-19089/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ЕГРИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2012 ПО ДЕЛУ N А65-19089/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2012 г. по делу N А65-19089/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны - Гайнутдинов И.П. по доверенности от 16.09.2010 года,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2012 года по делу N А65-19089/2011, судья Хасанов А.Р.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ЕГРИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск,
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
третьи лица:
Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан", г. Нижнекамск,
открытое акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля", г. Казань,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Казань,
о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя,
установил:
Индивидуальный предприниматель Дякун Ольга Ивановна, г. Нижнекамск обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Определением арбитражного суда от 05 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан".
Определением арбитражного суда от 28 сентября 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика Нижнекамского отдела Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Определением суда от 09 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая Палата по Республике Татарстан".
Решением арбитражного суда от 29 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю было отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07 марта 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан заменено на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Постановлением кассационной инстанции от 31 мая 2012 года отменено решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-19089/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, г. Нижнекамск к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25 сентября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Дякун Ольга Ивановна просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования с учетом изменения предмета иска, заменив ненадлежащего ответчика на надлежащего, удовлетворить, ссылаясь на то, что заявлением от 12 июля 2012 года об уточнении предмета иска истец вместо признания кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 площадью 2 140 кв. м в размере 7 025 748,40 руб. недействительной, признания действий УФСГК и К по РТ, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 незаконными, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем изменения внесений в государственный кадастр недвижимости органом государственного кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость на основании пункта 5 Правил, пункта 2.2.5 Методических указаний просил определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14 на 23 марта 2012 года, обязать ответчика внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы считает, что при этом, как видно из заявления, ни одно из обстоятельств, на которые ссылался заявитель как на основание своих требований, изменено не было - изменились только материально-правовые требования.
Заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил уточнение истцом предмета иска, посчитав, что истец в данном случае изменил и основание исковых требований. Считает, что суд первой инстанции необоснованно также отказал заявителю в назначении судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 16.11.2012 г. N 12979-05. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района Республики Татарстан" и открытое акционерное общество "Республиканский Кадастровый Центр "Земля" отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела на основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного заказчиком - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с исполнителем - Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 19 ноября 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14, площадью 2140 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Строителей, дом 39 и принадлежащего заявителю на праве собственности, был определен в размере 3655 руб. 59 коп. за 1 квадратный метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 7 822 962 руб. 60 коп. Указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2010 года по делу N А65-22220/2010 был признан незаконным отказ Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне земельного участка с кадастровым номером 16:53:040205:14 площадью 2140 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижнекамск, ул. Строителей, дом 39, выраженный в принятии постановления о предоставлении этого же участка на праве аренды.
На исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района была возложена обязанность в двухнедельный срок со дня получения решения по указанному делу принять решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне земельный участок с кадастровым номером 16:53:040205:14 площадью 2140 кв. м в собственность, а также подготовить в месячный срок проект Договора купли-продажи указанного объекта и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Руководителем Исполкома Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан было принято Постановление N 499 от 24 мая 2011 года "О продаже земельного участка", а также направлен проект Договора N 02-11-79 купли-продажи земельного участка с установленной стоимостью в размере 7 025 748 руб. 40 коп.
Заявитель, полагая, что в государственный кадастр недвижимости была внесена недостоверная кадастровая стоимость земельного участка, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на экспертную оценку, проведенную в отношении оспариваемого участка, по результатам которой стоимость земельного участка составила 1 993 000 руб.
Решением арбитражного суда от 29 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований было отказано, по причине не правильно избранного заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2012 года были отменены: решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-19089/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, г. Нижнекамск к Нижнекамскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Нижнекамск о признании незаконными действий, выраженных в установлении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14, о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 в размере 7 025 748 руб. 40 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
В Постановлении кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа было указано на следующие обстоятельства.
Предприниматель, заявив требование по настоящему делу, по существу ссылался на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание обязанность исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района заключить договор купли-продажи земельного участка в проекте договора указал его стоимость равной кадастровой стоимости, что является нарушением прав предпринимателя как владельца этого земельного участка.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 отмечалось на необоснованность рассмотрения судами схожих требований по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, рассматривая требования предпринимателя по названным правилам, суд дал оценку вышеуказанному отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В названном Постановлении Президиума указано, что принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Применение Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (в редакции от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ) возможно после установления периода обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, так как в дальнейшем действия государственных органов, признаны арбитражным судом неправомерными.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, предложил сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений.
