Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Луканина Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года апелляционную жалобу Администрации МО "Полянское сельское поселение" и апелляционную жалобу Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года по делу N 2-3722/12 по заявлению Ш. об оспаривании действия (бездействия) органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения заявительницы и ее представителя, представителя Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, просила признать незаконным бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей земельных участков, обязать МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области принять решение о предоставлении ей земельных участков.
В обоснование заявленных требований заявительница указывала, что является собственником земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>. В апреле 2011 года она обратилась в МО "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении ей прилегающих к ее границам земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м. По информации, полученной от Администрации МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, план границ предоставляемых ей земельных участков на ситуационном плане был согласован МО "Выборгский район", в связи с чем Ш. в июле 2011 года поставила забор по границам участков, которые были согласованы на ситуационном плане. В ноябре 2011 года ее соседка по земельному участку инициировала судебный иск о сносе забора на участке площадью <...> кв. м, который был удовлетворен. После принятого решения Ш. повторно обращалась в МО "Полянское сельское поселение" с требованием согласовать отвод земельных участков, но ответа на свое обращение не получила.
Заявитель считает бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей земельных участков, незаконным, поскольку с момента ее обращения в МО "Выборгский район" с заявлением о предоставлении ей прилегающих к ее границам земельных участков прошло более года, никаких официальных писем от МО "Выборгский район" о положительном решении о предоставлении земельных участков либо об отказе она не получала. Причины приостановления МО "Полянское сельское поселение" рассмотрения ее вопроса ей также не известны. При этом, как указывает заявительница, судебный спор с соседкой по земельному участку о сносе забора не имеет отношения к выделению земельных участков. Заявитель считает бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей земельных участков, незаконным, нарушающим ее права и создающим препятствия в осуществлении ее прав, гарантированных ей гражданским и земельным законодательством в части приобретения прав на земельные участки и осуществления полномочий собственника.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года постановлено признать незаконным бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Ш. земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, в дополнение к существующему, обязать МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области принять решение о предоставлении Ш. земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, в дополнение к существующему.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Полянское сельское поселение" просит решение суда отменить, полагает его незаконным.
Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области также не согласна с постановленным решением как необоснованным.
Администрация МО "Полянское сельское поселение" на рассмотрение дела не явилась, о его слушании извещена надлежаще, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Учитывая надлежащее извещение, подробное изложение доводов в апелляционной жалобе, коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Разрешая требования заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лица, чьи действия обжалуются, совершили бездействие при рассмотрении заявления Ш. от 05.04.2011 о предоставлении земельного участка в дополнение к существующему, что не может быть признано правомерным и соответствующим действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Выборгском районе Ленинградской области регламентирован решением совета депутатов от 27.01.2006 N 37 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Согласно пункту 1.3 данного Положения уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области является Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области. Решения о предоставлении или об изъятии земельных участков на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области принимаются главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в виде постановлений.
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что распоряжение имуществом муниципальных образований, включая земельные участки, расположенные на их территориях, входящих в состав территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, осуществляется главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на основании соглашений между главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и главой Администрации муниципального образования.
Между МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий поселения муниципальному району, утвержденное решением Совета депутатов от 21.03.2006 N 35.
Согласно абз. 2 подпункта 1 статьи 2 указанного Соглашения МО "Выборгский район" согласовывает с МО "Полянское сельское поселение" заключение гражданско-правовых договоров в отношении имущества, находящегося на территории и (или) в муниципальной собственности МО "Полянское сельское поселение", в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6.3 решения совета депутатов от 27.01.2006 N 37 принятые заявления граждан и юридических лиц регистрируются в отделе землепользования Комитета, и при принятии положительного решения о предоставлении земельного участка, выдаются заявителю для сбора необходимых согласований и заключений. В случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Комитет выдает заявителю письменный мотивированный отказ.
Как верно установил суд первой инстанции на основании материалов дела, заявительнице на праве собственности принадлежит земельный участок под ? часть жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N <...>.
Заявительница 05.04.2011 обратилась в Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату площадью <...> + <...> кв. м для использования под <...> часть жилого дома на основании дополнительного отвода к существующему участку.
10.06.2011 письмом N А-889 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области сообщил главе администрации МО "Полянское сельское поселение", что считает возможным планировочные решения по отводу земельных участков согласно приложенным схемам при условии уточнения границ и площади при проектировании. Обзорный план земельного участка, предоставленного Ш., согласован главой администрации МО "Полянское сельское поселение" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительству 07.04.2011.
