Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
заинтересованного лица - Якушевой А.А. (доверенность от 29.12.2012),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-26645/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пром-Инвест" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, третьи лица: мэрия городского округа Тольятти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о признании незаконным решения и обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пром-Инвест" (далее - ООО "Пром-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 27.08.2012 N 24/247, выразившегося в отказе предоставить ООО "Пром-Инвест" в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельный участок площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64 и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Пром-Инвест" земельного участка площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64 по цене 2,5% от его кадастровой стоимости и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, требования удовлетворены. Арбитражный суд признал незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 27.08.2012 N 24/247, выразившегося в отказе предоставить ООО "Пром-Инвест" в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельный участок площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64, и обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Пром-Инвест" земельного участка площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64 по цене 2,5% от его кадастровой стоимости и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении его в собственность.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Пром-Инвест" на праве собственности имеет объект незавершенного строительства - бетонно-растворный узел (45% готовности), что подтверждено копией Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 04.04.2008 серия 63-АВ N 798740 (том 1 л.д. 46).
Заявитель письмом исх. от 15.05.2012 N 87 и от 31.05.2012 обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой предоставить на праве собственности земельный участок площадью 7365+/-30 кв. м, кадастровый номер 63:09:0102158:900 по цене 2,5% кадастровой стоимости, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ООО "Пром-Инвест" на праве собственности. Также заявитель направил ТУ Росимущества в Самарской области проект договора купли-продажи земельного участка. Однако отказ в акцепте в течение тридцати дней со дня получения оферты от ТУ Росимущества в Самарской области не поступил.
Письмом от 27.08.2012 N 24/247 ТУ Росимущества в Самарской области отказало заявителю в предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 7365 +/- 30 кв. м, кадастровый номер 63:09:0102158:900, а также в акцепте представленного проекта договора купли-продажи земельного участка.
Основанием для отказа заявителю в приватизации спорного объекта незавершенного строительства, ТУ Росимущества в Самарской области указало на отсутствие у Российской Федерации права собственности на испрашиваемый участок, и отсутствие возможности идентифицировать испрашиваемый участок и участок с кадастровым номером 63:09:010204:9007 (0)//):000000:0//0065:11:1030:064:0:0.
Также ТУ Росимущества в Самарской области указало на представление копии паспорта директора общества, не заверенной надлежащим образом.
Кроме того, ТУ Росимущества в Самарской области в отказе указало, что к объектам незавершенного строительства порядок выкупа, предусмотренный пунктом 3 статьи 28 Федерального закона не применим, а также, что ранее имевшее право постоянного пользования переоформлено, в связи с чем, заявитель не имеет право на выкуп участка (том 1 л.д. 31 - 36).
Заявитель, не согласившись с принятым решением, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что заявителем выполнены все требования законодательства, к заявлению о приобретении в собственность земельного участка были приложены все документы согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному Приказом Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475.
Довод государственного органа об отсутствии у Российской Федерации зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102158:900 правомерно не принят во внимание судом первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 2 данной статьи при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленной копии выписки из Единого государственного реестра прав в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым (или условным) номером 63:09:010204:9007 (0)//0:0000000:0//0065:11:1030:064:0:0 (том 2 л.д. 139), площадью 14 112 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Вокзальная, дом 64, промузел АО "Автоваз", государственная запись о праве от 03.08.1999 N 63.09.1/1999.15474.
Как следует из письменных пояснений кадастрового органа, ранее присвоенным номером по отношению к земельному участку с кадастровым номером 63:09:0102158:638 стал условный номер 63:09:010204:9007 (0)//0:0000000:0//0065:11:1030:064:0:0. Из материалов кадастрового учета, спорный участок образован в порядке раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:27.
Материалы кадастрового учета, пояснения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" адрес земельного участка, факт расположения конкретных объектов недвижимости, в совокупности подтверждают факт идентичности указанных участков, и отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок не может являться основанием для отказа заявителю в его выкупе.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством земельные участки предоставлялись в бессрочное или во временное пользование на основании решений исполкомов горсоветов (часть 1 статьи 84 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970).
Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских советов народных депутатов (часть 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970). Временное пользование землей оформлялось договорами или удостоверениями на право временного пользования землей (часть 1 статьи 19 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970).
