Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.06.2013 Ж.;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 по делу N А32-14971/2012, принятое судьей Савиным Р.Ю., по заявлению ОАО "Краснодарская фармацевтическая фабрика" к заинтересованным лицам Федеральному агентству по управлению государственным имуществом; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным отказа,
установил:
Заявитель (далее - общество) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в предоставлении ОАО "Краснодарская фармацевтическая фабрика" в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0401008:2, общей площадью 16 919 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174 (далее - спорный земельный участок), предоставленного для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, оформленный письмом от 09.04.2012 г.; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление) подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 отказ в предоставлении в собственность земельного участка признан незаконным, суд обязал Территориальное управление принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, а также направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Судебный акт мотивирован наличием у Территориального органа Росимущества всех необходимых и установленных законом полномочий для разрешения вопроса о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, находящегося в собственности РФ; фактом представления заявителем всех предусмотренных утвержденным Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 13.09.2011 N 475 Перечнем документов; а также выводов о том, что находящийся на спорном земельном участке резервуар для воды площадью 18,2 кв. м не относится по смыслу Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что полномочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет Росимущество, в связи с чем решение о предоставлении в собственность данного земельного участка может быть принято только по поручению указанного федерального органа исполнительной власти.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами заявителя жалобы, указав на то, что заявление о предоставление в собственность спорного земельного участка было подано 19.01.2011, а в Росимущество передано только 31.01.2012. В указанный период ТУ Росимущества обладало необходимыми полномочиями на разрешение спорного вопроса о предоставлении земельного участка в собственность. Вместе с тем, заявитель полагает, что представителями РФ в спорных взаимоотношениях являются именно территориальные органы, и вопросы согласования предоставления земельных участков являются внутренним ведомственным вопросом органом Росимущества. Кроме того, заявитель указывает, что арбитражным судом признан незаконным именно отказ Росимущества в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Краснодара от 10.08.1993 N 447 обществу для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 16 919 кв. м с кадастровым номером 23:43:0401008:2, находящийся по адресу г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174, о чем был выдан государственный акт на право на право постоянного (бессрочного) пользования землей, серия кк-2, N 401001171.
На данном земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности следующие объекты недвижимости: 1) нежилое здание - административное, лит. А, общая площадь 3560.0 кв. м; 2) нежилое здание - производственное, лит. Б, общая площадь 3498 кв. м; 3) нежилое здание - производственно-складское, лит. В, общая площадь 1349.0 кв. м; 4) насосная, лит. Г1, площадь 21.1 кв. м; 5) навес, лит. Г9, площадь 332.3 кв. м; 6) гараж, лит. Г14, инвентарный номер: 60563, площадь 36.7 кв. м, 7) склад, лит. Д, инвентарный номер: 60563, общая площадь 383.3 кв. м, 8) сауна с пристройками, лит. Е2,ЕЗ,Е4,е, общая площадь 119.8 кв. м, 9) спиртохранилище, склад, лит.Ж, Ж1, общая площадь 65.5 кв. м, 10) спиртохранилище, лит. 3., площадь 33.1 кв. м, 11) проходная, лит. И., общая площадь 54.9 кв. м; 12) склад, лит. К, общая площадь 488.3 кв. м; 13) резервуар для воды, лит. XXX, площадь 18.2 кв. м, что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности общество письмом от 19.01.2011 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Письмом N 09-14/249 от 16.01.2012 Управление направило в ФАУГИ обращение общества с приложенными документами по вопросу приобретения прав на спорный земельный участок.
Письмом N ПП-10/10593 от 09.04.2012 года Росимущество направило ответ, согласно которому Росимуществом было рассмотрено заявление общества о приобретении права собственности на спорный земельный участок. Согласно представленным материалам на испрашиваемом земельном участке был выявлен объект недвижимого имущества - резервуар для воды, предназначенный для использования водных ресурсов. Росимуществом был сделан вывод, что данный объект имеет признаки гидротехнического сооружения согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Росимущество указало, что в соответствии с подп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, поэтому исходя из норм ст. 27 Земельного кодекса РФ предоставление спорного земельного участка в частную собственность невозможно, данный земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды.
Управление письмом N 09-10/5055 направило заявителю копию письма Росимущества N ПП-10/10593 от 09.04.2012 об отказе в выкупе земельного участка.
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя явился основанием для обращения организации с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса РФ вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в порядке установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ отношений для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный Перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Материалами дела подтверждается наличие у общества оснований для получения спорного земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Все необходимые документы по вышеуказанному перечню обществом представлены.