05.07.2012 представителем МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области было получено письмо от представителя Ш. адвоката Ластовенко Д.А. с просьбой согласовать обзорный план дополнительного отвода земельного участка Ш., расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего оформления документов.
29.10.2012 Ш. обратилась с заявлением к главе администрации МО "Полянское сельское поселение" о выдаче обзорного плана на земельный участок, расположенный на территории <адрес>, площадью <...> кв. м, основание - дополнительный отвод к существующему участку.
По состоянию на декабрь 2012 года заявительница не получила решения по своему заявлению от 05.04.2011.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оба лица, чьи действия обжалуются, должны были надлежащим образом исполнять возложенные на них законодательством Российской Федерации полномочия в части предоставления земельных участков гражданам. При этом, как верно отметил районный суд, несогласованность действий заинтересованных лиц при выполнении Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, а также при выполнении условий соглашения между МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в части заключения гражданско-правовых договоров в отношении имущества, находящегося на территории и (или) в муниципальной собственности МО "Полянское сельское поселение", не должно приводить к нарушению прав граждан при принятии решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах постановленное решение не подлежит отмене по доводам апелляционных жалоб.
Вместе с тем коллегия считает необходимым изменить решение суда по следующим основаниям.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 28 Постановления Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
На основании приведенного положения, учитывая, что бездействие администрациями муниципальных образований допущено в связи с непринятием решения по заявлению Ш. о предоставлении земельных участков, решение об отказе в предоставлении заявительнице земельных участков не принималось, а потому оспариваемое судебное постановление об обязании муниципальных органов принять решение именно о предоставлении является неправильным, т.к. принятие такого решения относится к исключительной компетенции муниципального органа, судебная коллегия считает необходимым уточнить формулировку резолютивной части решения суда и установить срок для совершения в отношении заявителя конкретных действий, полагая разумным месячный срок.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года изменить.
Признать незаконным бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области по непринятию решения по заявлению Ш. от 05 апреля 2011 года о предоставлении земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, в дополнение к имеющемуся.
Обязать МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Ш. от 05 апреля 2011 года о предоставлении земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>.
Апелляционные жалобы МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.05.2013 N 33-7088/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. N 33-7088/2013
Судья: Луканина Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года апелляционную жалобу Администрации МО "Полянское сельское поселение" и апелляционную жалобу Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года по делу N 2-3722/12 по заявлению Ш. об оспаривании действия (бездействия) органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения заявительницы и ее представителя, представителя Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, просила признать незаконным бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей земельных участков, обязать МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области принять решение о предоставлении ей земельных участков.
В обоснование заявленных требований заявительница указывала, что является собственником земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>. В апреле 2011 года она обратилась в МО "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении ей прилегающих к ее границам земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м. По информации, полученной от Администрации МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, план границ предоставляемых ей земельных участков на ситуационном плане был согласован МО "Выборгский район", в связи с чем Ш. в июле 2011 года поставила забор по границам участков, которые были согласованы на ситуационном плане. В ноябре 2011 года ее соседка по земельному участку инициировала судебный иск о сносе забора на участке площадью <...> кв. м, который был удовлетворен. После принятого решения Ш. повторно обращалась в МО "Полянское сельское поселение" с требованием согласовать отвод земельных участков, но ответа на свое обращение не получила.
Заявитель считает бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей земельных участков, незаконным, поскольку с момента ее обращения в МО "Выборгский район" с заявлением о предоставлении ей прилегающих к ее границам земельных участков прошло более года, никаких официальных писем от МО "Выборгский район" о положительном решении о предоставлении земельных участков либо об отказе она не получала. Причины приостановления МО "Полянское сельское поселение" рассмотрения ее вопроса ей также не известны. При этом, как указывает заявительница, судебный спор с соседкой по земельному участку о сносе забора не имеет отношения к выделению земельных участков. Заявитель считает бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ей земельных участков, незаконным, нарушающим ее права и создающим препятствия в осуществлении ее прав, гарантированных ей гражданским и земельным законодательством в части приобретения прав на земельные участки и осуществления полномочий собственника.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года постановлено признать незаконным бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Ш. земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, в дополнение к существующему, обязать МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области принять решение о предоставлении Ш. земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, в дополнение к существующему.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Полянское сельское поселение" просит решение суда отменить, полагает его незаконным.
Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области также не согласна с постановленным решением как необоснованным.