Позднее статьями 12 и 14 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 также было предусмотрено, что земельные участки предоставляются государственным учреждениям в бессрочное (постоянное) и временное пользование. Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов, право временного пользования удостоверяется договором (статья 31 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991).
Решением Тольяттинского совета народных депутатов от 20.03.1991 N 129 за ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" закреплено право постоянного пользования земельным участком общей площадью 1,44 га, расположенный в промышленном узле Волжского автозавода под строительство производственной базы строительно-монтажного управления N 2. Указанное право ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" было удостоверено Государственным актом на право пользования землей от 15.05.1991 N 914 (том 1 л.д. 39 - 41).
Согласно Приказу о ликвидации ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" от 16.04.1991 N 334 общество с ограниченной ответственностью "ЛадаИнвест" (далее - ОАО "ЛадаИнвест") являлось единоличным правопреемником ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой".
Таким образом, возникшее у ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 1,44 га, расположенный в промышленном узле Волжского автозавода под строительство производственной базы строительно-монтажного управления N 2 перешло в порядке правопреемства к вновь создаваемому ОАО "ЛадаИнвест".
Суд обоснованно признал ошибочным довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что право постоянного бессрочного пользования прекращено в виду его переоформления на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 12.07.1999 N 1559-2/07-99.
Из содержания указанного постановления от 12.07.1999 следует, что признано утратившим силу решение Исполнительного комитета Тольяттинского городского совета народных депутатов Куйбышевской области от 20.03.1991 N 129 "Об отводе земельного участка под производственную базу СМУ-2 проектно-строительно-монтажного треста "АвтоВАЗсервисстрой", ОАО "Лада-Инвест" предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 112 кв. м и разрешено строительство производственной базы СМУ-2".
Пунктом 4.2. постановления предписано заключить договор аренды указанного участка и зарегистрировать его в установленном порядке.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается факт заключения соответствующего договора аренды с ОАО "Лада-Инвест" и его государственной регистрации в органах государственной регистрации. На момент принятия мэрией городского округа Тольятти постановления от 12.07.1999 N 1559-2/07-99 сделки с землей, независимо от срока их действия, подлежали государственной регистрации.
Таким образом, ОАО "Лада-Инвест" не было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, право аренды не возникло.
Согласно части 2 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения Земельного кодекса Российской Федерации в действие, сохраняется.
Право заявителя удостоверено государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, к заявителю перешло право постоянного бессрочного пользования спорным участком при покупке объекта недвижимого имущества.
Право пользования не оспорено, не прекращено в установленном порядке. Доказательств обратного суду не представлено.
Несостоятелен довод ТУ Росимущества в Самарской области относительно отсутствия у заявителя права на выкуп земельного участка ввиду того, что на нем расположен объект незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 23.12.2008 N 8985/08 в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.
К таким случаям относится и приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
ОАО "Лада-Инвест" продало объект незавершенного строительства - бетонно-растворный узел (45% готовности) находящийся по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Вокзальная, дом 64 по договору купли-продажи в пользу закрытого акционерного общества "ВИТЕХ-СЕРВИС", которое по договору от 10.10.2001 продало его в пользу закрытого акционерного общества "СтавропольРемМонтаж", которое по договору купли-продажи от 03.03.2008 продало указанный объект недвижимости, в пользу заявителя.
Таким образом, к заявителю как приобретателю объекта недвижимого имущества по договору в силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под объектом и необходимый для завершения его строительства в соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 15.05.1991 N 914 выданным Исполнительным комитетом Тольяттинского городского Совета народных депутатов. В связи с чем, заявитель приобрел право на выкуп земельного участка по основаниям, прямо предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", занимаемым объектом незавершенного строительства.