Изложенное в письме Росимущества основание отказа в предоставлении в собственность заявителю спорного земельного участка обоснованно и мотивированно отклонено судом первой инстанции как не соответствующее правовым нормам. Суд правильно установил, что находящийся на спорном земельном участке и принадлежащий на праве собственности заявителю резервуар для воды лит. XXX, площадью 18.2 кв. м, не относится по смыслу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям.
Полномочия Территориального управления по спорному вопросу также правильно определены судом первой инстанции.
В частности, суд правомерно указал, что в соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Приказом Росимущества N 16 от 31.01.2012 в положения о территориальных управления Росимущества, ранее утвержденные соответствующими приказами Росимущества, внесены изменения.
В частности они дополнены п. 4.6.3, предусматривающим, что территориальные управления осуществляют в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной или меньше одного гектара.
Также внесены изменения в пункт 4.8. Положения, а именно, согласно подпункту ж) по поручению Росимущества, Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар.
Площадь спорного земельного участка превышает 1 гектар (16919 кв. м).
Однако суд учитывает, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка подано еще в январе 2011 года. При этом передано в Росимущество только 16.01.2012 после внесения вышеуказанных изменений в Положение.
Таким образом, действовавший в спорный период Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 694, изменивший редакцию п. п. "ж" п. 4.8 Типового положения, по существу расширил полномочия территориальных органов Росимущества, поскольку в предыдущей редакции п. 4.8 Типового положения с Росимуществом (г. Москва) необходимо было согласовывать предоставление любых участков (независимо от их площади).
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что представителями РФ в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества, а не Росимущество (г. Москва). Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях ФАС СКО от 19.04.2011 по делу N А63-23858/2008, ФАС ЗСО от 27.12.2011 по делу N А27-16182/2010, ФАС СЗО от 25.06.2012 по делу N А05-9403/2011).
Таким образом, у заинтересованных лиц имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, и соответствующие полномочия, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка пунктов с кадастровым номером 23:43:0401008:2, общей площадью 16919 кв. м, расположенного Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174, однако в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок соответствующее решение не принято, в адрес заявителя проект договора купли-продажи не направлен.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 по делу N А32-14971/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 N 15АП-8384/2013 ПО ДЕЛУ N А32-14971/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. N 15АП-8384/2013
Дело N А32-14971/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.06.2013 Ж.;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 по делу N А32-14971/2012, принятое судьей Савиным Р.Ю., по заявлению ОАО "Краснодарская фармацевтическая фабрика" к заинтересованным лицам Федеральному агентству по управлению государственным имуществом; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным отказа,
установил:
Заявитель (далее - общество) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в предоставлении ОАО "Краснодарская фармацевтическая фабрика" в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0401008:2, общей площадью 16 919 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174 (далее - спорный земельный участок), предоставленного для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, оформленный письмом от 09.04.2012 г.; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление) подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 отказ в предоставлении в собственность земельного участка признан незаконным, суд обязал Территориальное управление принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, а также направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Судебный акт мотивирован наличием у Территориального органа Росимущества всех необходимых и установленных законом полномочий для разрешения вопроса о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, находящегося в собственности РФ; фактом представления заявителем всех предусмотренных утвержденным Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 13.09.2011 N 475 Перечнем документов; а также выводов о том, что находящийся на спорном земельном участке резервуар для воды площадью 18,2 кв. м не относится по смыслу Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что полномочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет Росимущество, в связи с чем решение о предоставлении в собственность данного земельного участка может быть принято только по поручению указанного федерального органа исполнительной власти.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами заявителя жалобы, указав на то, что заявление о предоставление в собственность спорного земельного участка было подано 19.01.2011, а в Росимущество передано только 31.01.2012. В указанный период ТУ Росимущества обладало необходимыми полномочиями на разрешение спорного вопроса о предоставлении земельного участка в собственность. Вместе с тем, заявитель полагает, что представителями РФ в спорных взаимоотношениях являются именно территориальные органы, и вопросы согласования предоставления земельных участков являются внутренним ведомственным вопросом органом Росимущества. Кроме того, заявитель указывает, что арбитражным судом признан незаконным именно отказ Росимущества в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Краснодара от 10.08.1993 N 447 обществу для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 16 919 кв. м с кадастровым номером 23:43:0401008:2, находящийся по адресу г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174, о чем был выдан государственный акт на право на право постоянного (бессрочного) пользования землей, серия кк-2, N 401001171.