Представителем предпринимателя в материалы дела после направления на новое рассмотрение был представлен Отчет N 01 по состоянию на 04 августа 2009 года, заявлено ходатайство об изменении предмета заявленных требований, согласно которому заявитель просил определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N 16:53:040205:14 на 23 марта 2010 года и обязать ответчика внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Представитель заявителя также заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Определением суда от 23 июля 2012 года арбитражный суд отказал заявителю в замене ответчика и изменении предмета и оснований заявленных требований, сославшись на то, что, установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является по смыслу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" прерогативой органа кадастрового учета.
При этом новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В случае изменения заявителем основания и предмета заявления и принятия его судом суд обязан перейти к рассмотрению дела в рамках искового производства.
Таким образом, фактически подлежит рассмотрению заявление по иным предмету и основанию заявленных требований.
При этом суд посчитал, что заявитель настаивает на тех же требованиях, что изначально были заявлены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Относительно экспертизы судом был сделан вывод о том, что поскольку экспертиза назначается судом только при условии необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, в данном конкретном случае необходимость проведения экспертизы отсутствует.
В суде апелляционной инстанции ходатайств о назначении экспертизы не заявлялось.
25 сентября 2012 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
В соответствии с указанной Методикой определены удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов функционального использования земель.
Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
При этом права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В данном случае установление судом рыночной стоимости земельного участка по смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не означает, что это должно быть заявлено как предмет искового заявления по вышеуказанным основаниям.
Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий ответчика как таковых.
Следовательно, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 и от 15 декабря 2011 года N 265/11 о том, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации указал, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование может быть предъявлено к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу.
Указанное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период его рассмотрения.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 275-О-О от 01 марта 2011 года действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, заявитель не лишен права на судебную защиту, соответствующие исковые требования могут быть им заявлены в установленном порядке, поскольку в рамках настоящего дела заявителем оспариваются действия ответчика, которые рассматриваются в рамках производства по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений.
Относительно довода заявителя о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка N 16:53:040205:14 были нарушены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г., Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом МЭР и Т РФ N 39 от 15.02.2007 г., судом установлено следующее.
Определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:53:040205:14 был проведен в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2010 г. N 783-р "О проведении в 2010 г. государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов" и методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39, техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152, СПО "Расчет кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов", версия 6.1.40 (далее - СПО Расчет КС ЗУ НП), а также приказов и писем Роснедвижимости об организации работ.
Земельный участок с кадастровым N 16:53:040205:14 в соответствии с перечнем земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан относится к 5 виду разрешенного использования - к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Удельные показатели кадастровой стоимости для земельных участков в составе 5 вида разрешенного использования земель рассчитывались на основе построения статистических моделей.
Результаты оценки земель были согласованы рабочей группой по вопросам проведения от 01 ноября 2010 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102.
Все перечисленные в методике оценочные факторы, необходимые для определенного удельного показателя, учитывались и применялись при расчете по формулам, приведенным в методике.
Таким образом, права и законные интересы предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего предпринимателю земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, путем предъявления иска, который подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно системному анализу положений действующего законодательства, а также принимая во внимание судебно-арбитражную практику и указания Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции сделал вывод о том, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может разрешаться спор о праве.
Таким образом, возникший гражданско-правовой спор является спором, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодательством способов защиты.
Избрание предпринимателем ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Избрание неправильного способа защиты права влияет как на предмет доказывания по делу, так и на круг лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле.
Заявляя о нарушении своих прав, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку признание действий Управления Росреестра незаконными не приведет к восстановлению прав предпринимателя, поэтому заявитель должен был изначально избрать способ защиты нарушенного права, который приводил бы к восстановлению его нарушенных прав.
Таким образом, арбитражный суд, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, не нашел оснований для удовлетворения требований, касающихся оспаривания государственной кадастровой оценки и действий Управления Росреестра по РТ.
При этом представленный заявителем отчет не может являться в данном случае доказательством незаконности действий ответчика и кадастровой стоимости по вышеуказанным основаниям.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что индивидуальному предпринимателю Дякун Ольге Ивановне предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 100 руб. до рассмотрения апелляционной жалобы, то госпошлина подлежит взысканию с индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ЕГРИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск, в размере 100 (сто) руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2012 года по делу N А65-19089/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дякун Ольги Ивановны, (ЕГРИП 309165130900016, ИНН 165223568154), г. Нижнекамск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)