Суд также соглашается с позицией заявителя о наличии оснований для применения льготной цены выкупа земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
На основании вышеизложенного и учитывая, что спорный участок испрашивался заявителем в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на земельном участке расположен объект недвижимого имущества, а совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что имеют все основания на льготную цену выкупа земельного участка, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов, сделанных судами, кроме того, не доказывают нарушение норм материального и процессуального права и не влияют на законность вынесенных судебных актов.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А55-26645/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-26645/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А55-26645/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
заинтересованного лица - Якушевой А.А. (доверенность от 29.12.2012),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-26645/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пром-Инвест" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, третьи лица: мэрия городского округа Тольятти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о признании незаконным решения и обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пром-Инвест" (далее - ООО "Пром-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 27.08.2012 N 24/247, выразившегося в отказе предоставить ООО "Пром-Инвест" в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельный участок площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64 и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Пром-Инвест" земельного участка площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64 по цене 2,5% от его кадастровой стоимости и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, требования удовлетворены. Арбитражный суд признал незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 27.08.2012 N 24/247, выразившегося в отказе предоставить ООО "Пром-Инвест" в собственность по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельный участок площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64, и обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Пром-Инвест" земельного участка площадью 7365 кв. м с кадастровым номером 63:09:0102158:900, категория - земли населенных пунктов с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-западнее ул. Вокзальная, 64 по цене 2,5% от его кадастровой стоимости и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении его в собственность.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Пром-Инвест" на праве собственности имеет объект незавершенного строительства - бетонно-растворный узел (45% готовности), что подтверждено копией Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 04.04.2008 серия 63-АВ N 798740 (том 1 л.д. 46).
Заявитель письмом исх. от 15.05.2012 N 87 и от 31.05.2012 обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с просьбой предоставить на праве собственности земельный участок площадью 7365+/-30 кв. м, кадастровый номер 63:09:0102158:900 по цене 2,5% кадастровой стоимости, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ООО "Пром-Инвест" на праве собственности. Также заявитель направил ТУ Росимущества в Самарской области проект договора купли-продажи земельного участка. Однако отказ в акцепте в течение тридцати дней со дня получения оферты от ТУ Росимущества в Самарской области не поступил.
Письмом от 27.08.2012 N 24/247 ТУ Росимущества в Самарской области отказало заявителю в предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 7365 +/- 30 кв. м, кадастровый номер 63:09:0102158:900, а также в акцепте представленного проекта договора купли-продажи земельного участка.
Основанием для отказа заявителю в приватизации спорного объекта незавершенного строительства, ТУ Росимущества в Самарской области указало на отсутствие у Российской Федерации права собственности на испрашиваемый участок, и отсутствие возможности идентифицировать испрашиваемый участок и участок с кадастровым номером 63:09:010204:9007 (0)//):000000:0//0065:11:1030:064:0:0.
Также ТУ Росимущества в Самарской области указало на представление копии паспорта директора общества, не заверенной надлежащим образом.
Кроме того, ТУ Росимущества в Самарской области в отказе указало, что к объектам незавершенного строительства порядок выкупа, предусмотренный пунктом 3 статьи 28 Федерального закона не применим, а также, что ранее имевшее право постоянного пользования переоформлено, в связи с чем, заявитель не имеет право на выкуп участка (том 1 л.д. 31 - 36).
Заявитель, не согласившись с принятым решением, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что заявителем выполнены все требования законодательства, к заявлению о приобретении в собственность земельного участка были приложены все документы согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному Приказом Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475.
Довод государственного органа об отсутствии у Российской Федерации зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102158:900 правомерно не принят во внимание судом первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 2 данной статьи при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленной копии выписки из Единого государственного реестра прав в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым (или условным) номером 63:09:010204:9007 (0)//0:0000000:0//0065:11:1030:064:0:0 (том 2 л.д. 139), площадью 14 112 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Вокзальная, дом 64, промузел АО "Автоваз", государственная запись о праве от 03.08.1999 N 63.09.1/1999.15474.
Как следует из письменных пояснений кадастрового органа, ранее присвоенным номером по отношению к земельному участку с кадастровым номером 63:09:0102158:638 стал условный номер 63:09:010204:9007 (0)//0:0000000:0//0065:11:1030:064:0:0. Из материалов кадастрового учета, спорный участок образован в порядке раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:27.
Материалы кадастрового учета, пояснения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" адрес земельного участка, факт расположения конкретных объектов недвижимости, в совокупности подтверждают факт идентичности указанных участков, и отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок не может являться основанием для отказа заявителю в его выкупе.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством земельные участки предоставлялись в бессрочное или во временное пользование на основании решений исполкомов горсоветов (часть 1 статьи 84 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970).
Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских советов народных депутатов (часть 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970). Временное пользование землей оформлялось договорами или удостоверениями на право временного пользования землей (часть 1 статьи 19 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970).