На данном земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности следующие объекты недвижимости: 1) нежилое здание - административное, лит. А, общая площадь 3560.0 кв. м; 2) нежилое здание - производственное, лит. Б, общая площадь 3498 кв. м; 3) нежилое здание - производственно-складское, лит. В, общая площадь 1349.0 кв. м; 4) насосная, лит. Г1, площадь 21.1 кв. м; 5) навес, лит. Г9, площадь 332.3 кв. м; 6) гараж, лит. Г14, инвентарный номер: 60563, площадь 36.7 кв. м, 7) склад, лит. Д, инвентарный номер: 60563, общая площадь 383.3 кв. м, 8) сауна с пристройками, лит. Е2,ЕЗ,Е4,е, общая площадь 119.8 кв. м, 9) спиртохранилище, склад, лит.Ж, Ж1, общая площадь 65.5 кв. м, 10) спиртохранилище, лит. 3., площадь 33.1 кв. м, 11) проходная, лит. И., общая площадь 54.9 кв. м; 12) склад, лит. К, общая площадь 488.3 кв. м; 13) резервуар для воды, лит. XXX, площадь 18.2 кв. м, что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности общество письмом от 19.01.2011 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Письмом N 09-14/249 от 16.01.2012 Управление направило в ФАУГИ обращение общества с приложенными документами по вопросу приобретения прав на спорный земельный участок.
Письмом N ПП-10/10593 от 09.04.2012 года Росимущество направило ответ, согласно которому Росимуществом было рассмотрено заявление общества о приобретении права собственности на спорный земельный участок. Согласно представленным материалам на испрашиваемом земельном участке был выявлен объект недвижимого имущества - резервуар для воды, предназначенный для использования водных ресурсов. Росимуществом был сделан вывод, что данный объект имеет признаки гидротехнического сооружения согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Росимущество указало, что в соответствии с подп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, поэтому исходя из норм ст. 27 Земельного кодекса РФ предоставление спорного земельного участка в частную собственность невозможно, данный земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды.
Управление письмом N 09-10/5055 направило заявителю копию письма Росимущества N ПП-10/10593 от 09.04.2012 об отказе в выкупе земельного участка.
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя явился основанием для обращения организации с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса РФ вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в порядке установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ отношений для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный Перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Материалами дела подтверждается наличие у общества оснований для получения спорного земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Все необходимые документы по вышеуказанному перечню обществом представлены.
Изложенное в письме Росимущества основание отказа в предоставлении в собственность заявителю спорного земельного участка обоснованно и мотивированно отклонено судом первой инстанции как не соответствующее правовым нормам. Суд правильно установил, что находящийся на спорном земельном участке и принадлежащий на праве собственности заявителю резервуар для воды лит. XXX, площадью 18.2 кв. м, не относится по смыслу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям.
Полномочия Территориального управления по спорному вопросу также правильно определены судом первой инстанции.
В частности, суд правомерно указал, что в соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Приказом Росимущества N 16 от 31.01.2012 в положения о территориальных управления Росимущества, ранее утвержденные соответствующими приказами Росимущества, внесены изменения.
В частности они дополнены п. 4.6.3, предусматривающим, что территориальные управления осуществляют в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной или меньше одного гектара.
Также внесены изменения в пункт 4.8. Положения, а именно, согласно подпункту ж) по поручению Росимущества, Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар.
Площадь спорного земельного участка превышает 1 гектар (16919 кв. м).
Однако суд учитывает, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка подано еще в январе 2011 года. При этом передано в Росимущество только 16.01.2012 после внесения вышеуказанных изменений в Положение.
Таким образом, действовавший в спорный период Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 694, изменивший редакцию п. п. "ж" п. 4.8 Типового положения, по существу расширил полномочия территориальных органов Росимущества, поскольку в предыдущей редакции п. 4.8 Типового положения с Росимуществом (г. Москва) необходимо было согласовывать предоставление любых участков (независимо от их площади).
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что представителями РФ в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества, а не Росимущество (г. Москва). Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях ФАС СКО от 19.04.2011 по делу N А63-23858/2008, ФАС ЗСО от 27.12.2011 по делу N А27-16182/2010, ФАС СЗО от 25.06.2012 по делу N А05-9403/2011).
Таким образом, у заинтересованных лиц имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, и соответствующие полномочия, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка пунктов с кадастровым номером 23:43:0401008:2, общей площадью 16919 кв. м, расположенного Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174, однако в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок соответствующее решение не принято, в адрес заявителя проект договора купли-продажи не направлен.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 по делу N А32-14971/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)