Администрация МО "Полянское сельское поселение" на рассмотрение дела не явилась, о его слушании извещена надлежаще, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Учитывая надлежащее извещение, подробное изложение доводов в апелляционной жалобе, коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Разрешая требования заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лица, чьи действия обжалуются, совершили бездействие при рассмотрении заявления Ш. от 05.04.2011 о предоставлении земельного участка в дополнение к существующему, что не может быть признано правомерным и соответствующим действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Выборгском районе Ленинградской области регламентирован решением совета депутатов от 27.01.2006 N 37 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Согласно пункту 1.3 данного Положения уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области является Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области. Решения о предоставлении или об изъятии земельных участков на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области принимаются главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в виде постановлений.
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что распоряжение имуществом муниципальных образований, включая земельные участки, расположенные на их территориях, входящих в состав территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, осуществляется главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на основании соглашений между главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и главой Администрации муниципального образования.
Между МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий поселения муниципальному району, утвержденное решением Совета депутатов от 21.03.2006 N 35.
Согласно абз. 2 подпункта 1 статьи 2 указанного Соглашения МО "Выборгский район" согласовывает с МО "Полянское сельское поселение" заключение гражданско-правовых договоров в отношении имущества, находящегося на территории и (или) в муниципальной собственности МО "Полянское сельское поселение", в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6.3 решения совета депутатов от 27.01.2006 N 37 принятые заявления граждан и юридических лиц регистрируются в отделе землепользования Комитета, и при принятии положительного решения о предоставлении земельного участка, выдаются заявителю для сбора необходимых согласований и заключений. В случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Комитет выдает заявителю письменный мотивированный отказ.
Как верно установил суд первой инстанции на основании материалов дела, заявительнице на праве собственности принадлежит земельный участок под ? часть жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N <...>.
Заявительница 05.04.2011 обратилась в Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату площадью <...> + <...> кв. м для использования под <...> часть жилого дома на основании дополнительного отвода к существующему участку.
10.06.2011 письмом N А-889 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области сообщил главе администрации МО "Полянское сельское поселение", что считает возможным планировочные решения по отводу земельных участков согласно приложенным схемам при условии уточнения границ и площади при проектировании. Обзорный план земельного участка, предоставленного Ш., согласован главой администрации МО "Полянское сельское поселение" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительству 07.04.2011.
05.07.2012 представителем МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области было получено письмо от представителя Ш. адвоката Ластовенко Д.А. с просьбой согласовать обзорный план дополнительного отвода земельного участка Ш., расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего оформления документов.
29.10.2012 Ш. обратилась с заявлением к главе администрации МО "Полянское сельское поселение" о выдаче обзорного плана на земельный участок, расположенный на территории <адрес>, площадью <...> кв. м, основание - дополнительный отвод к существующему участку.
По состоянию на декабрь 2012 года заявительница не получила решения по своему заявлению от 05.04.2011.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оба лица, чьи действия обжалуются, должны были надлежащим образом исполнять возложенные на них законодательством Российской Федерации полномочия в части предоставления земельных участков гражданам. При этом, как верно отметил районный суд, несогласованность действий заинтересованных лиц при выполнении Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, а также при выполнении условий соглашения между МО "Выборгский район" Ленинградской области и МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в части заключения гражданско-правовых договоров в отношении имущества, находящегося на территории и (или) в муниципальной собственности МО "Полянское сельское поселение", не должно приводить к нарушению прав граждан при принятии решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах постановленное решение не подлежит отмене по доводам апелляционных жалоб.
Вместе с тем коллегия считает необходимым изменить решение суда по следующим основаниям.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 28 Постановления Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
На основании приведенного положения, учитывая, что бездействие администрациями муниципальных образований допущено в связи с непринятием решения по заявлению Ш. о предоставлении земельных участков, решение об отказе в предоставлении заявительнице земельных участков не принималось, а потому оспариваемое судебное постановление об обязании муниципальных органов принять решение именно о предоставлении является неправильным, т.к. принятие такого решения относится к исключительной компетенции муниципального органа, судебная коллегия считает необходимым уточнить формулировку резолютивной части решения суда и установить срок для совершения в отношении заявителя конкретных действий, полагая разумным месячный срок.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года изменить.
Признать незаконным бездействие МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области по непринятию решения по заявлению Ш. от 05 апреля 2011 года о предоставлении земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, в дополнение к имеющемуся.
Обязать МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Ш. от 05 апреля 2011 года о предоставлении земельных участков площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>.
Апелляционные жалобы МО "Выборгский район" Ленинградской области, МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)