Позднее статьями 12 и 14 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 также было предусмотрено, что земельные участки предоставляются государственным учреждениям в бессрочное (постоянное) и временное пользование. Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов, право временного пользования удостоверяется договором (статья 31 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991).
Решением Тольяттинского совета народных депутатов от 20.03.1991 N 129 за ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" закреплено право постоянного пользования земельным участком общей площадью 1,44 га, расположенный в промышленном узле Волжского автозавода под строительство производственной базы строительно-монтажного управления N 2. Указанное право ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" было удостоверено Государственным актом на право пользования землей от 15.05.1991 N 914 (том 1 л.д. 39 - 41).
Согласно Приказу о ликвидации ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" от 16.04.1991 N 334 общество с ограниченной ответственностью "ЛадаИнвест" (далее - ОАО "ЛадаИнвест") являлось единоличным правопреемником ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой".
Таким образом, возникшее у ПСМТ "АвтоВАЗсервисстрой" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 1,44 га, расположенный в промышленном узле Волжского автозавода под строительство производственной базы строительно-монтажного управления N 2 перешло в порядке правопреемства к вновь создаваемому ОАО "ЛадаИнвест".
Суд обоснованно признал ошибочным довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что право постоянного бессрочного пользования прекращено в виду его переоформления на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 12.07.1999 N 1559-2/07-99.
Из содержания указанного постановления от 12.07.1999 следует, что признано утратившим силу решение Исполнительного комитета Тольяттинского городского совета народных депутатов Куйбышевской области от 20.03.1991 N 129 "Об отводе земельного участка под производственную базу СМУ-2 проектно-строительно-монтажного треста "АвтоВАЗсервисстрой", ОАО "Лада-Инвест" предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 112 кв. м и разрешено строительство производственной базы СМУ-2".
Пунктом 4.2. постановления предписано заключить договор аренды указанного участка и зарегистрировать его в установленном порядке.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается факт заключения соответствующего договора аренды с ОАО "Лада-Инвест" и его государственной регистрации в органах государственной регистрации. На момент принятия мэрией городского округа Тольятти постановления от 12.07.1999 N 1559-2/07-99 сделки с землей, независимо от срока их действия, подлежали государственной регистрации.
Таким образом, ОАО "Лада-Инвест" не было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, право аренды не возникло.
Согласно части 2 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения Земельного кодекса Российской Федерации в действие, сохраняется.
Право заявителя удостоверено государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, к заявителю перешло право постоянного бессрочного пользования спорным участком при покупке объекта недвижимого имущества.
Право пользования не оспорено, не прекращено в установленном порядке. Доказательств обратного суду не представлено.
Несостоятелен довод ТУ Росимущества в Самарской области относительно отсутствия у заявителя права на выкуп земельного участка ввиду того, что на нем расположен объект незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 23.12.2008 N 8985/08 в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.
К таким случаям относится и приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
ОАО "Лада-Инвест" продало объект незавершенного строительства - бетонно-растворный узел (45% готовности) находящийся по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Вокзальная, дом 64 по договору купли-продажи в пользу закрытого акционерного общества "ВИТЕХ-СЕРВИС", которое по договору от 10.10.2001 продало его в пользу закрытого акционерного общества "СтавропольРемМонтаж", которое по договору купли-продажи от 03.03.2008 продало указанный объект недвижимости, в пользу заявителя.
Таким образом, к заявителю как приобретателю объекта недвижимого имущества по договору в силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под объектом и необходимый для завершения его строительства в соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 15.05.1991 N 914 выданным Исполнительным комитетом Тольяттинского городского Совета народных депутатов. В связи с чем, заявитель приобрел право на выкуп земельного участка по основаниям, прямо предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", занимаемым объектом незавершенного строительства.
Суд также соглашается с позицией заявителя о наличии оснований для применения льготной цены выкупа земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
На основании вышеизложенного и учитывая, что спорный участок испрашивался заявителем в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на земельном участке расположен объект недвижимого имущества, а совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что имеют все основания на льготную цену выкупа земельного участка, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов, сделанных судами, кроме того, не доказывают нарушение норм материального и процессуального права и не влияют на законность вынесенных судебных актов.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А55-26645/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)